Как закупить строительный контроль по 44-ФЗ
Строительный контроль проводят только организации — члены СРО. В результате проверки подтверждают соответствие техническим требованиям, актуальным стандартам и регламентам. Проводят такие торги по особым правилам.
Недавно мы выиграли тендер на капитальный ремонт. Заказчик поставил условие о строительном контроле. Такая процедура обязательна не всегда: ее требуют для дорогостоящих или технически сложных работ. Цель — проверить выполненные работы по строительству, капремонту, реконструкции. Поскольку работаю на стороне поставщика, я не знала, кто отвечает за эту процедуру и что нам надо делать. Но у меня есть знакомый главбух в бюджете. Она рассказала, что в госсекторе такую услугу закупают заказчики, им выделяют на это деньги. Наша же задача как поставщика — хорошо выполнить свою работу и пройти такой контроль. Вот что еще надо знать про закупки стройконтроля по 44-ФЗ.
Может быть полезно: как закупить работы по капитальному ремонту
Кто имеет право осуществлять строительный контроль в 2024 году
Итак, стройконтроль — это проверка работ на соответствие (ч. 1 ст. 53 ГК РФ):
- проектно-сметной документации;
- результатам инженерных изысканий;
- обязательным требованиям, стандартам, ограничениям.
Его проводят при строительстве, реконструкции, капремонте. Есть ситуации, когда стройконтроль обязателен и когда заказчик организует проверку по своему усмотрению (п. 1 ст. 748 ГК РФ).
Стройконтроль проводят застройщики, технические заказчики или те, кто отвечают за эксплуатацию здания. Проверку выполняют собственными силами или с привлечением стороннего специалиста. По правилам осуществление строительного контроля допускается, только если его выполняет член саморегулируемой организации (СРО). И еще одно важное требование — если подрядчик возводил объект, то привлекать его для стройконтроля нельзя.
Какие документы подготовить для закупки строительного контроля
Чтобы закупить строительный контроль заказчика за строительством по 44-ФЗ, надо подготовить:
- извещение;
- техническую документацию, она же — описание объекта госзакупки;
- проект контракта.
В тексте техзадания разрешают использовать только те наименования услуг и единиц измерения объема, которые указаны в КТРУ — каталоге товаров, работ, услуг. Каталог находится в ЕИС. Чтобы найти позицию, перейдите в КТРУ и введите в поисковую строку название услуги или код ОКПД2 (его часть). Для застройщиков и технических заказчиков стандартный ОКПД2 на строительный контроль — 71.12.20.110 или связанные услуги (п. 16, 22 ст. 1, ч. 2 ст. 53 ГК РФ).
Требования к услугам строительного контроля описывают по нормам ст. 33 44-ФЗ и отраслевых нормативов — к примеру, ГК. Дополнительно воспользуйтесь ПП РФ № 468 от 21.06.2010: по разъяснениям Минстроя, оно продолжает действовать. И обязательно пропишите в техдокументации перечень контрольных мероприятий, которые вы потребуете от подрядчика в рамках стройконтроля. Среди прочего проверяют:
- объем, сроки, порядок выполнения, достоверность контрольных мероприятий;
- последовательность работ, состав технологических операций капстроительства, достоверность закрывающих документов;
- скрытые работы, промежуточную приемку строительных конструкций, которые влияют на безопасность стройобъекта, участки сетей инженерно-технического обеспечения — вместе с подрядчиком;
- соответствие построенного объекта требованиям ПСД и рабочих документов — результатам инженерных изысканий, техническим регламентам, градостроительным планам — осуществляется вместе с подрядчиком.
Еще один обязательный документ для госзакупок — проект контракта на проведение строительного контроля. Заказчики составляют его самостоятельно, учитывая требования ст. 34 Федеральной контрактной системы. Если для госконтракта уже ввели типовые условия, то их включают в проект. Если же типовых условий нет, то применяют типовые условия и типовые контракты, которые утвердили до 01.01.2022 и которые не противоречат 44-ФЗ.
Например, в госконтракт с ФБУ «Федеральный центр строительного контроля» на проведение стройконтроля по объектам капстроительства, которые финансируются по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», надо включать Типовые условия из Приказа Минстроя № 160/пр от 18.03.2021.
Как определить начальную цену контракта для строительного контроля
НМЦК стройконтроля рассчитывает заказчик. К примеру, начальную стоимость определяют как стоимость строительного контроля в процентах от стоимости строительства или другим способом. Главное — рассчитывать цену по нормам ст. 22 44-ФЗ и порядка определения НМЦК, утв. Приказом Минстроя № 841/пр от 23.12.2019. Порядок Минстроя обязателен для государственных и муниципальных заказчиков и заказчиков, указанных в ч. 1, 2.1, 4, 5 ст. 15 44-ФЗ.
Начальную (максимальную) цену контракта определяют на основании утвержденной сметной документации на строительство. Обычно затраты на стройконтроль в сводном сметном расчете включены в главу 10 сметы (п. 31 Положения, утв. ПП РФ № 87 от 16.02.2008). А нормативы затрат на проведение строительного контроля определены в ПП РФ № 468 от 21.06.2010.
Может пригодиться: как оформить ТЗ на составление сметной документации
Инструкция, как рассчитать НМЦК на услуги строительного контроля (п. 18 Порядка № 841/пр):
- Пересчитайте сметную стоимость услуг и определите процент строительного контроля от стоимости СМР, исходя из уровня цен на дату утверждения ПСД в сопоставлении с уровнем цен на дату определения НМЦК. При пересчете примените индексы фактической инфляции за определенный период.
- Умножьте показатели сметной стоимости услуг стройконтроля на индекс прогнозной инфляции, который установлен на период оказания услуг. Индекс прогнозной инфляции — это среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на дату начала и дату окончания оказания услуг. Рассчитывайте его с учетом сроков, которые указаны в ПСД.
Расчет НМЦК делают по форме, рекомендованной Минстроем в приложении 3 к Порядку № 841/пр. Но если заполнить форму собственной разработки, то это не станет нарушением.
Вам пригодятся онлайн-калькуляторы по закупкам
Как выбрать способ определения поставщика на закупку услуг строительного контроля
Способ определения поставщика зависит от цены закупки и от того, как быстро и с каким результатом ее надо провести заказчику:
- Электронный конкурс проводят, если не ограничены во времени и хотят оценит заявки не только по цене, но и по квалификации участников, качеству оказываемых услуг.
- Электронный аукцион проводят быстрее, чем конкурс. Победителя выбирают по цене. В торгах побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену.
- Электронный запрос котировок проводят, если НМЦК не превышает 10 миллионов рублей (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).
Лимиты годового объема закупок для котировок отменили до 31.12.2026. Если услуги стройконтроля закупаются после расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика, то электронный запрос котировок проводят без ограничений в цене (пп. «б» п. 2 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ). - Закупку у единственного поставщика проводят, если НМЦК не превышает 600 000 рублей (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Но надо следить за лимитом по СГОЗ для таких закупок.
- Закрытые конкурентные способы — конкурс, аукцион — применяют, если услуги строительного контроля закупают для обеспечения федеральных нужд, а сведения о заказе составляют гостайну (п. 1 ч. 11 ст. 24 44-ФЗ).
Вам будет полезно узнать:
Какие требования предъявляют к участникам закупок на проведение строительного контроля
Ко всем участникам таких госзакупок предъявляют единые обязательные требования по ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. В случае закупок стройконтроля к обязательным относят требование о членстве участника в строительной СРО (п. 22 ст. 1, ч. 2 ст. 53 ГК РФ). Но Ростехнадзор полагает, что исполнители услуг строительного контроля по договору с застройщиком или техническим заказчиком, которые не выполняют других работ, не обязаны состоять в СРО (Письмо № 09-01-04/1764 от 21.03.2022). Чтобы избежать спорных ситуаций, заказчики практически всегда устанавливают требование о членстве в СРО в госзакупках стройконтроля.
Выполнение этого требования подтверждается информацией в едином реестре сведений о членах СРО и их обязательствах. Данные из реестра находятся в открытом доступе и предоставляются бесплатно. Участники закупки не обязаны представлять подтверждающие документы в составе заявки (ч. 5 ст. 55.17 ГК РФ, п. 2 Письма ФАС № МШ/54828/23 от 11.07.2023).
И не забывайте, что предприятиям УИС для выполнения услуг по стройконтролю членство в СРО не требуется. А если строительный контроль проводят для контракта по капитальному строительству с ценой до 10 миллионов рублей, то членство в СРО требовать тоже не надо.
Сами закупки строительного контроля проходят по стандартным правилам в зависимости от выбранной процедуры. С победителем заключают контракт в установленный срок. После выполнения стройконтроля стороны подписывают акт, затем заказчик переводит оплату подрядчику в течение 7 рабочих дней.
Закупка строительного контроля по 44-ФЗ: вопросы и ответы
-
В каких случаях надо закупить строительный контроль?
Когда это требуется по условию договора о строительстве. Единого перечня ситуаций, когда такая закупка обязательна, нет. Обычно стройконтроль закупают, когда надо подтвердить соответствие выполненных работ сметной документации, техническим регламентам и стандартам.
-
Как рассчитывают цену строительного контроля?
Заказчики рассчитывают НМЦК на услуги стройконтроля на основании ст. 22 44-ФЗ и Порядка из Приказа Минстроя № 841/пр. В расчете строительного контроля при ремонте по 44-ФЗ (капитальном), строительстве, реконструкции обязательно учитывают пересчет цен, индексы прогнозной и фактической инфляции. Для обоснования НМЦК заполняют рекомендованную приказом № 841/пр или собственную форму расчета.
-
Каким способом закупают строительный контроль?
Любым, который устраивает заказчика. Никаких ограничений и специальных требований нет. Техзаказчики выбирают электронный конкурс, аукцион, запрос котировок или закупку у единственного поставщика, а если контракт содержит гостайну — закрытые способы торгов.
Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468
Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292
Приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр
<Письмо> ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23
<Письмо> Ростехнадзора от 21.03.2022 N 09-01-04/1764
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
Статья 1 ГК РФ. Основные начала гражданского законодательства
Статья 53 ГК РФ. Органы юридического лица
Статья 748 ГК РФ. Контроль и надзор заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда