Что меняется с 1 апреля 2024 года в контрактной системе закупок
С 1 апреля начинают действовать новые положения закона о контрактной системе, утвержденные Федеральным законом от 02.07.2001 № 360-ФЗ, в том числе касающиеся применения цифрового контракта и сроков размещения его в ЕИС. Об этом — в нашем обзоре.
Изменение обязанности заказчиков по применению цифрового контракта
С 1 апреля 2024 г. внесены изменения в закон о контрактной системе и вступают в действие положения ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 360-ФЗ, которой внесены изменения в ст. 51 закона № 44-ФЗ.
Напомним, что ст. 51 федерального закона о контрактной системе регулирует порядок заключения контракта. Законодателем утверждено, что заключается он по результатам электронной процедуры с победителем закупки (иным участником процедуры) в срок не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов организатором торгов.
При этом ч. 2 ст. 51 предусматривает формирование проекта контракта с использованием системы ЕИС. До 1 апреля, по норме ч. 8 ст. 8 Федерального закона № 360-ФЗ, формирование цифрового варианта было правом заказчика, с 1 апреля 2024 г., в силу изменений, это становится обязательным условием заключения контракта по результатам процедуры торгов.
Обязанность формирования документа в цифровом формате касается всех процедур, извещения по которым размещены в ЕИС после 1 апреля 2024 г.
Особенности формирования цифрового контракта заказчиками
Основные сведения, которые подлежат включению в контракт, формируемые в цифровом виде, поименованы в ст. 51 закона № 44-ФЗ. К ним относятся данные:
- о цене заключаемого госконтракта, включая цену за единицу (данные формируются на основании предложения победителя);
- о предмете закупки, его количестве (сведения подтягиваются из извещения заказчика);
- о победителе, его наименовании и реквизитах (на основании данных аккредитации и регистрации);
- условиях по оплате, авансированию;
- иные, утвержденные в ст. 51 закона о контрактной системе.
Сроки подписания цифрового документа изменению не подлежат и остаются прежними:
- После подведения итогов и размещения протокола в течение 2 дней проект контракта направляется победителю тендера.
- Участник закупки в течение 5 рабочих дней (не считая день направления на подписание документа) обязан подписать проект или направить протокол разногласий.
- Заказчик подписывает контракт своей ЭЦП.
Следует отметить, что в цифровой версии госконтракта не отражаются все условия контракта, в частности, в нем отсутствует раздел «Ответственность». Законодатель оставляет заказчику поле для деятельности для указания тех мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств контрагентом, которые требуются установить, по мнению заказчика, для надлежащего исполнения своих обязательств контрагентом и (или) применения мер ответственности.
Условия госконтракта, не отраженные в цифровом формате, подлежат внесению в ЕИС в виде отдельного документа. Что это может быть: контракт на бумажном носителе полностью или утвержденные сторонами отдельные положения госконтракта — законодательством не урегулировано.
Обращаем внимание, что при наличии разночтений между бумажной и цифровой версиями госконтракта приоритет имеет цифровой вариант.
По теме читайте: сроки подписания и исполнения госконтракта
Внесены изменения по срокам направления сведений в реестр контрактов
Согласно ч. 11 ст. 8 Федерального закона № 360-ФЗ, с 1 апреля изменения коснутся внесения данных в реестр госконтрактов, а именно сокращены сроки внесения сведений о заключенных госконтрактах. Теперь срок для заказчика определен в 3 рабочих дня. Коснется это контрактов, извещения по которым размещены в ЕИС после 1 апреля 2024 г.
По закупкам, предложения по которым направлены с 1 января 2022 г. по 31 марта 2024 г. или извещения о проведении закупки размещены в этот срок, применяются сроки, предусмотренные ч. 3 ст. 103 закона о контрактной системе, — 5 рабочих дней с даты заключения госконтракта.
Процедура внесения сведений в реестр с 1 апреля изменений не претерпела.
Начинают применяться положения по неразмещению проекта контракта в ЕИС
С 1 апреля 2024 г. внесены изменения в ч. 2 и ч. 4 ст. 51 закона № 44-ФЗ, а именно подлежат применению положения по неразмещению проекта госконтракта, который заключается по итогам электронных торгов и документов.
Согласно ч. 11 ст. 8 Федерального закона № 360-ФЗ, по госконтрактам, извещения по которым размещены с 1 января 2022 г. по 31 марта 2024 г., положения ч. 2 и ч. 4 ст. 51 закона № 44-ФЗ по неразмещению сведений и документов в ЕИС не распространяются. Сами положения ч. 2 и 4 ст. 51 закона о контрактной системе содержат порядок формирования и опубликования в ЕИС организатором торгов проекта госконтракта и сведений о наличии оснований отказа учесть замечания (полностью или в части), указанные в протоколе разногласий.
В целом, нововведения, которые начинают работать с 1 апреля 2024 г., касаются дальнейшей цифровизации процесса закупок. Это, с одной стороны, делает саму процедуру закупок менее трудоемкой для заказчика и менее затратной по временным рамкам, более прозрачной и понятной. С другой стороны, требует от участников торгов повышенного внимания к заполнению форм документов: извещений, предложений участника торгов и т. д. Ведь внесение изменений в цифровой контракт в случае обнаружения ошибок сложнее, чем простое изменения бумажного документа при наличии описок или ошибок технического характера. В случае применения цифровой версии госконтракта часть сведений попадает в него автоматически, и при наличии необходимости внести изменения в госконтракт придется учитывать общие положения по изменениям госконтракта в рамках ст. 95 закона № 44-ФЗ.
Читайте также: