Особенности закупок радиоэлектронной продукции по постановлению № 878

Наше ООО занимается поставкой радиоэлектроники. Последние несколько лет работа с государственными заказчиками усложнилась, особенно в случаях применения постановления № 878 и приказа № 126н одновременно. Преимущество отдают российской радиоэлектронной продукции, а предложения с иностранными товарами отклоняют. Мы решили рассказать обо всех особенностях госзакупок радиоэлектроники.

Содержание

По какому постановлению закупают радиоэлектронную продукцию в 2024 году

Особенности национального режима в госзакупках закреплены в статье 14 44-ФЗ. А меры стимулирования производства российской радиоэлектронной продукции и правила закупок таких изделий установлены постановлением Правительства № 878 от 10.07.2019. А в приложении к этому НПА вы найдете перечень по постановлению 878 с изменениями на 2024 год и порядок обоснования невозможности ограничений в госзакупках радиоэлектроники.

ВАЖНО!
С 27 июня 2024 года из перечня иностранной радиоэлектроники с ограничениями допуска исключили свинцовые аккумуляторы для запуска поршневых двигателей. Код товара по ОКПД2 — 27.20.21. Изделия добавили в список импортной продукции с запретом на допуск. А на свинцовые аккумуляторы с кодом ОКПД2 27.20.22 ввели ограничения на допуск (постановление Правительства РФ № 858 от 26.06.2024). Новые правила не применяют к закупкам, которые объявили до 27.06.2024.

Особенность № 1. Обоснование начальной (максимальной) цены радиоэлектронной продукции

Порядок определения НМЦК по постановлению № 878, цены контракта с единственным поставщиком устанавливает Минпромторг по согласованию с Минфином и ФАС (п. 6 ПП РФ № 878). Этот порядок не работает в закупках радиоэлектроники, которая поставляется в рамках гособоронзаказа. Пока такой порядок официально не установлен при расчете НМЦК, используйте стандартные методы из ст. 22 44-ФЗ, приоритет — у метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Общая инструкция, как обосновать НМЦК для закупок радиоэлектроники:

Шаг 1. Определите функциональное значение закупаемой продукции.

Шаг 2. Найдите позиции в Едином реестре российской электроники с характеристиками, которые подходят или функционально близки к закупаемым товарам.

Шаг 3. Запросите цены у производителей однотипных товаров, информация о которых включена в реестр. Однотипные товары — продукция, которая относится к тому же ОКПД2, что и планируемая к закупке радиоэлектроника, обладает одинаковым функциональным назначением. Запросы отправьте всем производителям однотипных товаров, информация о которых есть в спецреестре.

Форма запроса официально не утверждена. Минфин требует, чтобы в запросе указывали:

  • название товара в соответствии с тем, которое указано в реестре, а если отправляете запрос производителю аналогичного товара — технические характеристики закупаемого товара;
  • планируемые сроки госзакупки;
  • сроки поставки;
  • размер аванса;
  • размер обеспечения контракта.

Рассчитывайте НМЦК на основании цен, сведения о которых есть в реестре.

ВАЖНО!
При закупках радиоэлектроники надо учитывать особые правила квотирования. Так, некоторые изделия из реестра радиоэлектроники следует закупать по квотам — с соблюдением минимальной обязательной доли закупок российских товаров (ПП РФ № 2014 от 03.12.2020). Это касается как торгов по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ, а для достижения минимальной доли учитывается поставка не только российских товаров, но и продукции из стран ЕАЭС.

Для заказов с минимальной долей порядок определения НМЦК отличается (п. 3 ПП РФ № 2014). Если заказчик рассчитывает цену контракта методом сопоставимых рыночных цен, то он обязан направить запрос о цене поставщикам, информация о которых включена в ГИСП (ч. 5 ст. 22 44-ФЗ). Алгоритм довольно простой:

  1. Найти в реестрах ГИСП необходимую продукцию. Поиск проводят и по названию товара, и по его ОКПД2, и по ТН ВЭД.
  2. Отправить запрос поставщикам. Контакты для связи есть в карточке предприятия из ГИСП. В запросе указать функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики изделия из каталога товаров, работ, услуг (КТРУ).
  3. Если информации для расчета НМЦК недостаточно (заказчик получил меньше трех коммерческих предложений), то сделать скриншот из информационной системы Минпромторга и зафиксировать невозможность выполнения минимальной доли закупок.
  4. Направить сведения в Минпромторг по почте Metod@minprom.gov.ru и указать на отсутствие необходимой информации в ГИСП.
  5. Запросить коммерческие предложения у остальных поставщиков и рассчитать НМЦК по правилам ст. 22 44-ФЗ.
Подробнее: как обосновать НМЦК

Особенность № 2. Применение национального режима в закупках радиоэлектроники

Если радиоэлектронная продукция включена в перечень из Постановления № 878, необходимо установить ограничение допуска иностранной радиоэлектроники. В Федеральной контрактной системе разъясняется, как применить постановление 878 правительства и 126н одновременно: установите ограничения, если решили приобрести радиоэлектронику, которая входит в перечень по постановлению № 878 от 10.07.2019. Если ОКПД2 товара, который закупаете, попал в перечень по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2018, то пропишите условия допуска. А для подтверждения соответствия продукции установленному ограничению участник закупки обязан предоставить декларацию, что эта продукция есть в реестре российской или евразийской радиоэлектроники в виде номера реестровой записи.

ВАЖНО!
Кроме номера реестровой записи, в заявке указывают и баллы локализации — баллы за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ или ЕАЭС (ПП РФ № 719 от 17.07.2015, Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 105 от 23.11.2020).

Ограничения устанавливают, только если объектом закупки является товар. Для закупки работ и услуг, в т. ч. при выполнении которых поставляется радиоэлектронный товар, постановление № 878 не применяется (Письмо Минфина России № 24-01-07/111357, Минпромторга России № ШВ-124486/11, Минцифры России № А3-П29-085-243351, Минстроя России № 78336-СМ/09 от 20.11.2023).

Если код ОКПД2 из перечня к постановлению № 878 пересекается с кодом из перечня к постановлению № 617 от 30.04.2020, то надо применять перечень с более точным кодом. К примеру, для кода 28.25.14.110 применяют положения постановления № 878.

Подробнее: как применять национальный режим в закупках

Особенность № 3. Подготовка описания объекта закупки для радиоэлектронной продукции

В п. 7 ПП РФ № 878 указано, что нельзя объединять в один лот радиоэлектронную продукцию, которая включена в перечень, и не включенную в него. Еще одно важное правило: в описании объекта закупки и определении технических, функциональных и эксплуатационных характеристик необходимо строго следовать каталогу товаров, работ, услуг (пп. «а» п. 5 Правил, утв. ПП РФ № 145 от 08.02.2017). Указывать допхарактеристики, которые не предусмотрены КТРУ, запрещено.

Подробнее: как описать объект закупки

Особенность № 4. Обоснование невозможности ограничения допуска иностранной радиоэлектроники

Раньше — до 31.08.2021 — заказчикам требовалось обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для закупки зарубежной продукции. Ограничения не устанавливали, если в реестре:

  • отсутствовал товар с необходимым функционалом;
  • была продукция с нужным функционалом, но по характеристикам она не подходит заказчику.
ВАЖНО!
Теперь правила изменились, и обоснование больше не требуется. Порядок выдачи разрешения на закупку иностранной продукции Минпромторгом не установлен. Если заказчик проводит торги с соблюдением нацрежима, то он не получает разрешение Минпромторга, а оценивает и рассматривает заявки по правилам ст. 14 44-ФЗ.

Некоторые заказчики до сих пор готовят обоснование невозможности соблюдения ПП РФ 878, хотя это и необязательно. Его выкладывают в ЕИС вместе с извещением о закупке. Обычно в обосновании указывают:

  • обстоятельство, из-за которого не применяете ограничения;
  • класс, которому должна соответствовать радиоэлектроника;
  • требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, которые установлены заказчиком, с указанием класса, которому она должна соответствовать;
  • функциональные, технические или эксплуатационные характеристики (в т. ч. их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует требованиям госзаказчика, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о которой включены в реестр и которая соответствует тому же классу радиоэлектроники, что и объект закупки (только если есть продукция с нужным функционалом, но по характеристикам она не подходит заказчику).

Особенность № 5. Порядок рассмотрения заявок в закупках радиоэлектроники

Заказчик отражает в извещении требование о том, что участникам необходимо указать (задекларировать) в заявке номер реестровой записи (п. 3(3) постановления № 878) из:

  • Единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
  • Евразийского реестра промышленных товаров.

А для подтверждения первого уровня радиоэлектроники дополнительно нужны сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.

Реестровые записи должны действовать как при подаче заявки, так и во время исполнения контракта (Письмо Минпромторга № 117563/12 от 01.11.2023). Если в заявке нет реестровых записей, то предложение поставщика приравнивают к иностранному (Письмо ФАС № ДФ/99397/22 от 31.10.2022).

ВАЖНО!
Номера реестровых записей из Единого реестра российской радиоэлектроники не предоставляются при закупках некоторых товаров — к примеру, военной и специальной техники.

Заказчики отклоняют все заявки с предложением о поставке иностранной радиоэлектроники, если подана одна или больше заявок, удовлетворяющих требованиям заказчика, — с предложением о поставке продукции из ЕАЭС (п. 3 постановления № 878). Есть лишь несколько исключений, они описаны в п. 3(1) ПП РФ № 878.

Если же заказчик закупает радиоэлектронику по п. 5, 7–9, 13 (системы хранения данных) перечня к постановлению № 878, то он отклоняет все заявки с предложением о поставке радиоэлектронной продукции (кроме тех, что содержат предложение о поставке изделий первого уровня), если подана одна или более заявок, удовлетворяющих требованиям заказчика. Она должна одновременно соответствовать таким условиям:

  1. Содержать предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня.
  2. Если в предмет закупки включена другая радиоэлектронная продукция (кроме изделий по п. 5, 7–9, 13 в части систем хранения данных) перечня к ПП № 878 — не должна содержать изделий, произведенных не в ЕАЭС.

Если все эти требования не соблюдаются, то вас ждет отклонение вторых частей заявок по постановлению 878 (равно как и первых) в конкурсе или общей заявки в аукционе. По правилам заказчик отклонит все иностранные предложения, если подана одна или более заявок с товарами из ЕАЭС.

Если приобретаемые товары включены и в перечень к ПП № 878, и в один из перечней к Приказу № 126н, то в извещении устанавливают и ограничения допуска по ПП РФ № 878), и условия допуска по Приказу № 126 (Письмо ФАС № ДФ/99397/22 от 31.10.2022). Условия допуска применяют, если не отклонили заявки с иностранным товаром (Письмо Минфина № 24-06-06/68443 от 15.07.2022).

Особенность № 6. Исполнение контракта на поставку радиоэлектроники

При исполнении госконтракта на поставку радиоэлектроники по ПП РФ № 878 нельзя заменять товары из ЕАЭС на иностранные. Кроме того, не допускается замена радиоэлектронной продукции первого уровня на продукцию, которая не соответствует этому требованию.

Может быть полезно:

Закупка радиоэлектронной продукции: вопросы и ответы

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.