Комиссия по трудовым спорам

Если между работником и работодателем возникли противоречия, удобнее для всех не доводить дело до суда. Решить рабочие проблемы поможет комиссия по трудовым спорам (КТС). Рассказываем, что это за орган, как создать, как работает и какие вопросы удастся решить с его помощью. 

Содержание

Что такое комиссия по трудовым спорам

Все участники рабочего процесса обязаны соблюдать Трудовой кодекс РФ. Но нередко возникают недопонимания и нарушения законодательства. Чаще всего такие споры решают через Госинспекцию труда и судебные инстанции. Но если жалобы незначительные, то обращаться в суд себе дороже, этот способ невыгоден ни одной, ни другой стороне.

Самое простое, что способен сделать каждый обиженный трудящийся, — переговорить с руководством и мирно уладить разногласия. Но если не удалось договориться с начальством напрямую, есть другая возможность — разрешить конфликтную ситуацию посредством комиссии по трудовым спорам (КТС). Такой способ предусмотрен в ч. 2 ст. 385 ТК РФ.

ВАЖНО!
КТС — это специальная комиссия, создаваемая внутри предприятия из представителей работодателя и трудящихся. Ее задача — рассматривать индивидуальные проблемные ситуации между руководителями и подчиненными.

В некотором роде она заменяет две инстанции — ГИТ и суд. Первая решает только бесспорные нарушения ТК РФ, спорные моменты не в ее компетенции. Вторая — берет на себя разрешение конфликтов между работодателем и работником. В КТС есть возможность обратиться и в тех, и в других ситуациях — при нарушении положений ТК РФ и при противоречиях с руководством предприятия.

Основные отличия комиссии, разрешающей трудовые споры, от суда по критериям — в таблице.

Критерии КТС Суд
Состав Непрофессиональный. В его состав не обязательно входят юристы, сюда включают представителей администрации и коллектива 50/50 Профессиональные юристы — судьи, подтвердившие право на занятие должности в законном порядке
Очередность обращения Разрешается обратиться сначала в КТС, затем в суд, или одновременно в оба органа Нельзя сначала подать иск в суд, а затем обратиться в КТС
Обжалование решений Разрешено обжаловать в суде Нельзя обжаловать в КТС
Территория образования На конкретном предприятии На всей территории Российской Федерации
Доступность Недопустимо рассматривать споры в отношении сотрудников других компаний Общедоступный орган по рассмотрению конфликтных ситуаций
Если работодатель не исполнил решение Требуется обратиться в суд Исполнением занимается служба судебных приставов
Для сведения: как подать жалобу в трудовую инспекцию

Кто и как создает комиссию по трудовым спорам

Предложение о создании КТС вправе выдвинуть как руководство компании, так и работники. Если выдвигают его сотрудники, то обычно идея исходит от профсоюза как от их представителя. Если его нет в компании, то инициатором вправе выступить совет, комитет или даже самостоятельный представитель трудящихся, которого избрали на общем собрании.

Сторона конфликта, выступившая с предложением разрешить спор в КТС, обязана направить его другой стороне в письменном виде. Затем обе стороны назначают в структуру собственных представителей. Сторона, получившая заявку, обязана направить собственных представителей в течение 10 дней (ч. 1 ст. 384 ТК РФ).

ВАЖНО!
Такой орган, помогающий решать споры в компании, возможно создать не только по всему предприятию, но и по отдельным подразделениям (ч. 3 ст. 384 ТК РФ).

Все технические и организационные вопросы для деятельности этого органа обязано обеспечить руководство предприятия, в том числе собственную печать, которая использует КТС в процессе деятельности (ч. 4 ст. 384 ТК РФ).

Руководитель компании издает приказ об образовании комиссии по трудовым спорам. В нем перечисляет причины для создания органа, назначенных представителей с обеих сторон, полномочия, условия работы, дату начала его функционирования.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Члены комиссии по трудовым спорам разрабатывают специальное положение о КТС, которое определяет порядок его деятельности. Среди основных разделов:

  • компетенции органа;
  • порядок формирования состава;
  • вопросы, по которым работники вправе обратиться, и сроки рассмотрения этих обращений;
  • порядок рассмотрения споров;
  • исполнение решений;
  • регламент работы.

Положение согласовывают с органом, представляющим интересы трудящихся, затем документ утверждает глава компании.

ВАЖНО!
В законодательстве не отмечено, на какой срок формировать орган, решающий трудовые споры. Этот вопрос решают, исходя из специфики и потребностей предприятия. Есть возможность образовать структуру только для решения конкретной проблемы. А если есть необходимость, то ее создают на постоянной основе.

Кто входит в состав комиссии по трудовым спорам

Сколько конкретно членов структуры необходимо назначить, ТК РФ не указывает. Но обязательно назначают одинаковое количество представителей с обеих сторон, например, 5 — от администрации и 5 — от коллектива. Кандидатуры, направляемые от трудящихся, утверждают на общем собрании или совете рабочего коллектива предприятия. А представителей, направляемых от работодателя, назначает руководство предприятия (ч. 2 ст. 384 ТК РФ).

Кого выбирать в состав КТС, зависит от тематики спора, который предстоит рассмотреть. Обычно в комиссии по трудовым спорам участвуют юрисконсульт, кадровик, руководитель подразделения. Если дело касается техники безопасности, то включают инженера по охране труда. Если дело связано с финансовой сферой, то приглашают бухгалтера.

Когда орган сформирован, члены КТС выбирают следующий руководящий состав (ч. 5 ст. 384 ТК РФ):

  • председателя — решает, какие материалы требуются для каждого дела, поступающего на рассмотрение, направляет запросы руководству компании о предоставлении документации, ведет заседание, подготавливает окончательное решение и визирует его;
  • заместителя председателя — замещает председателя при необходимости, когда он отсутствует;
  • секретаря — регистрирует обращения, уведомляет всех участников о дате заседаний, составляет протокол и иную документацию.

Какие вопросы решает комиссия по трудовым спорам

По закону, у комиссии есть полномочия на решение только индивидуальных трудовых споров, за исключением тех, которые, по федеральному законодательству, рассматриваются только в судебном порядке (ст. 385 ТК РФ). В компетенцию КТС входят следующие спорные ситуации:

  • несвоевременная выплата работнику заработной платы;
  • отказ выплачивать сотруднику компенсации, командировочные, суточные, сверхурочные, материальную помощь и иные выплаты, которые установлены по закону, трудовому и коллективному договору и иным ЛНА компании;
  • отказ переносить отпускной период на другие даты или разделить его на части;
  • отказ предоставлять отгулы, предусмотренные по закону;
  • изменение условий, прописанных в соглашении с трудящимся;
  • несогласие работника со штрафом или дисциплинарным взысканием, которое на него наложил работодатель, и т. п.

Среди вопросов, которые не относятся к компетенции КТС и решаются только в суде, — отказ в трудоустройстве, незаконное увольнение, восстановление на работе после проведения аттестации или незаконного перевода на другую должность, дискриминационные действия и др.

Как работает комиссия по трудовым спорам

Работник вправе подать заявление в КТС, пока не прошло 90 дней со дня нарушения. Если работник обратится позже этого срока по уважительной причине, то дело вправе принять на рассмотрение (ст. 386 ТК РФ).

Необходимо написать заявление и отдать секретарю, он обязан поставить отметку о получении и зарегистрировать документ. Составляют заявку в произвольном виде, в двух экземплярах. Пишут его на имя председателя КТС и описывают суть проблемы, факты, подтверждающие нарушение, и требования.

Приняв к рассмотрению заявку, КТС изучает факты, нормативные акты, документы и все обстоятельства дела. На это закон отводит 10 календарных дней (ч. 2 ст. 387 ТК РФ). За это время участники комиссии вправе запрашивать у руководства компании документацию, необходимую для дела, приглашать экспертов и свидетелей.

Затем проводят заседание, на котором обязаны присутствовать как минимум половина участников со стороны администрации и половина представителей трудового коллектива (ч. 5 ст. 387 ТК РФ). Например, если всего участников 5 + 5, собрание состоится, если явились 3 + 3 члена комиссии.

Закон требует обязательного присутствия трудящегося, подавшего жалобу, или его представителя. Допускается решение спора и без него, но для этого требуется его письменное ходатайство (ч. 3 ст. 387 ТК РФ).

ВАЖНО!
Если заявитель не явился на заседание в назначенный день, то совещание по этому вопросу отложат. Если он не явится и в следующий раз и не предоставит доказательств уважительной причины, то рассмотрение проблемы вправе отменить. Но это не отменяет возможности подать заявку во второй раз, если еще не прошли указанные в законе 3 месяца.

Все записи, сделанные во время заседания, заносят в протокол. В конце совещания на документе ставит подпись председатель или его зам, затем ставится печать КТС (ч. 6 ст. 387 ТК РФ).

Для принятия решения обязательно тайное голосование (ч. 1 ст. 388 ТК РФ). В решении КТС необходимо указать:

  • название компании;
  • сведения о работнике, подавшем жалобу (Ф.И.О., должность);
  • дату подачи заявки;
  • суть проблемы;
  • сведения об участниках заседания (членах КТС, экспертах и иных лицах, если они участвовали в заседании);
  • результаты голосования;
  • окончательное решение и его юридическое обоснование.

Копии документов с обязательной подписью председателя и печатью КТС отдают руководству компании и трудящемуся не позже чем через 3 дня после вынесенного решения (ч. 3 ст. 388 ТК РФ).

ВАЖНО!
Если одна из сторон не согласна с решением, то она вправе обжаловать его в суде, на это предоставляется максимум 10 суток после выдачи копии решения (ч. 2 ст. 390 ТК РФ).

Обязательны ли решения КТС для исполнения

Решения комиссии исполнять обязательно. По закону, работодатель обязан выполнить решение максимум за 3 дня после того, как истекут 10 суток, предоставленных на обжалование (ч. 1 ст. 389 ТК РФ).

Если работодатель не исполнил его вовремя, то комиссия выдает сотруднику специальное удостоверение для принудительного исполнения. Его он вправе передать судебным приставам в течение 3 месяцев.

По закону, обратиться за таким исполнительным документом человек вправе в течение 30 дней. Если он не успел этого сделать вовремя по уважительным причинам, то срок продлевают. Если одна из сторон подала иск в суд, то удостоверение заявителю не вручают.

Любая сторона вправе перенести рассмотрение дела в суд в любое время. Но обычно на практике при рассмотрении дел комиссией по трудовым спорам дело до суда не доходит. Стороны чаще всего приходят на заседании к единому решению вопроса, которое устраивает всех.

Может пригодиться:

Родилась 12.10.1978 г. в Молдавской ССР в Кишиневе. В 1986 г. поступила в русскую СШ № 34 им. Н. Островского. В 1996 г. окончила лицей-гимназию № 11. В 2001 г. закончила факультет журналистики в МолдГУ. С 2001 г. работаю по специальности в разных СМИ.