Памятка поставщикам по участию в госзакупках в условиях кризиса 2022 года
Мы собрали правила и рекомендации, которые действуют в госзакупках в условиях санкций и ограничительных мер иностранных государств. Сохраняйте страницу в избранное: мы держим руку на пульсе и будем обновлять эту памятку, чтобы помочь заказчикам и поставщикам.
Что делать в закупках в условиях кризиса: общие рекомендации
Общая инструкция, как вести себя поставщикам и заказчикам при организации закупок в экономический кризис 2022 года:
- успокоиться;
- изучить антикризисные меры, которые вводят органы власти;
- зафиксировать цены у поставщиков;
- перестраховать риски с поставками и закупками;
- ограничить организацию и участие в закупках с импортным и волатильным товаром (например, металл);
- оперативно искать альтернативные способы логистики;
- закрыть поскорее действующие контракты (например, по соглашению сторон);
- использовать новые возможности закупок у единственного поставщика;
- заложить при расчете участия больший процент на непредвиденные расходы.
Влияние повышения ключевой ставки на закупки
Ключевая ставка в госзакупках в марте 2022 года была равна 20%. А с 17.04.2022 ЦБ снизил ее на 3 процентных пункта до 17%.
Напомним, что в закупках ключевая ставка используется для расчета пеней. Старайтесь исполнять контракт вовремя. После повышения ключевой ставки каждый день просрочки в госконтрактах в марте 2022 приходилось оплачивать в 2 раза дороже, чем до повышения. А с 17.04.2022 финансовая нагрузка на поставщиков немного снизилась.
Возможность списания неустоек
Изменили Постановление Правительства № 783 от 04.07.2018, по которому подлежат списанию неустойки по контрактам, возникшие из-за санкций недружественных государств или ограничительных мер. Заказчики списывают штрафы и пени с поставщиков в полном объеме при предоставлении ими соответствующих документов. Списывается и неустойка по контрактам, по которым в 2022 г. обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021-2022 гг. цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта.
Участие в закупках в качестве единственного поставщика
В связи с наплывом в Россию беженцев 8 регионов ввели режим ЧС — Ростовская область, в которую сначала через погранпереходы и прибывают эвакуированные. К этому региону присоединились Воронежская, Курская, Орловская, Волгоградская, Пензенская, Ульяновская и Саратовская области. Еще 5 регионов ввели режим повышенной готовности, это Московская, Тульская, Рязанская, Астраханская области и Удмуртия.
Такое решение региональных властей привело к облегчению госзакупок, т. к. позволило заказчику проводить закупки у единственного поставщика.
Вот один из примеров облегчение процедуры госзакупок в связи с введением чрезвычайной ситуации в отдельных регионах:
Еще правительство в Постановлении № 339 от 10.03.2022 определило дополнительные основания для проведения закупки у единственного поставщика: что будет с госзакупками в 2022 году в связи с вступлением в силу этого норматива — до 31 декабря будут проводить такие закупки у едпоставщика на основании акта правительства, региональных властей, местной администрации, которые принимаются в установленных случаях. При проведении закупок у едпоставщика по допоснованиям соблюдают установленный порядок. В этом случае требуется обоснование цены контракта, которая является неотъемлемой частью контракта.
Минфин в письме № 24-01-07/31697 от 12.04.2022 уточнил, как исполнять госконтракты в условиях санкций в 2022 году в качестве едпоставщика по допоснованиям: контракт заключают не позднее 31.12.2022, а срок его исполнения, с учетом положений бюджетного законодательства, может истекать после этой даты.
Участие в закупках в условиях форс-мажора
Помимо введения чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности, кризисную ситуацию считают форс-мажором.
Подробнее: что такое форс-мажор
Законом о контрактной системе предусмотрены такие последствия наступления форс-мажора:
- У заказчика открывается возможность отменить закупку на любом этапе до заключения контракта в рамках ч. 2, 3 ст. 36 44-ФЗ.
- Стороны контракта освобождаются от уплаты неустойки, если докажут, что нарушение произошло из-за форс-мажора. Это прописано в ч. 9 ст. 34 44-ФЗ. Например, в п. 3 письма Минфина № 24-06-05/26578, МЧС № 219-АГ-70, ФАС № МЕ/28039/20 от 03.04.2020 указано, что на форс-мажор может ссылаться поставщик, если он не исполнил контракт из-за принятых в стране или за рубежом мер для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. Пока неизвестно, признают ли повышение ключевой ставки форс-мажором, но это обстоятельство отвечает всем признакам для обстоятельств непреодолимой силы: чрезвычайность и непредотвратимость. Еще под эти признаки попадают экономический кризис, введение санкций и ограничительных экономических мер и т. п.
