Особенности казначейского сопровождения при изменении существенных условий контрактов

В 2024 году стороны могут менять существенные условия контрактов. Если заказчик и поставщик согласовали изменения в госконтракте, то нужно изменить порядок казначейского сопровождения.

Содержание

В каких случаях изменяют существенные условия госконтракта

Мы работали с заказчиком по 44-ФЗ — поставляли строительные материалы по госконтракту. Поскольку мы не производители, а поставщики, то сильно зависим от цен наших собственных поставщиков. Когда цены на стройматериалы значительно подняли, пришлось заключить с госзаказчиком дополнительное соглашение и изменить существенные условия госконтракта.

Федеральная контрактная система допускает изменение существенных условий контракта, который заключили до 01.01.2025 (п. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Но только если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить соглашение. Госконтракт изменяют по решению российского правительства, высшего исполнительного органа в регионе или местной администрации.

К примеру, гос. контракт на 2024 год заключили 10.01.2024. В процессе его исполнения возникли обстоятельства, из-за которых этот госконтракт нельзя исполнить на прежних условиях (как в нашем случае, когда сильно подорожали материалы). В результате стороны договорились об изменении существенных положений текущего соглашения. А вот исключение из контракта пунктов о казначейском сопровождении невозможно: если контракт подлежит КС по нормам БК РФ и действующего Закона о бюджете, то это нельзя изменить или отменить

В п. 65.3 ст. 112 Федеральной контрактной системы установили специальное основание для изменения контрактов с единственным поставщиком по п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. До 31.12.2024 любые существенные условия таких контрактов разрешают изменить по соглашению сторон.

В правительстве определили новый порядок изменения существенных условий строительных контрактов на 2024 год (ПП РФ № 680 от 16.04.2022). Есть закрытый перечень условий, которые разрешают изменить, — если возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить госконтракт. Вот они (п. 1 ПП РФ № 680):

  • изменение или продление срока исполнения: к примеру, если надо изменить проектную документацию;
  • корректировка объема, видов работ по контракту, спецификации и типов оборудования по проектной документации;
  • замена строительных ресурсов на аналогичные;
  • изменение отдельных этапов исполнения контракта: наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа и даже количества отдельных этапов исполнения госконтракта (Письмо Минфина № 24-06-08/56085 от 14.06.2022);
  • добавление условия об авансировании или об изменении размера аванса;
  • коррективы в приемке и оплаты отдельного этапа, результатов выполненных работ;
  • изменение цены госконтракта без корректировки объема, видов работ из-за роста цен на строительные ресурсы (ПП РФ № 1315 от 09.08.2021);
  • корректировка режима лицевого счета: перечисление оплаты поставщику с лицевого счета заказчика в ТОФК на расчетный счет поставщика в коммерческом банке.
Может пригодиться: как открыть счет в Казначействе

Госконтракт меняют в пределах лимитов бюджетных обязательств, которые довели на весь срок исполнения. В 2024 г. допускается увеличение цены строительного контракта более чем на 30 % (п. 2 ПП РФ № 680). Чтобы изменить первоначальный договор, стороны подписывают дополнительное соглашение: заказчик обязательно размещает его в реестре контрактов.

У получателей средств бюджета есть еще одна возможность изменить госконтракты с казначейским сопровождением по соглашению сторон. Если заключили соглашение до 25.01.2024 без аванса или с низким авансовым платежом, то сможете поменять это условие и предусмотреть повышенное авансирование (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, п. 2 ПП РФ № 50 от 23.01.2024). Но если устанавливаете авансы от 30 до 90 %, то обязательно соблюдайте требование по размеру обеспечения исполнения госконтракта (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

ВАЖНО!
В 2024 году положения п. 8 ч. 1 ст. 95 ФКС применяют и к заключенным на срок менее одного года госконтрактам на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Правительством РФ определено, что некоторые заказчики смогут внести изменения в соглашения по строительству, которые заключили до 31.12.2023. Еще правительство разрешает изменить строительные госконтракты, которые заключили до 31.12.2024 на год или более, если их цена начинается от 1 миллиона рублей, а в ходе исполнения возникли не зависящие от сторон обстоятельства, которые не дают исполнить договор.

Кроме того, допускается изменение существенных условий федерального контракта, если его нельзя исполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам из-за мобилизации РФ (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ, п. 1 ПП РФ № 1838 от 15.10.2022). Высшим исполнительным органам субъектов РФ, местным администрациям рекомендовали разрешить изменение существенных условий региональных и муниципальных контрактов по аналогичным основаниям.

В связи с новыми правилами в Минфин обратились из Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края (письма № 45-05-06-1093/22, № 45-05-06-1094/22 от 08.06.2022). Специалистов ведомства интересовали три вопроса: разрешают ли менять банковское на казначейское сопровождение при изменении существенных условий контракта, допускается ли снижение размера обеспечения и как применять положения Федерального закона о бюджете при изменении существенных условий госконтрактов, заключенных в прошлых периодах (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ)?

Как заменить банковское на казначейское сопровождение

По новым правилам стороны смогут изменить условия госконтракта, заключенного до 01.01.2025, если возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых нельзя исполнить соглашение. Все изменения по ч. 65.1 ст. 112 допускаются на основании решения правительства или региональных органов власти. Средства, подлежащие казначейскому сопровождению (КС), определяются федеральным и региональным Законом о бюджете на текущий финансовый год и плановый период (ст. 242.26 БК РФ). В Бюджетном кодексе разъясняется, требуется ли устанавливать казначейское сопровождение, если контракт подлежит исполнению в следующем году, то есть в 2025-м, — да, если соглашение попадает под нормы КС и Федерального закона о бюджете на очередной год и плановый период.

Казначейское сопровождение целевых средств осуществляет ТОФК — территориальный орган Федерального казначейства (п. 2 ст. 242.26 БК РФ). Минфин полагает, что средства, которые предоставляют по госконтрактам, заключенным до 01.01.2025, подлежат КС, если это предусмотрено региональным Законом о бюджете. Ведомство поясняет, нужно ли что-то менять в предыдущих контрактах при изменении казначейского сопровождения в 2024 году: если изменили существенные условия госконтракта и для него стало обязательным КС, то сообщите об этом поставщику. Измените условия соглашения, пропишите все обязательные требования для КС. Проинформируйте о необходимости открытия отдельного счета в ТОФК, если цена госконтракта в 2024 году попадает под режим лицевого счета.

Напоминаем, что в 2024 году ряд госконтрактов освободили от казначейского сопровождения (ч. 4 ст. 5 540-ФЗ от 27.11.2023). В 2024 году казначеи не сопровождают:

  1. Средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ. К примеру, деньги, предоставляемые на основании контрактов, которые исполняют казенные учреждения.
  2. Средства федбюджета, которые предоставляют организациям кинематографии, региональным и муниципальным СМИ, политическим партиям для компенсации финансовых затрат на их участие в выборах.

И еще в 2024 г. упростили порядок оплаты по госконтрактам с КС. Оплату за товары, работы, услуги по некоторым соглашениям разрешили перечислять на расчетный счет поставщика в банке. То есть исполнителю не надо открывать лицевой счет в ТОФК. Это правило касается госконтрактов по ч. 2–4, 9 ст. 6 520-ФЗ от 02.11.2023 — для них временно приостановили действие пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 242.23 БК РФ о запрете на перечисление денег с лицевых на расчетные счета (ст. 4 520-ФЗ).

ВАЖНО!
Учтите, что банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ при замене на казначейское сопровождение не допускается: высшие исполнительные органы власти должны на локальном уровне принять нормативы об исключении условий о БС по таким госконтрактам.

Можно ли снизить размер обеспечения исполнения контракта

Минфин объяснил, надо ли в контракте по Казначейству указывать прибыль от продаж, если только сопровождение на аванс, — указывайте прибыль, только если договорились об этом с заказчиком. Если аванс по госконтракту подлежит казначейскому сопровождению, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливают от начальной (максимальной) цены, уменьшенной на размер аванса (п. 3 ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

По нормам ч. 6.1 ст. 96 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если расчеты по нему подлежат казначейскому сопровождению. А если заказчик все же потребует обеспечить исполнение госконтракта, то максимальный размер такого обеспечения — 10 % от НМЦК. Стороны согласовывают допустимую прибыль при казначейском сопровождении контракта по 44-ФЗ в тексте договора.

Ограничений по изменению существенных условий госконтрактов в ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ нет. Это означает, что стороны вправе изменить любые условия соглашения, заключенного до 01.01.2024, в том числе и размер обеспечения, если включили в контракт требование о казначейском сопровождении.

ВАЖНО!
Из норм 44-ФЗ понятно, можно ли без казначейского сопровождения при ГОЗ ставить обеспечение исполнения контракта меньше аванса — нет, если заказчик запрашивает обеспечения исполнения госконтракта и в условиях соглашения предусмотрен аванс, то размер обеспечения устанавливается не менее чем в размере авансирования (п. 1 ч. 6 ст. 96 44-ФЗ). Это правило касается госконтрактов без КС. Если же Казначейство сопровождает госконтракт и аванс подлежит КС, то размер обеспечения устанавливают как НМЦК, уменьшенную на размер аванса (п. 3 ч. 1 ст. 96 44-ФЗ). А если аванс превышает 30 % от НМЦК, то размер обеспечения приравнивают к размеру авансирования.

Как применяют положения Закона о бюджете для контрактов, заключенных в прошлых периодах

Положения о федеральном бюджете на 2024-й и плановые 2025–2025 гг. утвердили Федеральным законом № 540-ФЗ от 27.11.2023. В прошлом году действовал 466-ФЗ от 05.12.2022 о бюджете на 2023 год и плановые 2024–2025 гг.

ВАЖНО!
В 2024 году казначейское сопровождение осуществляют по нормам главы 24.4 БК РФ и постановления Правительства РФ № 2024 от 24.11.2021.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проходит казначейское обеспечение обязательств. Используйте эти инструкции бесплатно.

Перечень бюджетных средств, подлежащих казначейскому сопровождению, прописан и в ст. 242.26 БК РФ, и в ст. 5 540-ФЗ. В этот список входят расчеты по государственным контрактам на поставку товаров, работ, услуг, которые заключают для обеспечения государственных нужд субъектов РФ. Источники финансирования таких контрактов:

  • целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета, которые выделяют на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства;
  • бюджетные кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, по которым предусмотрено казначейское сопровождение средств.

Казначейство сопровождает средства, которые определены в Федеральном законе о федеральном бюджете и предоставлены для исполнения обязательств по (п. 1 ст. 242.23, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ):

  1. Госконтрактам на поставку товаров, работ, услуг.
  2. Контрактам на поставку товаров, работ, услуг, которые исполняются за счет средств по госконтрактам с КС.
  3. Авансовым платежам по контрактам, которые заключили в порядке, действующем в Республике Крым и Севастополе.
ВАЖНО!
На 2024 год установили дополнительные случаи КС, которое проводят по п. 3 ст. 242.23 БК РФ (п. 1 ст. 242.23 БК РФ, ст. 6 520-ФЗ). Кроме того, в 2024 г. местные власти вправе определять средства, которые подлежат казначейскому сопровождению по госконтрактам, которые финансируются из регионального и местного бюджетов (п. 1 ч. 1 ст. 242.26 БК РФ, ч. 8 ст. 5 520-ФЗ). А региональные финансовые органы смогут проводить КС средств по ст. 242.26 БК РФ. Порядок такого сопровождения устанавливает местная администрация по требованиям правительства (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).

Если заказчики в 2024 году заключают дополнительное соглашение к контракту 2023 года, то на него распространяются все условия казначейского сопровождения по 540-ФЗ. Если средства федерального бюджета не являются источником софинансирования расходного обязательства по госконтракту, то предмет казначейского сопровождения устанавливается Законом о региональном бюджете (ст. 242.26 БК РФ). В таком случае предметом определяют как авансовые платежи, так и все расчеты по государственным контрактам.

Если вышестоящая организация запрашивает локальную отчетность по госконтракту с КС, то предоставьте сведения в свободной письменной форме. Никаких унифицированных обязательных отчетов по КС нет. Уточните у учредителя или контролеров, как написать, что проблем, возникающих в ходе казначейского сопровождения контрактов, не возникало, и в каком виде ответить на их запрос, а если сложности все же были, то укажите причины и порядок их решения.

Казначейское сопровождение в 2024 году: вопросы и ответы

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.