Как регулируют цены на продукцию гособоронзаказа в 2024 году
Государственное регулирование цен по гособоронзаказу устанавливает правительство. Госрегулирование обязательно при формировании стоимости товаров, работ и услуг в рамках ГОЗ. И заказчики, и поставщики работают по правилам из постановления № 1465 от 02.12.2017.
Какие цены выделяют в рамках гособоронзаказа
Порядок ценообразования на товары, работы, услуги в рамках гособоронзаказа определяется по нормам 275-ФЗ от 29.12.2012. Выделим виды цен ГОЗ (ст. 11 275-ФЗ):
- Уточняемая или ориентировочная предельная цена по государственному оборонному заказу — применяется, если при заключении контракта отсутствуют соответствующие данные, необходимые для определения фиксированной величины.
- Фиксированная — устанавливается, если есть исходные данные, достаточные для утверждения экономически обоснованной стоимости.
- Возмещающая издержка — устанавливается, когда стоимость включает расходы поставщика (исполнителя) по гособоронзаказу, и эти издержки необходимо компенсировать.
В п. «а» ч. 5 раздела I постановления Правительства РФ № 1465 от 02.12.2017 указано: прогнозная цена гособоронзаказа — это стоимость продукции, поставка которой планируется по государственному оборонному заказу на очередной год и плановый период. В процессе организации гособоронзаказа определение прогнозной стоимости (ПЦ) на оборонную продукцию осуществляется с учетом:
- обоснования единственным поставщиком (исполнителем) ценовых предложений по ГОЗ;
- рассмотрения отраслевыми уполномоченными органами таких предложений.
Законодательство определяет виды ценообразования по оборонному заказу, а правительство — что такое прогнозная цена по ГОЗ, фиксированная и возмещающая издержки (ПП РФ № 1465). Все расчеты производятся при наличии исходных данных, необходимых для определения экономически оправданной стоимости товара.
Какие цены по ГОЗ регулируются государством
В п. 6 раздела I ПП № 1465 указано, что базовая цена по гособоронзаказу регулируется для:
- продукции из перечня продукции по государственному оборонному заказу;
- продукции, которая поставляется по госконтрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции из перечня продукции по гособоронзаказу;
- российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и которые производят единственные производители (единственные поставщики);
- работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, которые предусмотрены государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках гособоронзаказа;
- сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), спецоборудования и иной продукции, которая поставляется в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, которая указана в предыдущих пунктах, в части применения положений, предусмотренных разделами II, III и IV ПП № 1465.
Как регулируются цены по ГОЗ
Регулируют цены по гособоронзаказу непосредственно госзаказчики и контролирующие органы:
- госкорпорации (например, «Роскосмос», «Росатом»);
- Минэкономразвития;
- ФАС;
- Минпромторг и пр.
Ключевая цель госрегулирования заключается в выявлении эффективности и рациональности расходования средств бюджета и формировании приемлемых условий для целесообразной публикации и своевременного исполнения гособоронзаказа. Главной задачей является соблюдение равновесия в достижении интересов как госзаказчика, так и головного исполнителя. Перечень ГОЗ-продукции, подлежащей обязательному госрегулированию ценообразования, закреплен РП РФ № 976-р от 14.06.2013.
В другом нормативе по оборонному заказу разъясняется, чем отличается ориентировочная цена от фиксированной: фиксированную стоимость устанавливают, если хватает исходных данных для расчета, а ориентировочную — если таких сведений не хватает (п. 42 ПП РФ № 1465). Ориентировочная, или возмещающая издержки, стоимость применяется, если:
- поставляется продукция с технологическим циклом производства более 3 лет;
- заключается госконтракт на поставку продукции сроком более 3 лет;
- выполняется ремонт, сервисное обслуживание вооружения, военной и специальной техники, и на момент заключения госконтракта отсутствует точная информация по объему работ.
Порядок определения рентабельности, прогнозной и фиксированной стоимости, скидка с фиксированной цены ГОЗ, правила перевода ориентировочной в фиксированную цену подробно описаны в специальных разделах ПП РФ № 1465.
Госрегулирование ценообразования на продукцию гособоронзаказа базируется на соблюдении таких принципов:
- единство нормативно-правового регулирования для всех сторон — участников ГОЗ;
- стимулирование уменьшения расходов на поставки гособоронзаказ-продукции;
- обеспечение прибыльности таких поставок;
- обоснование целесообразности затрат исполнителей;
- комплекс мер по антимонопольному контролю;
- соблюдение баланса интересов госзаказчика и исполнителя.
А вот общий алгоритм, как определить цену ГОЗ в 2024 году:
- Госзаказчик вправе уведомить единственного поставщика о готовности заключить контракт на поставку товара по цене за единицу, которая не превышает его прогнозную цену. Обязательно указываются величина и вид ценообразования единицы товара.
- Единственный поставщик в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления извещает заказчика о согласии заключить контракт на таких условиях.
- Заказчик формирует ЦК с учетом объемов финансирования ГОЗ по видам расходов и заданиям и устанавливает:
- стоимость товара в размере, который согласован с единственным поставщиком и не превышает прогнозную цену единицы продукции;
- стоимость работ или услуг на основании ценового предложения, первичных сведений о фактических затратах в предыдущие периоды и документов о планируемых расходах от потенциального исполнителя.
Заказчик после заключения контракта направляет копии своего запроса и согласия единственного поставщика в ФАС в течение 10 рабочих дней.
Подробнее: как обосновать НМЦК
Регистрация стоимости по ГОЗ
В ПП РФ № 1465 определен и порядок регистрации цен на комплектующие и конечную продукцию, поставляемые по гособоронзаказу, — в разделе VII. Регистрации подлежит стоимость госконтракта, который заключается с единственным поставщиком. Заказчики государственного оборонного заказа определяют этот стоимостной показатель по нормам, закрепленным в Федеральной контрактной системе.
По правилам разд. VII ПП РФ № 1465 регистрация стоимости товара осуществляется:
- При заключении контракта на поставку продукции с фиксированным ценообразованием до момента заключения такого госконтракта.
- При заключении госконтракта на поставку продукции по ориентировочной (уточняемой) ЦК или цене, возмещающей издержки в 275-ФЗ после перевода их в фиксированную цену до момента заключения дополнительного соглашения к госконтракту.
- При изменении ранее зарегистрированной фиксированной стоимости единицы товара до заключения дополнительного соглашения к контракту.
Цена, подлежащая регистрации, определяется на основании стоимости единицы продукции и объемов поставки по ГОЗ. В итоговое значение включается стоимость вспомогательных работ и услуг. Такую стоимость определяют на основании прогнозной цены или иным способом, если прогнозный показатель единицы продукции не определялся. Процедура определения НМЦК с единственным поставщиком завершается регистрацией этой цены.
Повышение стоимости по ГОЗ
Приказ ФАС № 772/19 от 17.06.2019 утверждает форму предоставления антимонопольному органу информации о факте повышения поставщиком цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, работы, услуги, которые необходимы для выполнения гособоронзаказа. В этой форме указывают сведения:
- о военном представителе госзаказчика (при наличии);
- о примененном индексе (коэффициенте-дефляторе) при расчете размера превышения стоимости товара;
- наименование;
- ИНН и место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), поставляющего продукцию;
- аналог и другие сведения.
Читайте также: