Электронное актирование и РСКП: проблемы, задачи и пути решения
Электронное актирование через Единую информационную систему обязательно как для заказчиков, так и для поставщиков. А теперь через ЕИС надо еще и платить по контракту. Но нужно учитывать ряд нюансов.
Как создать распоряжение о совершении казначейского платежа в ЕИС
С 2023 года федеральные заказчики обязаны оплачивать госконтракты через Единую информационную систему. Для заказчиков и поставщиков в ЕИС внедрили новый функционал: формирование РСКП. По Приказу Казначейства № 21н от 14.05.2020, РСКП в ЕИС — это распоряжения о совершении казначейских платежей.
Ни заказчику, ни поставщику не надо подключать реестр распоряжений о совершении казначейских платежей в ЕИС — за них это сделали разработчики. Но заказчик обязан прописать электронное актирование и оплату через ЕИС в условиях госконтракта. Вот пример, как это сделать.
Когда федеральный заказчик заключает контракт, он обязан прописать в нем оплату через ЕИС. Для региональных и муниципальных заказчиков это пока не обязательно. А вот электронное актирование ввели для всех заказчиков и практически для всех госконтрактов, заключенных по результатам открытых и закрытых электронных закупок (ч. 13 ст. 94 44-ФЗ).
Подробнее: кто из госзаказчиков обязан применять электронное актирование
Заказчики формируют РСКП в ЕИС:
- при оплате поставщику авансового платежа;
- оплате исполнителю за поставку товаров, работ, услуг;
- оплате за контрагента налогов, сборов и других бюджетных платежей;
- оплате за контрагента неустоек, штрафов и пеней, которые начислили по документам электронной приемки.
Заказчики направляют распоряжения о совершении платежей в территориальный отдел Федерального казначейства. Стандартный срок размещения заказчиком РСКП (Приказ ФК № 21н от 14.05.2020):
- федеральные органы исполнительной власти, казенные учреждения — максимум на следующий рабочий день после дня постановки на учет денежного обязательства;
- федеральные бюджетные, автономные учреждения — максимум на второй рабочий день после публикации сведений об исполнении контракта в реестре контрактов ЕИС.
Заказчики заходят в ЕИС при создании распоряжения на оплату выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров. Пользователь сможет создать распоряжение двумя способами.
Первый способ — создание из «Реестра распоряжений о совершении казначейских платежей» во вкладке «Реестры». Чтобы создать РСКП через реестр распоряжений о совершении казначейских платежей, нажмите на кнопку «Создать» и выберите документ-основание в контекстном меню.
Второй способ — создание из карточки контракта. К примеру, федеральные казенные учреждения и органы исполнительной власти создают РСКП через «Сведения о денежных обязательствах» во вкладке «Документы» сведений о контракте. А федеральные бюджетные и автономные заходят во вкладку «Документы» и находят «Распоряжения о совершении казначейских платежей».
Распоряжение о казначейском платеже с типом «Оплата контрагенту» формируют на основании сведений о денежных обязательствах на выплату аванса или документа о приемке, по которому в реестре контрактов разместили информацию об исполнении госконтракта. Но выбрать РСКП с типом оплаты получится, только когда у заказчика есть доступный неисполненный остаток в ЕИС — остаток средств по денежному обязательству для расчета с поставщиком.
Дальше распоряжение по большей части заполняется автоматически, поскольку информация для оплаты и для санкционирования платежа уже есть в ЕИС. В РСКП заполняются такие разделы:
- реквизиты документа-основания (ДО);
- информация о платеже ЖКУ, если надо заплатить за жилищно-коммунальные услуги;
- реквизиты контрагента;
- реквизиты налоговых платежей, если надо заплатить налоги;
- расшифровка заявок на кассовый расход.
Не получится без последствий изменить ДО, если есть РСКП — сведения о документе-основании публикуются в реестре контрактов после электронного актирования в ЕИС и подгружаются в распоряжение автоматически. С 01.07.2023 действует правило: если заказчик меняет документ-основание, сведения направляются в ТОФК для визуального контроля. Без дополнительной проверки оплату не санкционируют и не проведут (Приказ Минфина № 257н от 30.10.2020).
В некоторых ситуациях заказчик платит за поставщика налоги, сборы или другие платежи в бюджет. Это возможно, если:
- в сведениях о принятом бюджетном обязательстве указаны реквизиты инспекции ФНС или территориального отдела СФР для перечисления сумм налогов, сборов за контрагента;
- в сведениях о контракте установлен признак «Суммы, уплачиваемые заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), будут уменьшены на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей»;
- в сведениях о денежных обязательствах установлен признак «Сумма, уплачиваемая заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю), уменьшена на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей на основании документа о приемке».
Распоряжения для оплаты налогов заказчики формируют на основании сведений о денежных обязательствах, которые возникли на основании документа о приемке.
Как проходит приемка в ЕИС в электронной форме с удержанием пени
Распоряжения о казначейских платежах с типом «Оплата за контрагента неустоек (штрафов, пеней)» проводят так:
- если в связанных сведениях о денежных обязательствах, которые сформировали по документу электроприемки, установлен признак «Уменьшить сумму в сведениях о ДО на сумму неустоек (штрафов, пени) на основании текущего документа о приемке»;
- если сведения о денежных обязательствах ввели на основании бумажного документа о приемке и в связанных сведениях о контракте установили признак «Контрактом предусмотрено удержание суммы неисполненных требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю)».
При формировании такого РСКП на оплату штрафов за поставщика при выборе типа для оплаты штрафов автоматически открывается поле «Требования заказчика об уплате неустойки (штрафа, пени)».
Как выгрузить в ЕИС РСКП для систем бухгалтерского учета
Чтобы не нарушать бюджетный учет и отражать в бухгалтерской системе платежи, которые провели в ЕИС, настройте автоматическую выгрузку РСКП из единой в рабочую бухгалтерскую систему. Вот инструкция, как выгрузить распоряжения о казначейских платежах из ЕИС в БГУ 1С:
Шаг 1. Настройте и загрузите формат обмена.
Шаг 2. Зайдите в «Настройки обмена с казначейскими и банковскими системами» в 1С. Нажмите «Создать» и настройте новый вид обмена.
Шаг 3. Настройте формат, который используется при обмене с казначейскими и банковскими системами и выгрузке РСКП из ЕИС.
Шаг 4. Включите настройку обмена 1С с ЕИС и выгрузку РСКП.
Шаг 5. Укажите код СПЗ — уникальный номер организации в ЕИС и токен-ключ авторизации из личного кабинета заказчика в ЕИС. Укажите, какие документы, кроме распоряжений о казначейских платежах, планируете загружать: к примеру, бюджетные и денежные обязательства. Сохраните, тем самым завершив настройку.
Выгрузите РСКП из ЕИС.
Как сформировать запрос на отзыв распоряжения о совершении казначейских платежей в ЕИС
Заказчики создают запрос на отзыв прямо из нужного РСКП или из реестра распоряжений о совершении казначейских платежей. Отмена доступна для РСКП со статусами:
- зарегистрирован;
- принято к исполнению.
Инструкция, как аннулировать распоряжение о казначейском платеже в ЕИС по 44-ФЗ, проста. Сначала в выбранном РСКП надо вызвать контекстное меню и нажать «Сформировать запрос на отзыв».
В блоке документов:
В реестре распоряжений о совершении казначейских платежей:
Затем надо заполнить запрос на отзыв РСКП.
Сформированный запрос на отзыв РСКП отправьте на подписание, а потом подпишите УКЭП. Все, распоряжение о казначейских платежах аннулировано.
Как взаимодействовать со сметными программами
Если закупка проходила в электронной форме в Единой информационной системе, то электронные акты надо отправлять в ЕИС — через электронное актирование. Исполнитель формирует акт в системе, подписывает электронной подписью и передает заказчику. Заказчик проверяет, соглашается с содержанием и подписывает актовые документы или готовит мотивированный отказ и направляет исполнителю для внесения нужных корректив.
Электроприемка применяется и для госконтрактов по строительству, текущему и капитальному ремонту. Информационное взаимодействие между ЕИС и внешними сметными программами осуществляется через специальный сервис (письмо ФК № 07-04-05/14-21918 от 13.09.2021).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать приемку без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Поскольку сметы и акты по строительным и ремонтным работам формируются во внешних специализированных программах, для приема и обработки документов в ЕИС требуется единообразная форма. Разработчики разъясняют, документы каких форматов пользователь сможет загружать в ЕИС: если использовать сервис, то его функционал автоматически конвертирует файлы в нужный формат для работы в ЕИС. После обработки поставщик сможет подписать и отправить смету или акт заказчику.
Как подписывает акты приемочная комиссия
Вот как работает электронное актирование в ЕИС по 44-ФЗ: поставщик формирует, подписывает ЭП и размещает в информационной системе документ о приемке. В акт включают ряд обязательных сведений и прикладывают к нему сопроводительные документы (их скан-копии), которые являются его неотъемлемой частью.
Заказчик получает подписанные документы электронного актирования в течение часа с момента размещения файлов поставщиком. Дата поступления заказчику соответствует дате размещения в ЕИС с учетом часовой зоны (п. 3 ч. 13 ст. 94 44-ФЗ).
Заказчик рассматривает электронный акт в срок, который прописали в контракте, но не позже 20 рабочих дней. Если в организации работает приемочная комиссия, то заказчик вместе с членами комиссии действует так (п. 5 ч. 13 ст. 94 44-ФЗ):
- Члены приемочной комиссии подписывают в ЕИС электродокумент или мотивированный отказ от подписания. Для отказа надо указать причины.
- Заказчик подписывает акт или мотивированный отказ. Подписанный документ размещают в ЕИС.
В Федеральной контрактной системе указано, нужны ли ЭЦП на всех членов комиссии при электронном актировании, — да, каждый участник комиссии подписывает электродокумент или мотивированный отказ собственной электронной подписью. Если члены комиссии все же не использовали электронные подписи и ЕИС, то заказчик предлагает подписать акты в форме электронных образов бумажных документов. Если в комиссию входят не только работники организации-заказчика, но и сторонние лица, то разрешается подписать приемочный документ или мотивированный отказ без усиленных электронных квалифицированных подписей и ЕИС.
После подписания документ о приемке или мотивированный отказ автоматически направляют поставщику. Если исполнитель получил отказ, то он исправляет ошибки и повторно направляет акт заказчику (п. 6, 7 ч. 13 ст. 94 44-ФЗ). Дата приемки поставленных товаров, работ, услуг — дата размещения в ЕИС электронного документа приемки, подписанного заказчиком (п. 8 ч. 13 ст. 94 44-ФЗ).
Как проходит интеграция с региональными системами
Чтобы направить заявку на заключение контракта и провести электроприемку в региональной информационной системе, необходимо интегрировать локальную информационную систему с ЕИС. Информационный сервис ЕИС, который применяют для интеграции со сметными и бухгалтерскими программами, подойдет и для обработки документов из внешних систем.
Сервис позволяет принимать проекты документов из региональных ИС на стороне ЕИС. Программа автоматически обрабатывает электронные документы и конвертирует в форматы ЕИС.
Если документ не выгружается, то возникает ошибка интеграционного адаптера Единой информационной системы. Повторите выгрузку несколько раз и просмотрите новости на сайте ЕИС. Если ошибка продолжает появляться, то свяжитесь со службой технической поддержки Единой информационной системы.
Как оплачивать контракты в ЕИС по 44-ФЗ, если нет электронного актирования
Если электронное актирование для контракта не предусмотрено, заказчик отправляет платеж по-старому — со своего лицевого счета на расчетный счет поставщика. Заказчик формирует заявку на кассовый расход на основании документов приемки и передает ее в ТОФК. Казначеи проверяют и санкционируют платеж, и если все в порядке, отправляют деньги поставщику.
Еще по теме: