Как закупить строительный контроль по 44-ФЗ

Строительный контроль проводят только организации — члены СРО. В результате проверки подтверждают соответствие техническим требованиям, актуальным стандартам и регламентам. Проводят такие торги по особым правилам.

Содержание

Недавно мы выиграли тендер на капитальный ремонт. Заказчик поставил условие о строительном контроле. Такая процедура обязательна не всегда: ее требуют для дорогостоящих или технически сложных работ. Цель — проверить выполненные работы по строительству, капремонту, реконструкции. Поскольку работаю на стороне поставщика, я не знала, кто отвечает за эту процедуру и что нам надо делать. Но у меня есть знакомый главбух в бюджете. Она рассказала, что в госсекторе такую услугу закупают заказчики, им выделяют на это деньги. Наша же задача как поставщика — хорошо выполнить свою работу и пройти такой контроль. Вот что еще надо знать про закупки стройконтроля по 44-ФЗ.

Может быть полезно: как закупить работы по капитальному ремонту

Кто имеет право осуществлять строительный контроль в 2024 году

Итак, стройконтроль — это проверка работ на соответствие (ч. 1 ст. 53 ГК РФ):

  • проектно-сметной документации;
  • результатам инженерных изысканий;
  • обязательным требованиям, стандартам, ограничениям.

Его проводят при строительстве, реконструкции, капремонте. Есть ситуации, когда стройконтроль обязателен и когда заказчик организует проверку по своему усмотрению (п. 1 ст. 748 ГК РФ).

Стройконтроль проводят застройщики, технические заказчики или те, кто отвечают за эксплуатацию здания. Проверку выполняют собственными силами или с привлечением стороннего специалиста. По правилам осуществление строительного контроля допускается, только если его выполняет член саморегулируемой организации (СРО). И еще одно важное требование — если подрядчик возводил объект, то привлекать его для стройконтроля нельзя.

Какие документы подготовить для закупки строительного контроля

Чтобы закупить строительный контроль заказчика за строительством по 44-ФЗ, надо подготовить:

  • извещение;
  • техническую документацию, она же — описание объекта госзакупки;
  • проект контракта.

В тексте техзадания разрешают использовать только те наименования услуг и единиц измерения объема, которые указаны в КТРУ — каталоге товаров, работ, услуг. Каталог находится в ЕИС. Чтобы найти позицию, перейдите в КТРУ и введите в поисковую строку название услуги или код ОКПД2 (его часть). Для застройщиков и технических заказчиков стандартный ОКПД2 на строительный контроль — 71.12.20.110 или связанные услуги (п. 16, 22 ст. 1, ч. 2 ст. 53 ГК РФ).

Требования к услугам строительного контроля описывают по нормам ст. 33 44-ФЗ и отраслевых нормативов — к примеру, ГК. Дополнительно воспользуйтесь ПП РФ № 468 от 21.06.2010: по разъяснениям Минстроя, оно продолжает действовать. И обязательно пропишите в техдокументации перечень контрольных мероприятий, которые вы потребуете от подрядчика в рамках стройконтроля. Среди прочего проверяют:

  • объем, сроки, порядок выполнения, достоверность контрольных мероприятий;
  • последовательность работ, состав технологических операций капстроительства, достоверность закрывающих документов;
  • скрытые работы, промежуточную приемку строительных конструкций, которые влияют на безопасность стройобъекта, участки сетей инженерно-технического обеспечения — вместе с подрядчиком;
  • соответствие построенного объекта требованиям ПСД и рабочих документов — результатам инженерных изысканий, техническим регламентам, градостроительным планам — осуществляется вместе с подрядчиком.
ВАЖНО!
Если вы подрядчик и выполняете обычный ремонт, то уточните, нужна ли смета на текущий ремонт по 44-ФЗ, — обычно все строительные и ремонтные работы выполняют в соответствии с локальным сметным расчетом. Но если речь идет о капитальном ремонте, то обойтись без сметы не получится. Все работы с объектами капитального строительства проводятся только на основании утвержденной проектно-сметной документации.

Еще один обязательный документ для госзакупок — проект контракта на проведение строительного контроля. Заказчики составляют его самостоятельно, учитывая требования ст. 34 Федеральной контрактной системы. Если для госконтракта уже ввели типовые условия, то их включают в проект. Если же типовых условий нет, то применяют типовые условия и типовые контракты, которые утвердили до 01.01.2022 и которые не противоречат 44-ФЗ.

Например, в госконтракт с ФБУ «Федеральный центр строительного контроля» на проведение стройконтроля по объектам капстроительства, которые финансируются по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», надо включать Типовые условия из Приказа Минстроя № 160/пр от 18.03.2021.

Как определить начальную цену контракта для строительного контроля

НМЦК стройконтроля рассчитывает заказчик. К примеру, начальную стоимость определяют как стоимость строительного контроля в процентах от стоимости строительства или другим способом. Главное — рассчитывать цену по нормам ст. 22 44-ФЗ и порядка определения НМЦК, утв. Приказом Минстроя № 841/пр от 23.12.2019. Порядок Минстроя обязателен для государственных и муниципальных заказчиков и заказчиков, указанных в ч. 1, 2.1, 4, 5 ст. 15 44-ФЗ.

Начальную (максимальную) цену контракта определяют на основании утвержденной сметной документации на строительство. Обычно затраты на стройконтроль в сводном сметном расчете включены в главу 10 сметы (п. 31 Положения, утв. ПП РФ № 87 от 16.02.2008). А нормативы затрат на проведение строительного контроля определены в ПП РФ № 468 от 21.06.2010.

Может пригодиться: как оформить ТЗ на составление сметной документации

Инструкция, как рассчитать НМЦК на услуги строительного контроля (п. 18 Порядка № 841/пр):

  1. Пересчитайте сметную стоимость услуг и определите процент строительного контроля от стоимости СМР, исходя из уровня цен на дату утверждения ПСД в сопоставлении с уровнем цен на дату определения НМЦК. При пересчете примените индексы фактической инфляции за определенный период.
  2. Умножьте показатели сметной стоимости услуг стройконтроля на индекс прогнозной инфляции, который установлен на период оказания услуг. Индекс прогнозной инфляции — это среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на дату начала и дату окончания оказания услуг. Рассчитывайте его с учетом сроков, которые указаны в ПСД.
ВАЖНО!
Если НМЦК определяют до разработки ПСД, то при расчете индекса прогнозной инфляции период оказания услуг устанавливают, исходя из продолжительности строительства, которую запланировал заказчик в техзадании на выполнение работ.

Расчет НМЦК делают по форме, рекомендованной Минстроем в приложении 3 к Порядку № 841/пр. Но если заполнить форму собственной разработки, то это не станет нарушением.

Вам пригодятся онлайн-калькуляторы по закупкам

Как выбрать способ определения поставщика на закупку услуг строительного контроля

Способ определения поставщика зависит от цены закупки и от того, как быстро и с каким результатом ее надо провести заказчику:

  1. Электронный конкурс проводят, если не ограничены во времени и хотят оценит заявки не только по цене, но и по квалификации участников, качеству оказываемых услуг.
  2. Электронный аукцион проводят быстрее, чем конкурс. Победителя выбирают по цене. В торгах побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену.
  3. Электронный запрос котировок проводят, если НМЦК не превышает 10 миллионов рублей (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).
    Лимиты годового объема закупок для котировок отменили до 31.12.2026. Если услуги стройконтроля закупаются после расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика, то электронный запрос котировок проводят без ограничений в цене (пп. «б» п. 2 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).
  4. Закупку у единственного поставщика проводят, если НМЦК не превышает 600 000 рублей (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Но надо следить за лимитом по СГОЗ для таких закупок.
  5. Закрытые конкурентные способы — конкурс, аукцион — применяют, если услуги строительного контроля закупают для обеспечения федеральных нужд, а сведения о заказе составляют гостайну (п. 1 ч. 11 ст. 24 44-ФЗ).
ВАЖНО!
Код ОКПД2 71.12.20 есть в Перечне товаров, работ, услуг, которые разрешают закупить у единственного поставщика из числа учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (ПП РФ № 1292 от 26.12.2013). То есть, если заказчик закупает стройконтроль по этому коду, он сможет заключить госконтракт с единственным поставщиком из числа учреждений и предприятий УИС (п. 11 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Но в таком случае проект контракта надо направить на контроль.

Вам будет полезно узнать:

Какие требования предъявляют к участникам закупок на проведение строительного контроля

Ко всем участникам таких госзакупок предъявляют единые обязательные требования по ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. В случае закупок стройконтроля к обязательным относят требование о членстве участника в строительной СРО (п. 22 ст. 1, ч. 2 ст. 53 ГК РФ). Но Ростехнадзор полагает, что исполнители услуг строительного контроля по договору с застройщиком или техническим заказчиком, которые не выполняют других работ, не обязаны состоять в СРО (Письмо № 09-01-04/1764 от 21.03.2022). Чтобы избежать спорных ситуаций, заказчики практически всегда устанавливают требование о членстве в СРО в госзакупках стройконтроля.

Выполнение этого требования подтверждается информацией в едином реестре сведений о членах СРО и их обязательствах. Данные из реестра находятся в открытом доступе и предоставляются бесплатно. Участники закупки не обязаны представлять подтверждающие документы в составе заявки (ч. 5 ст. 55.17 ГК РФ, п. 2 Письма ФАС № МШ/54828/23 от 11.07.2023).

И не забывайте, что предприятиям УИС для выполнения услуг по стройконтролю членство в СРО не требуется. А если строительный контроль проводят для контракта по капитальному строительству с ценой до 10 миллионов рублей, то членство в СРО требовать тоже не надо.

Сами закупки строительного контроля проходят по стандартным правилам в зависимости от выбранной процедуры. С победителем заключают контракт в установленный срок. После выполнения стройконтроля стороны подписывают акт, затем заказчик переводит оплату подрядчику в течение 7 рабочих дней.

Закупка строительного контроля по 44-ФЗ: вопросы и ответы

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.