Практика применения изменений в ПФХД в госзакупках

Бюджетные учреждения обязаны планировать все свои расходы. Затраты на закупочную деятельность — не исключение: прежде чем приступить к торгам, нужно утвердить план финансово-хозяйственной деятельности и опубликовать план-график закупок. Разбираемся, какие изменения ПФХД в плане-графике закупок в электронном бюджете на 2025 год существуют и как утвердить план ПФХД для федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Содержание

Для чего в закупках используют ПФХД

План финансово-хозяйственной деятельности — это базовый документ, по которому работают бюджетные и автономные учреждения. Казенные организации ПФХД не составляют, для них основным документом является бюджетная смета.

В ПФХД учреждения планируют бюджет на текущий год и двухлетний плановый период. В плане указывают обоснование закупки для ПФХД, доходы и расходы по всем направлениям, которые связаны с деятельностью организации. На основании плана ФХД бюджетные и автономные заказчики планируют закупочную деятельность.

По нормам Федеральной контрактной системы заказчик не вправе проводить закупку, если она не включена в план-график (ст. 16 44-ФЗ). Заказчики ежегодно разрабатывают план-график закупок после получения объема прав в денежном выражении или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности. То есть планирование бюджета по плану ФХД — это основа планирования закупок по плану-графику. Но прикрепление ПФХД к плану-графику необязательно: финансовые органы контролируют плановые показатели по информации из государственной информационной системы «Электронный бюджет» (ч. 5 ст. 99 44-ФЗ).

Планы-графики утверждают в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ, п. 12 порядка, утв. ПП РФ № 1279 от 30.09.2019). График утверждает руководитель организации или другое ответственное лицо, подписав документ усиленной квалифицированной электронной подписью.

Изменения вносятся по аналогии. Сначала меняют ПФХД, а после утверждения новой редакции плана корректируют и график торгов.

Приведем пример: 4 декабря 2024 года утвердили ПФХД, какого числа нужно внести изменения в план-график закупок — изменения вносят в течение 10 рабочих дней. То есть скорректированный план-график надо утвердить и опубликовать до 18 декабря 2024 года.

За нарушение сроков размещения измененного плана-графика придется заплатить штраф: должностному лицу придется заплатить от 5000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ). Кроме того, придется объясниться с учредителем или главным распорядителем бюджетных средств (иногда это одно и то же лицо). Вы можете так объяснить несвоевременное формирование плана-графика после изменения ПФХД: к примеру, если не смогли опубликовать ПГ по техническим причинам, то это и укажите в объяснениях руководителю. Для подтверждения сделайте скриншоты из ЕИС, которые подтвердят проведение регламентных работ или сбой системы. По личному опыту еще советую сделать официальный запрос в техподдержку ЕИС с указанием на проблему и приложением скриншотов с ошибками.

Закупки по 223-ФЗ тоже требуют планирования. Но план-график по приносящей доход деятельности (внебюджетных средств) бюджетные и автономные заказчики не составляют. Торги по 223-ФЗ проводят на основании планов закупки. ПЗ тоже разрабатывают по ПФХД, но они не так строго связаны, как плановая документация по 44-ФЗ. Федеральная контрактная система требует полного соответствия ПФХД и ПГ, а вот 223-ФЗ допускает отклонения плана ФХД и локальных программ функционирования организаций от ПЗ.

Порядок планирования по 223-ФЗ организации, в том числе и положения о том, как внести в план финансового хозяйственной деятельности закупки по 223-ФЗ на следующий финансовый год, заказчик описывает в локальных положениях о закупке. К примеру, многие заказчики планируют торги по 223-ФЗ до утверждения ПФХД, а затем вносят необходимые изменения в ПЗ (п. 5, 6 правил из ПП РФ № 932 от 17.09.2012). Главное — успеть разместить ПЗ на очередной год до 31 декабря текущего, иначе заказчик утратит возможность работать по 223-ФЗ.

Как изменились планы ФХД на 2025 год

Форма и порядок составления ПФХД зависят от типа учреждения:

На 2025 год применяется приказ № 168н для федеральных учреждений в редакции Приказа Минфина № 16н от 16.02.2023. Напомним, что с 2024 года применяется новая форма ПФХД и бланки обоснований (расчетов) плановых показателей.

ВАЖНО!
На 2025 г. сохраняется временная отмена обязанности публиковать планы на сайте www.bus.gov.ru. Публиковать в открытом доступе плановые документы и отчеты о результатах деятельности и использовании имущества в период по 31.12.2025 не следует. Плановая документация хранится в закрытом доступе и используется при контроле за закупками (письма Минфина № 09-07-06/94470, Казначейства России № 07-04-05/13-23771 от 30.09.2022).

По-прежнему некоторые отраслевые законы требуют размещать ПФХД на сайтах учреждений. Никаких изменений по этому вопросу не вносили. Минфин разъясняет, нужны ли все изменения ПФХД на сайте образовательной организации — да, учреждения образования и культуры, как и ранее, публикуют документы планирования на своих официальных сайтах (Письмо Минфина № 02-15-10/98363 от 11.10.2022).

Как изменения в ПФХД повлияют на закупки 2025 года

А теперь разберем, как составлять ПФХД на практике. При подготовке плана ФХД учреждение обосновывает поступления и расходы, оформляя специальные обоснования (расчеты) плановых показателей по рекомендованным формам (Приказ Минфина № 168н). Для закупочной деятельности разработали специальную форму обоснования.

В обосновании учитываются расходы на закупочную деятельность на очередной год и плановый период, дебиторская и кредиторская задолженность на начало и конец года. А по новым правилам, если на конец года (последнюю отчетную дату) есть просроченная кредиторская задолженность (неоплаченные обязательства по контрактам), ПФХД такого заказчика утверждает только его учредитель. И если есть дебиторка или кредиторка, то изменения в отчете об исполнении ПФХД в 2024 году надо отразить и обязательно согласовать с учредителем. Учтите это обстоятельство и постарайтесь расплатиться по долгам до того, как наступит срок утверждения документов планирования.

Напоминаем, что формы ПФХД и обоснований (расчетов) к нему носят рекомендательный характер. При необходимости в них вносят изменения. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ и услуг отражают в разделе 2 ПФХД построчно — каждому виду заказа соответствует отдельная строка. Вот как добавить строку в ПФХД в прочую закупку товаров, работ и услуг — добавьте новую строку в экселевском файле планового документа нажатием правой кнопки мыши. Если надо добавить заказ по 44-ФЗ, то добавьте строку в п. 1.3.1, если по 223-ФЗ — в п. 1.3.2.

Кроме того, нельзя, чтобы показатели плана по выплатам после их изменения превышали объем плановых поступлений с учетом остатка на начало года. Это означает, что поступления всегда больше выплат. И если есть поступление в ПФХД от исполнительных листов в бюджетной организации в 2024 году, то их тоже надо учесть в расчетах — подготовить обоснование и отразить в плане в строке 1300 «Доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия».

В особом порядке обосновывают и капитальные вложения. Если капвложения финансируют из целевых субсидий на капитальные вложения, то расходы обосновывают и рассчитывают по каждому уникальному коду объекта капстроительства или недвижимого имущества. Такой код присваивается автоматически в информационной системе.

Расходы на заказы по 223-ФЗ тоже показывают в разделе 2 ПХФД. Инструкция, как внести в план финансово-хозяйственной деятельности (закупки по 223-ФЗ), аналогична тендерам по 44-ФЗ. Сначала надо рассчитать расходы: они должны совпадать с запланированными поступлениям по приносящей доход деятельности. И только после обоснования вносить расходы во второй раздел ПФХД — в строку с тем бюджетом, по которому вы планируете проводить торговые процедуры.

Еще по теме:

Какие вопросы могу возникнуть при формировании ПФХД

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.