Как проходят неконкурентные закупки у МСП по 223-ФЗ в форме электронного магазина
Чтобы заказчику провести закупку у субъектов малого предпринимательства по принципу электронного магазина по закону 223-ФЗ, нужно соблюдать определенные правила. Разбираемся, как проводятся такие закупки.
Чем регулируются закупки по принципу электронного магазина
Один из способов проведения тендера — это использование электронных магазинов для целей осуществления неконкурентной малой покупки и приобретения товаров у МСП по закону № 223-ФЗ. Что же такое электронный магазин, право или обязанность заказчика делать через него покупки.
Еще по теме:
По своей сути, электронный и магазин — это один из видов осуществления торгов, проводимых заказчиками по 223-ФЗ.
Осуществляется процедура на восьми федеральных ЭТП.
Использование тендера по принципу электронного магазина по закону 223-ФЗ при заключении договоров с субъектами малого предпринимательства как с единственным поставщиком — это один из способов приобретения товаров, услуг заказчиком.
Основным нормативным документом, регламентирующим порядок использования электронных магазинов для целей осуществления неконкурентной закупки по закону № 223-ФЗ у субъектов МСП, является Постановление 1352 (с учетом изменений, внесенных ПП от 16.12.2021 № 2323). Документом утверждены:
- порядок проведения;
- лимиты для договоров;
- требуемый годовой объем у процедур среди СМП;
- ЭТП проведения покупок.
Порядок проведения покупки (неконкурентная закупка предусмотренная статьей 3.6 Федерального закона 223-ФЗ), виды документов, которые формируются в процессе тендера, критерии оценок заявок участников закрепляются в положении о закупках каждого конкретного заказчика с соблюдением норм закона № 223-ФЗ от 18.07.2011.
Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести закупку по 223-ФЗ среди СМСП по принципу электронного магазина. Используйте эти инструкции бесплатно.
Что такое закупки по принципу электронного магазина
Покупки по принципу маркета являются промежуточной процедурой, включающей в себя элементы конкурентной и неконкурентной закупки.
Вот как работает электронный магазин по 223-ФЗ на практике.
Чтобы провести такую покупку, в положении о закупке заказчик должен предусмотреть возможность и порядок ее проведения. При этом следует учитывать, что:
- тендеры у МСП проводятся в электронном виде;
- проводятся на электронных площадках, специально отобранных и поименованных в Постановлении № 1447-р;
- лимит заключаемого договора — не более 20 млн руб.
Сам тендер состоит из нескольких шагов:
Шаг 1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) размещает на ЭТП предварительное предложение о предлагаемом к поставке товаре (оказываемых услугах, выполняемых работах), цене, регионе поставки и т. д.
Шаг 2. Заказчик размещает свою потребность в товаре (работе, услуге) на электронной площадке, указывает при этом требования к товару и участникам процедуры.
Шаг 3. Оператор электронной площадки отбирает предложения участников, наиболее соответствующие требованиям заказчика.
Шаг 4. Заказчик уже из числа отобранных потенциальных контрагентов выбирает участника, с которым и заключает договор. При выборе победителя заказчик использует критерии отбора, утвержденные в положении о закупках.
Шаг 5. Заключается договор в цифровом виде на ЭТП на условиях заказчика с учетом предложения участника.
При описании порядка проведения закупок по принципу электронного магазина дополнительно заказчик и участник тендера ориентируются на особенности проведения процедуры на конкретной электронной площадке, на которой планируется проводить покупки и заключать договоры.
Большую популярность за счет сокращенных сроков осуществления покупок приобрели процедуры в электронном магазине по 223-ФЗ в МАДОУ, СОШ, больницах и поликлиниках и иных учреждениях бюджетной сферы.
Когда можно закупать по принципу электронного магазина
Цена заключаемых договоров через электронные площадки по Постановлению № 1352 — 20 млн рублей. Товары, работы, услуги через неконкурентный способ приобретаются заказчиком, только если это предусмотрено положением о тендерах заказчика. Неконкурентная покупка должна быть в плане закупок. Размещается запрос предложений на аккредитованной площадке по Постановлению № 1447-р.
В соответствии с Постановлением Правительства № 2323 от 16.12.2021, закреплено использование 8 операторов ЭТП для осуществления покупок в маркете, участники которого являются только СМСП (пп. «б», п. 4 ПП РФ № 1352 от 11.12.2014):
- акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
- акционерное общество «Российский аукционный дом»;
- акционерное общество «ТЭК-Торг»;
- акционерное общество «Электронные торговые системы»;
- закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
- общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»;
- общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».
Если покупки осуществляются по категории малого объема, ограничений по выбору электронного магазина, закупаемого товара, работы, услуги и наличия их в плане закупок законом не предусмотрено.
Порядок проведения малых покупок определяется в положении о закупках, в том числе следует прописать критерии оценки предложений поставщиков.
Зачастую заказчиками прописываются положения по использованию электронных магазинов для целей осуществления неконкурентной закупки по закону № 223-ФЗ в особом формате.
Общее положение о возможности проведения покупки:
Осуществление неконкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронном магазине исключительно среди МСП разрешено с 01 июля 2022 г. Цена договора, заключаемого с применением такого способа, не должна превышать 20 млн руб. с учетом НДС и иных видов налогов.
Процедура проведения покупки:
Учитываются ли закупки у единственного поставщика в объем МСП
По ч. 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ, сведения о годовом объеме покупок, который заказчики должны проводить у субъектов МСП, подлежат размещению в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. За год заказчикам следует заключить договоры с МСП на сумму не меньше 25% от объема договоров — по всем договорам и не менее 20% — по итогам договоров, которые проводили только для МСП (п. 2 ч. 8 ст. 3 закона № 223-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства № 1352).
Поскольку расшифровку понятия «закупка» закон № 223-ФЗ не содержит, под ней понимается любая покупка товаров, работ, услуг, осуществляемая в конкурентной или неконкурентной форме. Таким образом, любая неконкурентная закупка по принципу электронного магазина СМП, осуществляемая через цифровые магазины, учитывается в 25% годовом объеме закупок, размещаемых у субъектов.
Эта позиция подтверждается письмом от 07.06.2023 № 24-07-08/52488, в котором Министерство финансов дает разъяснения по вопросу расчета годового объема у МСП по закону № 223-ФЗ. В расчет принимаются покупки, которые проводятся:
- конкурентным способом;
- неконкурентным способом посредством электронного магазина;
- способом неконкурентной закупки из числа МСП.
Порядок закупок по принципу электронного магазина
Для работы в маркете необходимо зарегистрировать организацию заказчика, пользователя и ЭЦП. Аккредитация проходит по порядку, предусмотренному законом № 44-ФЗ. Инструкции на ЭП, как работать с электронным магазином по 223-ФЗ, размещены на сайте оператора.
Обмен данными в цифровом формате неконкурентной закупки по принципу электронного магазина у СМСП обеспечивается оператором ЭТП с учетом соблюдения конфиденциальности.
Алгоритм проведения процедуры следующий:
- Размещается извещение посредством заполнения полей ЭТП с указанием сведений о начальной цене, количестве, объеме (при наличии), сроке, условиях, месте поставки товара, описанием объекта тендера, дате и времени окончания срока подачи предложений, плановой дате заключения договора (при наличии). К тендеру прикрепляется техническое задание и проект договора.
- Поставщики указывают цену, за которую готовы исполнить договор.
- Заказчик рассматривает поступившие заявки на соответствие требованиям положения о закупках, закупочной документации. Функционал площадок позволяет направить контракт поставщику без учета наименьшего ценового предложения.
- Тендер признают несостоявшимся, когда не подано ни одного предложения или в отношении всех поданных заявок заказчик принял решение об их отклонении.
- После определения победителя заказчик заполняет проект договора и направляет его победителю. Победитель подписывает договор в цифровом виде. Затем договор подписывает заказчик. Все маркеты ведут реестры договоров.
Последствием отказа от подписания договора для поставщика является невозврат обеспечения заявки (если это предусмотрено регламентом ЭТП). Каких-либо санкций в виде включения в РНП уклониста законодательством не предусмотрено.
Заказчик вправе отказаться от проведения тендера в любое время до заключения договора. Даже в случае поступления 1 заявки считается, что процедура состоялась.
Среди преимуществ проведения закупок через маркет называют следующие:
- сокращенные сроки проведения процедуры (заказчик сам устанавливает);
- простота процедуры;
- возможность закупать тот товар, который требуется заказчику;
- сама процедура и критерии выбора контрагента утверждаются заказчиком;
- большой ценовой порог — до 20 млн.
Обращаем внимание, что закупку через маркет можно обжаловать в ФАС до момента заключения договора (письмо ФАС от 22.09.2022 № ДФ/87946/22).