Главные новости дня: 15 сентября 2015 года
15 сентября. Изменения в целом ряде кодексов, ужесточение ответственности за организацию финансовых пирамид, новый законопроект о коллекторской деятельности, претензии антимонопольной службы к Google и другие новости.
Вступили в действие новые редакции сразу нескольких российских кодексов. Изменения в Налоговом, Бюджетном и Гражданском процессуальном кодексах РФ связаны с тем, что с сегодняшнего дня официально вступил в силу Кодекс административного судопроизводства. Поэтому пришлось (особенно в части ГПК РФ) переписывать, а то и вовсе отменять большое количество норм, либо, напротив, вводить новые. Так, Налоговый кодекс теперь официально закрепил, что вопросы, направленные на урегулирование взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов по вопросам взыскания налогов и сборов теперь будут решаться исключительно в порядке административного судопроизводства. По новым правилам Бюджетного кодекса РФ, финансовые управления органов власти должны будут проверять судебные приказы об обращении взыскания на средства бюджетов на соответствие требованиям КАС РФ. А вот изменения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ были cвязаны со вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2015 N 190-ФЗ, и касаются порядка судопроизводства по уголовным делам, ареста имущества фигурантов, а также проведения предварительного следствия.
Правительство подготовило законопроект, регулирующий работу коллекторов. Законопроект под названием "О деятельности по взысканию задолженности", внесенный Минэкономразвития России, был опубликован сегодня на портале проектов федеральных нормативных актов. Cогласно ему, коллекторам будет запрещено применять к должнику физическую силу или угрожать ему, уничтожать имущество, звонить и писать в ночные часы (с 22 вечера до 8 утра), использовать АОН, приходить или звонить более одного раза в сутки, трех раз в неделю и десяти раз в месяц, а также целый ряд других ограничительных мер. Кроме того, предлагается создать федеральный реестр коллекторов, и тех, кто в него не попал - жестко преследовать за незаконную деятельность в этой сфере. Инициаторы закона уже получили поддержку депутатского корпуса.
Должны быть жесткие правовые рамки и жесткая ответственность. Особенно в тех случаях, когда надоедают постоянными звонками, тем более в нерабочее время или угрожают расправой
Пройдет или нет этот законопроект во время наступившей на днях осенней сессии Госдумы РФ, пока неизвестно. А тем временем объем невозвращенных долгов все более и более увеличивается, в том числе и среди предпринимателей. По данным Банка России, общая сумма задолженности по рублевым кредитам юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей на 1 мая 2015 года достигла 20 393 802 миллионов рублей. В то же время физические лица, по оценкам регулятора, на 1 апреля текущего года просрочили платежи на общую сумму в 972,5 миллиарда рублей.
Может пригодиться: срок давности по кредитной задолженности: судебная практика
Минфин рассказал о порядке и сроках хранения бухгалтерской документации. Как следует из опубликованной ведомством информации N ПЗ-13/2015 "О применении установленных Минкультуры России правил комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов в отношении первичных и отчетных документов налогоплательщиков", любые без исключения предприниматели и организации обязаны хранить первичную бухгалтерскую документацию в течение минимум 5 лет после окончания отчетного периода. При этом всю ответственность за организацию такого хранения, равно как и за сохранность самих документов, отвечать будут непосредственно сами бизнесмены.
Для информации: организация хранения документов в архиве
Кабинет министров решил серьезно ужесточить ответственность за организацию финансовых пирамид. Как говорится в официальном сообщении на сайте кабмина, впервые действия по "привлечению денежных средств и другого имущества физических лиц или юридических лиц в крупном размере, при которой выплата дохода и предоставление другой выгоды лицам, чьи денежные средства были привлечены ранее, проводятся за счёт привлечённых денежных средств и другого имущества других физических лиц или юридических лиц" названы финансовой пирамидой на официальном уровне. Для борьбы с этим явлением и очищения финансового рынка, Правительство предлагает внести изменения в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установив весьма серьезные размеры и сроки наказания за организацию и поддержание деятельности финансовых пирамид. Эксперты, впрочем, предостерегают: буквальное следование предлагаемым нормам может привести к тому, что пострадают и ни в чем не повинные участники пирамид, которые просто принесли туда свои деньги.
