Субсидия на выполнение госзадания: что это и как связано с закупками
Субсидии на выполнение государственного и муниципального задания выделяют на обеспечение основных целей финансово-хозяйственной деятельности. Из этих денег госзаказчики оплачивают госзакупки.
Основные положения и правовая основа
В бюджетном законодательстве определено, что такое субсидии на финансирование государственного муниципального задания, — это один из источников финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений. Бюджетникам выделяются государственные и муниципальные средства на ведение закупочной деятельности в рамках ФЗ-44. Государство проводит субсидирование и некоторых автономных учреждений, если это допускается их экономической деятельностью.
По сути, госзадание — это документ, определяющий требования к главным характеристикам государственных услуг: составу, качеству, объему, порядку оказания, результативности. Размер субсидии на выполнение госзадания прописывается в соглашении между распорядителем и получателем средств бюджета. Форма и правила заполнения государственного (муниципального) задания утверждены в ПП РФ № 640 от 26.06.2015 (с учетом изменений из ПП РФ № 1136 от 23.08.2024). Действия бюджетных и автономных учреждений в части реализации государственного задания регулируются ст. 69.2 БК РФ.
Объем выделяемых субсидий планируется бюджетной организацией по статьям затрат. Вот на что можно потратить субсидию на обеспечение выполнения госзадания бюджетникам:
- заработная плата;
- налоги;
- закупки на нужды учреждения.
Заказчик приобретает товары, работы и услуги в рамках ФЗ-44 с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Распорядитель и получатель бюджетных средств согласовывают, на какие цели субсидия на госзадание выделяется организации. Нецелевое использование не допускается.
Субсидии не всегда полностью покрывают затраты организации. В некоторых случаях госзакупки финансируются за счет средств местного бюджета. Учреждения используют и внебюджетные источники финансирования и проводят закупки по нормам ФЗ-223. Примером таких средств являются доходы от предпринимательской деятельности.
Государственные и муниципальные задания готовятся не позже 15 рабочих дней с момента утверждения лимитов бюджетных обязательств. После получения информации о выделенных лимитах бюджетных обязательств учреждение планирует расходную часть бюджета. Нормативный порядок учета государственного муниципального задания предусматривает заполнение таких документов:
- расходное расписание;
- план финансово-хозяйственной деятельности;
- соглашение о предоставлении денежных средств.
Как только организации выделили лимиты, бухгалтерия (или отдел планирования) составляет ПФХД и госзадание. После утверждения документов вышестоящими органами (ГРБС) ответственный специалист в течение 10 рабочих дней формирует план-график закупок товаров, работ и услуг, на основании которого и будут проводиться госзакупки по 44-ФЗ (ч. 7 ст. 16 44-ФЗ). Если учреждение осуществляет закупки в рамках ФЗ-223, то такому заказчику надо подготовить отдельный план закупок по закону № 223.
Субсидирование государственного задания
По правилам государственный заказ осуществляется за счет субсидии из бюджета — это и есть субсидирование госзадания. Позднее часть этих денег направляется на закупки по ФЗ-44 с целью обеспечения потребностей государственных, муниципальных учреждений, реализующих услуги населению. Государство финансирует организации в соответствии со ст. 69.2 и 78.1 БК РФ.
Размер субсидии определяется путем суммирования нормативных затрат, связанных с оказанием услуг, и общехозяйственных затрат на оказание госуслуг. Из этих средств и проводятся госзакупки.
Все доходы и расходы бюджета подлежат обязательной кодировке. Аналитический код субсидии зависит от вида финансового обеспечения. Совокупный объем финансирования складывается из следующих статей:
- нормативные затраты на оказание каждой услуги по госзаданию, умноженные на объем этой услуги;
- нормативы на выполнение каждой работы, умноженные на ее объем;
- расходы на уплату налогов и коэффициент платных услуг (объект налогообложения — имущество организации).
Актуальный пример госзадания на 2025 год:
Чтобы правильно учесть субсидию на финансовое обеспечение выполнения госзадания, бесплатно используйте инструкции и образцы от экспертов КонсультантПлюс.
Получение и возврат средств по госзаданию
Регламент финансирования учреждений прописывается в соглашении о порядке получения субсидии. В соглашение вносится информация об общей сумме финансирования, объемах и сроках субсидирования. Также к нему составляется неотъемлемое приложение — график перечисления субсидии, по которому перечисляются средства. Заказчик планирует закупки в соответствии с графиком субсидирования. В некоторых случаях образуется и недофинансирование субсидии на выполнение государственного задания в течение срока его выполнения (уменьшение субсидирования), но только при уменьшении самого государственного или муниципального задания (п. 3 ст. 9.2 7-ФЗ, ч. 2.2 ст. 4 174-ФЗ от 03.11.2006).
В случае невыполнения госзадания или отдельных его показателей у организации остаются неиспользованные деньги, которые необходимо перечислить обратно в бюджет. Возврат остатков осуществляется в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием (ст. 69.2 БК РФ).
В разъяснениях Минфина закреплено, что делать, если учредитель недофинансировал субсидию на государственное задание, — изменить соглашение с учредителем (распорядителем средств) и провести операцию по уменьшению субсидирования в бухучете (Письмо Минфина № 02-05-10/24457 от 28.04.2015). Для отражения кредиторской задолженности в сумме недофинансирования используют счет 1 302 41 000. По правилам дебиторская задолженность, которую в бюджетном или автономном учреждении проводили по счету 4 205 31 561, уменьшается при поступлении от учредителя средств субсидии. А из-за неполного поступления средств субсидии дебиторская задолженность остается незакрытой. Поступивший доход в учете в таком случае меньше планируемых поступлений.
Связь закупок и госзадания
Бюджетники вправе оказывать госуслуги в пределах установленных нормативов. Вместе с тем бюджетные заказчики проводят госзакупки по 44-ФЗ на приобретение товаров, работ и услуг, которые необходимы для реализации целей госзадания. Субсидии рассчитываются с учетом планируемых затрат на закупки. Цель субсидирования прописывается в соглашении. Заказчику запрещено проводить нецелевые закупки.
Если у вас образовалась экономия от заказов, то вы вправе перераспределить эти средства на другие закупки. Если по итогам финансового периода выявился остаток неиспользованной субсидии, то эту сумму надлежит вернуть обратно в бюджет.
По личному опыту могу сказать, что бюджетные организации считают свою экономию от закупок в августе-сентябре. Это дает возможность провести дополнительные закупки и позволяет не возвращать субсидии в бюджет обратно.
Отдельно регулируется ситуация по госзакупкам в рамках ФЗ № 44 у автономных организаций. В Письме Минфина № 02-02-04/68092 от 29.12.2014 указано, каким источником средств является субсидия на госзадание для автономного учреждения: субсидирование госзадания — это основной источник финансирования. Если автономные организации субсидируются за счет средств бюджета, а целью субсидии являются капитальные вложения, то они обязаны осуществлять закупочную деятельность в соответствии с законом 44-ФЗ. Это означает, что все остальные бюджетные субсидии и все виды доходов, полученные за счет осуществления предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, расходуются на закупки по нормам закона № 223. Такие разъяснения дал Минфин в отдельном Письме от 21.03.2014 № 02-02-09/12591.
Но есть исключения. Если автономное госучреждение не разместит положение о проведении закупок по нормам Федерального закона № 223 на очередной финансовый период, то вести закупочную деятельность придется по нормам ФЗ-44. В этой ситуации источник финансирования уже не имеет никакого значения. По нормам ч. 4 ст. 8 закона № 223, если автономное учреждение не опубликовало положения о закупках по 223-ФЗ, ему придется работать по 44-ФЗ по всем видам субсидий.
Какие вопросы могут возникнуть при проведении госзакупок на бюджетные субсидии
-
В случае расторжения контракта и неиспользования бюджетных субсидий может ли заказчик перераспределить денежные средства на другие закупки с иным ОКВЭД?
Нет, это станет нецелевым расходованием бюджетных средств.
-
Вправе ли заказчики проводить закупки на лимиты денежных обязательств, превышающие доведенные в рамках госзадания, надеясь на снижение цены в торгах?
Нет, это нарушение законодательства о закупках.
-
В случае снятия денежных лимитов по распоряжению распорядителя (вышестоящей организацией по отношению к бюджетной организации), которые доведены ранее до заказчика и на которые был ранее заключен контракт, какие будут действия заказчика?
Если позволяют предмет и цена контракта, то следует подписать допсоглашение (к примеру, на уменьшение объема и стоимости товара) или расторгнуть контракт, закрыть его фактическим исполнением обязательств сторонами.