Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

Бюджетники используют специальные кодификаторы для ведения бухучета, планирования, проведения госзакупки, подготовки отчетности. Увязки на 2025 год обновили.

Содержание

Код видов расходов (КВР) и классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) коммерческим организациям и ИП обычно не требуется. Эти коды используют бюджетники — для учета поступлений и расходов. Но бывают ситуации, когда коммерция получает субсидии из бюджета — деньги доводят по специальной классификации. Поскольку я много лет проработала в бюджете, расскажу, какие коды и классификаторы использовать для бюджетных средств.

Что изменится в КВР и КОСГУ в 2025 году

Нововведения касаются порядка применения классификации операций сектора госуправления (Приказ Минфина № 209н от 29.11.2017) и правил работы с кодами видов расходов (приказы Минфина № 82н от 24.05.2022, № 85н от 10.06.2024). Мы собрали все изменения КОСГУ на 2025 в одной таблице (с учетом изменений КВР) для бюджетных заказчиков:

КОСГУ и КВР Дата вступления в силу изменений Новые правила
КБК С 01.01.2025 Применяются новые коды бюджетной классификации на 2025 год и плановый период 2026–2027 гг. Они утверждены Приказом Минфина № 85н от 10.06.2024
КВР 248 «Лизинговые платежи по договору финансовой аренды (лизинга), не являющиеся бюджетными инвестициями» По этому коду лизингополучатели отражают уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды/лизинга, которые не являются бюджетными инвестициями
КВР 416 «Бюджетные инвестиции по договору финансовой аренды (лизинга)» По этому коду лизингополучатели учитывают уплату лизинговых платежей по договору финаренды/лизинга, который предусматривает по окончании срока действия приобретение объекта недвижимого имущества, являющегося предметом лизинга, в собственность получателя
КВР «Закупка энергетических ресурсов» С 2025 года по этому коду проводят оплату договоров холодного водоснабжения, водоотведения и ассенизации, т. е. вывоза жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы канализации
КВР 890 «Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющимся стороной концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве, а также на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с финансовой арендой (лизингом)» По этому коду учитывают субсидии юрлицам и ИП

Изменений по КОСГУ на 2025 год нет. Применяем кодировку сектора госуправления так же, как и в прошлом году. Действующие правила утверждены Приказом Минфина № 209н от 29.11.2017.

Как с 2025 года применять КВР 247

По-особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2025 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2021 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов». Код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (Письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021).

По КВР 247 проводят затраты по оплате и транспортировке ресурсов:

  • по сетям электроэнергии;
  • газа природного и сжиженного;
  • теплоэнергии и теплоносителя для отопления.

А с 2025 г. по КВР 247 отражают оплату договоров холодного водоснабжения, водоотведения и ассенизации.

Все остальные затраты относят на КВР 244 и другие коды. По расходному коду 244 оплачивают:

  • коммунальные услуги по счетам управляющих компаний в многоквартирных домах;
  • компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодателей и ссудодателей;
  • поставку топлива (исключение — природный газ по газораспределительной сети);
  • горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу;
  • энергосервисные договоры и контракты.

Минфин разъяснил порядок учета по смешанным договорам — на поставку тепла и горячей воды. Ранее их учитывали на 244 КВР, а с 01.01.2022 их отражают на КВР 247 (Письмо Минфина № 02-05-11/77361 от 22.09.2021).

Как бюджетники работают с КОСГУ и КВР

ВАЖНО!
Актуальные коды КСОГУ закреплены Приказом Минфина № 209н от 29.11.2017, КВР — Приказом № 82н от 24.05.2022. Работать по старым инструкциям запрещено.

В приказе № 209н приведена расшифровка КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Минфин представил новую таблицу соответствия КВР и КОСГУ — последние правки по увязкам кодификаторов КОСГУ и КВР совсем незначительны. К примеру, меняется назначение КВР 244 и 247. По КВР 244 больше не учитываются коммунальные расходы по договорам холодного водоснабжения, водоотведения и ассенизации — их отражаем по КВР 247. То есть теперь всю коммуналку проводят по КВР 247.