Банк России установил требования к документам и порядку обмена информацией между страхователем и страховщиком при заключении электронного договора ОСАГО. Указанием от 24 мая 2015 г. N 3648-У, в частности, было определено, какую информацию должен предоставить страхователь (физические и юридические лица) для заключения договора страхования и его последующего определения по электронной подписи. Страховщик будет обязан проверить полученную информацию по АИС ОСАГО, и, в случае соответствия представленной информации с данными системы, направить страхователю ключ простой электронной подписи. При несоответствии же поступившей информации страхователю предложат повторно пройти процедуру регистрации в целях создания на сайте страховщика страницы страхователя. Кроме того, на страховщика возложена обязанность по постоянному поддержанию работоспособности программных и технических средств, обеспечивающих направление потерпевшему (выгодоприобретателю) всех необходимых документов на указанную им электронную почту, а также по поддержанию в рабочем состоянии личного кабинета страхователя на сайте компании-страховщика.
Дополнительно: образец претензии в страховую компанию по ОСАГО
Комитет Госдумы по бюджету и налогам согласился с идеей правительства снизить налоговую нагрузку на новые предприятия. Парламентарии одобрили законопроект Министерства финансов РФ о внесении изменений в cтатью 284 Налогового кодекса РФ, который позволит, во-первых, снизить объем поступающего в региональные бюджеты налога на прибыль для вновь открывающихся предприятий с 18 до 10% - а в федеральный бюджет и вовсе обнулить ставку (вместо существующих сейчас 2%). А во-вторых, субъекты РФ сами смогут устанавливать для таких предприятий налоговые льготы и преференции. Сами бизнесмены радуются такому шагу, надеясь направить освобождающиеся деньги на инвестиции и модернизацию производства. Однако эксперты опасаются, что подобное уменьшение региональной налоговой базы потенциально может принести большие проблемы.
В предложении не может идти речи о предоставлении регионам права снижать налоговое бремя в части налогов, собираемых в федеральный бюджет. Следовательно, речь идет о потенциальном сокращении и без того скудной налоговой базы, которую регионы имеют сейчас. А кто будет покрывать дефицит?
Дополнительно: таблица критериев малого предприятия
Российские сенаторы предлагают реформировать институт опеки и попечительства. Как сообщил РИА Новости один из авторов соответствующего законопроекта, зампред конституционного комитета Константин Добрынин, эти изменения в первую очередь затронут сирот, находящихся в детских домах, а также лиц, признанных психически недееспособными и нуждающихся в опеке. Документом предполагается введение системы смешанного опекунства, при которой станет возможным совместное исполнение функций опекуна или попечителя несколькими лицами (обычными гражданами или специальными учреждениями). Ныне действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Необходима отлаженная система помощи и поддержки лицам, признанным недееспособными или ограниченным в дееспособности вследствие психического расстройства, целью которой являлось бы создание условий для достойного качества жизни таких лиц, а также для реализации их прав на развитие, лечение, реабилитацию, образование, труд... Фактически наш законопроект говорит о том, что не должно быть государственной монополии на милосердие, люди должны иметь возможность и специальные правовые формы, чтобы помогать другим людям. Именно так формируется здоровое общество
В споре интернет-гигантов ФАС выбрала сторону "Яндекса". Как сообщил руководитель управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев, Федеральная антимонопольная служба признала корпорацию Google виновной в нарушении Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Речь идет о том, что доминируя на рынке магазинов приложений для мобильной операционной системы Android, Google могла влиять на их распространение приложений. Помимо этого, согласно материалам дела, возбужденного по жалобе компании "Яндекс", крупнейший интернет-поисковик фактически вынуждал производителей мобильных устройств отказываться от приложений своих конкурентов (в частности, все того же "Яндекса"). Теперь компании, по словам чиновника, грозит штраф до 15% от общей выручки на территории РФ. В пресс-службе Googlе пока что от комментариев отказались, заявив, что им необходимо изучить принятое решение. А вот представители "Яндекса" выразили полное удовлетворение итогами победы на конкурентом. По словам пресс-секретаря компании Аси Мелкумовой, решение ФАС послужит восстановлению конкуренции на рынке мобильных приложений. Особый акцент в "Яндексе" сделали на тот факт, что "Россия является первой юрисдикцией, официально признавшей эти практики антиконкурентными".
Оставайтесь с Петербургским правовым порталом - и вы будете всегда в курсе последних новостей из мира бизнеса и права!
Федеральный закон от 29.06.2015 N 190-ФЗ
<Информация> Минфина России N ПЗ-13/2015
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
Статья 1 БК РФ. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации
Статья 1 ГПК РФ. Законодательство о гражданском судопроизводстве
Статья 1 Кодекса административного судопроизводства РФ. Предмет регулирования настоящего Кодекса
Статья 284 НК РФ. Налоговые ставки
Статья 1 УПК РФ. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства