Как провести централизованные закупки: пошаговая инструкция
Централизация государственных закупок — это способ избавить заказчиков от части административных обязанностей при проведении тендеров. С 07.02.2021 для некоторых заказчиков приостановили полномочия по проведению этих процедур.
Последние изменения
07.02.2021 вступило в силу постановление правительства № 63 от 28.01.2021, которое приостановило централизованные госзакупки офисного ПО и антивирусов для федеральных нужд до 2023 года.
Напомним, что по постановлению № 658 от 08.06.2018 правительство определило единых заказчиков для централизованных закупок российского ПО для федеральных госорганов: Казначейство приобретает программы для бюджетного учета, а Минцифры — антивирусы и офисное ПО. Постановлением № 63 от 28.01.2021 правительство приостановило эти полномочия Минцифры.
До этих изменений 12.11.2020 на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления, которое изменяет постановление правительства № 658 от 08.06.2018 о централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета и программного обеспечения в сфере информационной безопасности. Суть поправок сводится к тому, чтобы лишить Минцифры полномочий централизованного заказчика в закупках офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности для федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет правительство. Минцифры перестанет планировать закупки, определять поставщиков, заключать госконтракты, принимать исполнение, в т. ч. принимать и оплачивать выполненные обязательства. Эти полномочия перейдут к самим заказчикам.
В пояснительной записке к этому проекту указано, что необходимость изменить правила возникла после анализа исполнения постановления № 658. Минцифры выявило факторы, которые негативно влияют на его реализацию, в т. ч.:
- недостаточно эффективный сбор потребностей федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в лицензиях антивирусного и офисного программного обеспечения (ПО);
- длительность передачи лицензий ПО в ФОИВ;
- отсутствие централизованных инструментов мониторинга даты активации и объема использования лицензий ПО на стороне ФОИВ.
Это привело к тому, что сроки полезного использования ПО сократились.
Одновременно с этим реализация постановления № 658 привела к тому, что большая часть госслужащих ФОИВ начала использовать отечественное ПО, поэтому ФОИВ могут закупать отечественное ПО самостоятельно.
Скачать проект постановления правительства об изменении ПП № 658 |
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как централизованно закупать товары для образовательных учреждений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Как появилась централизация
Такое понятие, как централизация закупок в контрактной системе, описано в ст. 26 44-ФЗ. Его смысл сводится к тому, что приобретать продукцию для нужд нескольких госзаказчиков вправе один уполномоченный орган (центр). Делегировать часть закупочных обязанностей разрешено следующим категориям покупателей:
- Органы государственной власти и местного самоуправления.
- Местные администрации.
- Бюджетные и казенные учреждения (как государственные, так и муниципальные).
Такая система преследует две цели. Во-первых, появляется возможность снизить цены на приобретаемые товары или услуги за счет большего объема. Так, централизация муниципальных закупок позволяет выгодно приобрести продукты питания сразу на все детские сады района. Если бы каждый садик проводил такой тендер, цена единицы продукции была бы выше.
Во-вторых, такой подход более или менее разгружает заказчиков в части организации процедур. Те же детские сады освобождаются от сложных административных процедур. Кстати, часто по этой причине тендерами занимается один уполномоченный орган.
Как различить централизованные закупки
Исходя из положений ФЗ-44, централизация условно разделяется на два вида: базовую (ч. 1 ст. 26) и расширенную (ч. 2-3 ст. 26).
Первый вид подразумевает, что центр занимается административной работой с тендерами, а обязанности по их обоснованию, расчету НМЦК, формированию существенных условий контракта и его подписанию остаются у заказчика.
Пример таких отношений есть в Клинском МР Московской области (постановление администрации № 2822 от 21.12.2015). Здесь в роли уполномоченного органа выступает МКУ «Центр проведения торгов» (ЦПТ), который согласовывает с покупателями планы и планы-графики и выбирает способ определения поставщика. Также ЦПТ формирует и публикует в ЕИС извещения о процедурах, организует заседания комиссии, обеспечивает конфиденциальность заявок, хранит тендерные документы. Вся остальная работа ложится на плечи заказчика: от составления закупочных планов и проведения торгов до исполнения контракта. В этом случае при централизации контрактная служба заказчика работает во всю силу без особой разгрузки. Дополнительно заказчику необходимо согласовывать некоторые действия с уполномоченным органом. В качестве плюса здесь можно отметить обязанность центра консультировать покупателя при проведении торгов. Если такую помощь оказывают компетентные специалисты и в срок, то централизация действительно полезна для заказчика.
Однако обязанности допускается распределить и по-другому (расширенный вариант). В этом случае центр может взять на себя практически весь процесс: от планирования до исполнения контракта, приемки продукции, обеспечения оплаты.
Как провести централизованные закупки
Сначала для централизации закупок в отношении уполномоченного органа принимают решение о создании нового или о наделении существующего соответствующими полномочиями. В этом же документе указывают и ряд обязанностей, выполнение которых вменяется центру. Здесь стоит обратить внимание на следующие положения:
- Кто и как выбирает поставщика. Например, в Калининградской области, где центр — это агентство по централизации закупок, заказчики вправе сами выбрать исполнителей вне зависимости от типа процедуры, если НМЦК не превышает 500 000 руб.
- Как формируют закупочные комиссии. Уполномоченный орган вправе привлекать представителей заказчика в такие комиссии либо не привлекать.
- Для кого будет работать центр. Государственное агентство по централизации закупок Саратова окутало город полностью и помогает проводить тендеры почти для всех заказчиков (областные исполнительные органы власти, бюджетные и казенные учреждения). А вот в г. Кушве уполномоченный орган оказывает услуги только для 4 конкретных покупателей.
- В какой отрасли проводят централизованные тендеры. Приобретение лекарственных средств осуществляется централизованно через Минздрав на основании сводной заявки-потребности (приказ Минздрава № 357 от 10.10.1996). Через центр приобретают и отечественное программное обеспечение (ПП № 658 от 08.06.2018). Контрольный орган здесь — Минкомсвязи, а закупки осуществляет Казначейство.
В законе № 44 не сказано, как осуществляются проверки при централизации закупок, но отмечено, что контрактная служба заказчика (контрактный управляющий) несет ответственность в рамках полномочий, которые не были переданы в центр (ч. 5 ст. 38). Таким образом, проверки могут осуществляться здесь на общих основаниях, но с тем учетом, что у покупателя и уполномоченного органа разные обязанности.