ВАЖНО!
Из перечня расходов на КВР 244 исключили лизинговые платежи. Для них ввели новые бюджетные статьи расходов с расшифровкой на 2025-й — это 248 «Лизинговые платежи по договору финансовой аренды (лизинга), не являющиеся бюджетными инвестициями» и 416 «Бюджетные инвестиции по договору финансовой аренды (лизинга)».

Что такое КОСГУ в бюджетном учете

Каждому государственному и муниципальному учреждению требуется расшифровка КЭК для бюджетных учреждений в 2025 г. — классификация экономических кодов. Все закупки планируются и проводятся в строгом соответствии с предельным объемом финансирования, которое доводят до заказчиков по конкретным кодам. В Приказе Минфина № 209н от 29.11.2017 указано, что такое КОСГУ — это числовой код, который позволяет безошибочно классифицировать совершенную операцию по ее содержанию.

ВАЖНО!
Порядка применения видов расходов КОСГУ по № 209н с изменениями на 2025 год нет — Минфин ничего не менял. В 2025 году классифицировать операции следует в соответствии с действующей редакцией Приказа Минфина № 209н от 29.11.2017. Его положения распространяются на все типы организаций бюджетной сферы: казенные, бюджетные и автономные.

Представим основные КОСГУ в таблице:

100 Доходы
110 — налоговые доходы
111 — налоги
112 — госпошлины
130 — доходы от оказания платных услуг
180 — прочие
200 Расходы
211 — зарплата
213 — начисления на заработную плату
221 — услуги связи
222 — транспортные услуги
223: расшифровка КОСГУ 223 в 2025 году для бюджетных учреждений — коммунальные услуги
224 — аренда за использование имущества
225 — работы и услуги по содержанию имущества
226 — прочие работы и услуги
228 — услуги для целей капитальных вложений
290 — прочие расходы
300 Поступление нефинансовых активов (НА)
310 — увеличение стоимости основных средств
320 — увеличение стоимости нематериальных активов
330 — увеличение стоимости непроизведенных активов
340: расшифровка КОСГУ 340 в 2025 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости материальных запасов
341 — увеличение стоимости лекарственных препаратов
343 — увеличение стоимости горюче-смазочных материалов
344: расшифровка КОСГУ 344 в 2025 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости строительных материалов
400 Выбытие НА
410 — уменьшение стоимости основных средств
411 — амортизация основных средств
420 — уменьшение стоимости нематериальных активов
430 — уменьшение стоимости непроизведенных активов
440 — уменьшение стоимости материальных запасов
500 Поступление финансовых активов (ФА)
510 — поступление денежных средств и их эквивалентов
520 — увеличение стоимости ценных бумаг
530 — увеличение стоимости акций
600 Выбытие ФА
610 — выбытие денежных средств
620 — уменьшение стоимости ценных бумаг
630 — уменьшение стоимости акций
700 Увеличение обязательств
710 — увеличение задолженности по внутренним заимствованиям
720 — увеличение задолженности по внешним заимствованиям
730 — увеличение прочей кредиторской задолженности
800 Уменьшение обязательств
810 — уменьшение задолженности по внутренним заимствованиям
820 — уменьшение задолженности по внешним заимствованиям
830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности

До января 2016 года все операции бюджетных, казенных и автономных учреждений классифицировались по КОСГУ, затем это правило отменили. Теперь в 18–20 разрядах счетов бухгалтерского учета все учреждения бюджетной сферы обязаны применять КВР.

Как КОСГУ используют для бюджетного учета

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Бюджетную отчетность следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. Правило касается таких форм, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для казенных учреждений, 0503721 — для бюджетных учреждений. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, 0503723 — для БУ.

Что такое КВР в бюджетном учете

Для учреждений КВР в бюджете — это код вида расходов. Это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.

Специальные кодификаторы следует применять в учете и планировании расходов учреждения бюджетной сферы. Их используют при подготовке бюджета на отчетный период и планировании закупок. Шифр не используется обособленно, так как является структурной частью целого — кода бюджетной классификации.

ВАЖНО!
КВР для учреждений в 2025 году следует определять в соответствии с новым Приказом Минфина № 82н от 24.05.2022. В правила на 2025 год внесли изменения (Приказ Минфина № 44н от 15.04.2024).

Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ.

Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.

Как КВР и КОСГУ используют в госзакупках

Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.

Может пригодиться:

До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Подробнее: как связаны КВР и КОСГУ в закупках

Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависят эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

Для безошибочной увязки КВР и КОСГУ Минфин рекомендует использовать таблицу соответствия кодов видов расходов и классификации сектора госуправления.

Пример.

Расходная операция — ремонт автомобиля. КОСГУ — ст. 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». А вот КВР зависит от типа ремонта. Для текущего ремонта выбирайте КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». А для капитального ремонта — расшифровка КВР 243 в 2025 году для бюджетных учреждений «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Если учреждение расходует средства на услуги или работы для целей по капитальным вложениям, то используйте в учете КОСГУ 228, согласно положениям приказа № 209н.

Какие увязки кодов применять в 2025 году

Минфином опубликована новая таблица соответствия на 2025 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами мы приложили в файле.

Вид КВР КОСГУ Примечание
Код Наименование Код Наименование
210. Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере
211 Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения 226 Прочие работы, услуги
228 Услуги, работы для целей капитальных вложений
310 Увеличение стоимости основных средств
340 Увеличение стоимости материальных запасов
212 Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения 226 Прочие работы, услуги
228 Услуги, работы для целей капитальных вложений
310 Увеличение стоимости основных средств
340 Увеличение стоимости материальных запасов
213 Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа 220 Оплата работ, услуг
310 Увеличение стоимости основных средств
320 Увеличение стоимости нематериальных активов
346 Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)
214 Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения 225 Работы, услуги по содержанию имущества
226 Прочие работы, услуги
310 Увеличение стоимости основных средств
340 Увеличение стоимости материальных запасов
215 Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения 225 Работы, услуги по содержанию имущества
226 Прочие работы, услуги
310 Увеличение стоимости основных средств
340 Увеличение стоимости материальных запасов
216 Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения 226 Прочие работы, услуги
320 Увеличение стоимости нематериальных активов
217 Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения 226 Прочие работы, услуги
320 Увеличение стоимости нематериальных активов
218 Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения 226 Прочие работы, услуги
320 Увеличение стоимости нематериальных активов
219 Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа 220 Оплата работ, услуг
310 Увеличение стоимости основных средств
340 Увеличение стоимости материальных запасов
220. Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны
221 Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа 222 Транспортные услуги Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере
224 Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)
226 Прочие работы, услуги
229 Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами
310 Увеличение стоимости основных средств
343 Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов
223 Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа 214 Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме
226 Прочие работы, услуги Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере
342 Увеличение стоимости продуктов питания
346 Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) В части расходов по оплате кормов для животных
224 Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа 226 Прочие работы, услуги
225 Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа 226 Прочие работы, услуги Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере
310 Увеличение стоимости основных средств
345 Увеличение стоимости мягкого инвентаря
346 Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)
230. Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва
231 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа 220 Оплата работ, услуг
300 Поступление нефинансовых активов
232 Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов 220 Оплата работ, услуг
300 Поступление нефинансовых активов
240. Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд
241 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 226 Прочие работы, услуги
320 Увеличение стоимости нематериальных активов