- Заказчик вправе провести срочную аварийную закупку у единственного поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Причем закупают в том объеме, который непосредственно необходим вследствие обстоятельств непреодолимой силы, если проведение длительной конкурентной закупки нецелесообразно.
Напомним, является ли форс-мажором резкое повышение цен в 2022 — нет. Обстоятельствами непреодолимой силы пока не считаются и экономические ограничения, санкции, финансовый экономический кризис, инфляционные процессы. Но антимонопольная служба учитывает эти обстоятельства при решении вопроса о включении в РНП при отказе от заключения контракта или неисполнении обязательств по нему.
ТПП в письме № ПР/0181 от 22.03.2022 сообщила о приостановке рассмотрения заявлений о выдаче заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, в связи с санкционными ограничениями в отношении иностранных комплектующих и оборудования.
Возможность изменения и расторжения контрактов
Предусмотрели новое основание для изменения контракта. Допускается изменять любые существенные условия контракта, который заключен до 01.01.2023, если при его исполнении возникли обстоятельства, которые не зависят от сторон обстоятельства и влекут невозможность его исполнения (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ). Допускается включение авансирования, продления сроков и изменение договорных цен при закупках из-за санкций 2022 года на основании решения правительства, региональных властей, местной администрации.
Минфин в письме № 24-01-07/31697 от 12.04.2022 отметил: региональные власти субъектов вправе предусмотреть в решении условия его применения. В частности, изменение условий контракта вправе поставить в зависимость от факта совершения сторонами определенных действий.
Если договориться не получается, эксперты советуют, что делать поставщикам в сложившейся ситуации, — изучить условия контракта, возможно, есть основания для одностороннего отказа от исполнения, например, на случай, если заказчик допускает существенное нарушение условий. Если оснований для одностороннего расторжения со стороны поставщика нет, то обращаться в суд с заявлением о расторжении контракта из-за существенного изменения обстоятельств в рамках применения п. 1 ст. 451 ГК. Эти выводы подтверждены в ответе на вопрос № 8 Обзора по отдельным вопросам судебной практики № 1, который утвержден президиумом Верховного Суда от 21.04.2020.
Влияние повышения курса валюты
Немаловажно, что повышение курса валюты не является обстоятельством непреодолимой силы, а считают предпринимательским риском. Поэтому если увеличение курса доллара привело к невозможности поставить товар по контракту в 2022 году, рекомендую снижать убытки через договоренности с поставщиком о повышении валютной составляющей цены и неизменной рублевой части.
Роль нацрежима в условиях кризиса
В условиях введения санкций и прекращения поставок ряда товаров на первый план в закупках выходят импортозамещение и применение национального режима. Так, с 18.02.2022 вступило в силу Постановление Правительства РФ № 201 от 17.02.2022, которое внесло изменения в госзакупках в связи с ситуацией на Украине. Изменения заключаются в том, что правительство приравняло товары, произведенные на территории Донецкой и Луганской областей Украины, к российским в рамках реализации правил нацрежима по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Необходимо отметить и заявление Минпромторга о том, что программа импортозамещения поможет предприятиям противостоять санкциям. Денис Мантуров назвал ситуацию управляемой, отметив, что, благодаря масштабной программе импортозамещения, реализуемой с 2014 года, производства нарастили компетенции и выработали механизмы защиты от санкций и поддержки госзакупок после 1 марта 2022 года.
- на проведение НИОКР на 2022-2024 годы зарезервировано 247 млрд рублей. Прорабатывается возможность опережающего финансирования по ряду проектов;
- компании США и ведущих индустриальных стран ЕС готовы находить решения для продолжения сотрудничества с Россией;
- Министерство промышленности следит за наличием товаров и ценами в магазинах;
- особое внимание уделяется торговым сетям южных регионов;
- обеспечивается бесперебойная торговля;
- федеральные и региональные торговые сети создали товарный запас;
- в случае необходимости доставку товаров ускорят.
Государство уже приступило к реализации нового пакета мер поддержки заказчиков и поставщиков для проведения госторгов 2022 года в условиях украинского кризиса по новым правилам.