242

Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

221 Услуги связи
224 Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)
225 Работы, услуги по содержанию имущества
226 Прочие работы, услуги
228 Услуги, работы для целей капитальных вложений
310 Увеличение стоимости основных средств
320 Увеличение стоимости нематериальных активов
346 Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)
347 Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений
349 Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения В части бланков строгой отчетности
243 Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества 222 Транспортные услуги
224 Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)
225 Работы, услуги по содержанию имущества
226 Прочие работы, услуги
228 Услуги, работы для целей капитальных вложений
229 Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами
296 Иные выплаты текущего характера физическим лицам Возмещение (компенсации), предусмотренное сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта
297 Иные выплаты текущего характера организациям В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений
299 Иные выплаты капитального характера организациям
310 Увеличение стоимости основных средств
344 Увеличение стоимости строительных материалов
346 Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)
347 Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений
244 Прочая закупка товаров, работ и услуг 214 Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда
220 Оплата работ, услуг В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению
252 Перечисления текущего характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств Операции по закупке объектов нефинансовых активов (за исключением относящихся к категории основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) в целях безвозмездной их передачи наднациональным организациям и правительствам иностранных государств
255 Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств Операции по закупке объектов нефинансовых активов, относящихся к категории основных фондов, в целях безвозмездной их передачи наднациональным организациям и правительствам иностранных государств
267 Социальные компенсации персоналу в натуральной форме
297 Иные выплаты текущего характера организациям
310 Увеличение стоимости основных средств
320 Увеличение стоимости нематериальных активов
340 Увеличение стоимости материальных запасов
360 Увеличение стоимости биологических активов
530 Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов
245 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа 220 Оплата работ, услуг
310 Увеличение стоимости основных средств
320 Увеличение стоимости нематериальных активов
346 Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)
246 Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем 221 Услуги связи
224 Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)
225 Работы, услуги по содержанию имущества
226 Прочие работы, услуги
228 Услуги, работы для целей капитальных вложений
310 Увеличение стоимости основных средств
320 Увеличение стоимости нематериальных активов
340 Увеличение стоимости материальных запасов
247 Закупка энергетических ресурсов 223 Коммунальные услуги В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)
343 Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов В части поставок газа не по газораспределительным сетям (заполнение специализированным автотранспортом газгольдеров заказчика), подлежащего учету в составе материальных запасов
248 Лизинговые платежи по договору финансовой аренды (лизинга), не являющиеся бюджетными инвестициями 224 Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)
ВАЖНО!
Для перечисления денег на особые цели используют код 853: расшифровка КВР 853 в 2025 году для бюджетных учреждений — «Уплата иных платежей». Его применяют с увязками КОСГУ 233, 241, 281, 252, 290 и 530.

Какие ошибки допускают при применении КВР и КОСГУ

Неверно определенный вид расходов для операций учреждений бюджетной сферы признается как нецелевое использование бюджетных средств. За это нарушение предусмотрены значительные штрафы и административные взыскания.

Какие нарушения встречаются чаще всего, как их избежать:

Ошибка Штраф, наказание Как избежать
Примененная увязка КВР и КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством Ст. 15.14 КоАП РФ:
  • штраф на должностное лицо (20 000–50 000 рублей) или дисквалификация (1–3 года);
  • штраф на юридическое лицо — 5–25 % от суммы средств, израсходованных не по целевому назначению

Если в учреждении планируется операция, которой нет в приказе № 82н, напишите письмо в Министерство финансов с требованием дать пояснения.

Применять «несуществующую» увязку до получения официального ответа не рекомендуется

Код ВР определен по предполагаемому описанию (предназначению) товара Недопустимы планирование и осуществление расходов по кодам, которые не соответствуют документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг. Прежде чем совершить операцию, ознакомьтесь с технической или иной документацией к закупаемому товару (либо техническими характеристиками аналогичных товаров)
На КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок Такие нарушения часто связаны с подотчетными расходами. Чтобы не допустить ошибок, необходимо строго разграничить цель расходов: закупки на нужды организации или иные виды
Применен КВР, который не соответствует типу учреждения Перед проведением спорной операции перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из приказа № 82н

КВР и КОСГУ: вопросы и ответы

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.