Как проходят неконкурентные закупки у МСП по 223-ФЗ в форме электронного магазина

Чтобы заказчику провести закупку у субъектов малого предпринимательства по принципу электронного магазина по закону 223-ФЗ, нужно соблюдать определенные правила. Разбираемся, как проводятся такие закупки.

Содержание

Чем регулируются закупки по принципу электронного магазина

Один из способов проведения тендера — это использование электронных магазинов для целей осуществления неконкурентной малой покупки и приобретения товаров у МСП по закону № 223-ФЗ. Что же такое электронный магазин, право или обязанность заказчика делать через него покупки.

По своей сути, электронный и магазин — это один из видов осуществления торгов, проводимых заказчиками по 223-ФЗ.

Осуществляется процедура на восьми федеральных ЭТП.

Использование тендера по принципу электронного магазина по закону 223-ФЗ при заключении договоров с субъектами малого предпринимательства как с единственным поставщиком — это один из способов приобретения товаров, услуг заказчиком.

Основным нормативным документом, регламентирующим порядок использования электронных магазинов для целей осуществления неконкурентной закупки по закону № 223-ФЗ у субъектов МСП, является Постановление 1352 (с учетом изменений, внесенных ПП от 16.12.2021 № 2323). Документом утверждены:

  • порядок проведения;
  • лимиты для договоров;
  • требуемый годовой объем у процедур среди СМП;
  • ЭТП проведения покупок.

Порядок проведения покупки (неконкурентная закупка предусмотренная статьей 3.6 Федерального закона 223-ФЗ), виды документов, которые формируются в процессе тендера, критерии оценок заявок участников закрепляются в положении о закупках каждого конкретного заказчика с соблюдением норм закона № 223-ФЗ от 18.07.2011.

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести закупку по 223-ФЗ среди СМСП по принципу электронного магазина. Используйте эти инструкции бесплатно.

Что такое закупки по принципу электронного магазина

Покупки по принципу маркета являются промежуточной процедурой, включающей в себя элементы конкурентной и неконкурентной закупки.

Вот как работает электронный магазин по 223-ФЗ на практике.

Чтобы провести такую покупку, в положении о закупке заказчик должен предусмотреть возможность и порядок ее проведения. При этом следует учитывать, что:

  • тендеры у МСП проводятся в электронном виде;
  • проводятся на электронных площадках, специально отобранных и поименованных в Постановлении № 1447-р;
  • лимит заключаемого договора — не более 20 млн руб.

Сам тендер состоит из нескольких шагов:

Шаг 1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) размещает на ЭТП предварительное предложение о предлагаемом к поставке товаре (оказываемых услугах, выполняемых работах), цене, регионе поставки и т. д.

Шаг 2. Заказчик размещает свою потребность в товаре (работе, услуге) на электронной площадке, указывает при этом требования к товару и участникам процедуры.

Шаг 3. Оператор электронной площадки отбирает предложения участников, наиболее соответствующие требованиям заказчика.

Шаг 4. Заказчик уже из числа отобранных потенциальных контрагентов выбирает участника, с которым и заключает договор. При выборе победителя заказчик использует критерии отбора, утвержденные в положении о закупках.

Шаг 5. Заключается договор в цифровом виде на ЭТП на условиях заказчика с учетом предложения участника.

ВАЖНО!
Количество заключаемых договоров на условиях заказчика неограниченно, т. е. разместив одно извещение и получив несколько предложений, заказчик уполномочен заключить несколько договоров одновременно.

При описании порядка проведения закупок по принципу электронного магазина дополнительно заказчик и участник тендера ориентируются на особенности проведения процедуры на конкретной электронной площадке, на которой планируется проводить покупки и заключать договоры.

ВАЖНО!
Информация о процедуре (извещение, документация, протоколы, контракт) не подлежит размещению в ЕИС, если это не предусмотрено положением о закупках.

Большую популярность за счет сокращенных сроков осуществления покупок приобрели процедуры в электронном магазине по 223-ФЗ в МАДОУ, СОШ, больницах и поликлиниках и иных учреждениях бюджетной сферы.

Когда можно закупать по принципу электронного магазина

Цена заключаемых договоров через электронные площадки по Постановлению № 1352 — 20 млн рублей. Товары, работы, услуги через неконкурентный способ приобретаются заказчиком, только если это предусмотрено положением о тендерах заказчика. Неконкурентная покупка должна быть в плане закупок. Размещается запрос предложений на аккредитованной площадке по Постановлению № 1447-р.

ВАЖНО!

В соответствии с Постановлением Правительства № 2323 от 16.12.2021, закреплено использование 8 операторов ЭТП для осуществления покупок в маркете, участники которого являются только СМСП (пп. «б», п. 4 ПП РФ № 1352 от 11.12.2014):

  • акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»;
  • акционерное общество «Российский аукционный дом»;
  • акционерное общество «ТЭК-Торг»;
  • акционерное общество «Электронные торговые системы»;
  • закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»;
  • общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ».

Если покупки осуществляются по категории малого объема, ограничений по выбору электронного магазина, закупаемого товара, работы, услуги и наличия их в плане закупок законом не предусмотрено.

Порядок проведения малых покупок определяется в положении о закупках, в том числе следует прописать критерии оценки предложений поставщиков.

Зачастую заказчиками прописываются положения по использованию электронных магазинов для целей осуществления неконкурентной закупки по закону № 223-ФЗ в особом формате.

Общее положение о возможности проведения покупки:

Осуществление неконкурентной закупки товаров, работ, услуг в электронном магазине исключительно среди МСП разрешено с 01 июля 2022 г. Цена договора, заключаемого с применением такого способа, не должна превышать 20 млн руб. с учетом НДС и иных видов налогов.

Процедура проведения покупки:

Учитываются ли закупки у единственного поставщика в объем МСП

По ч. 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ, сведения о годовом объеме покупок, который заказчики должны проводить у субъектов МСП, подлежат размещению в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. За год заказчикам следует заключить договоры с МСП на сумму не меньше 25% от объема договоров — по всем договорам и не менее 20% — по итогам договоров, которые проводили только для МСП (п. 2 ч. 8 ст. 3 закона № 223-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства № 1352).

Поскольку расшифровку понятия «закупка» закон № 223-ФЗ не содержит, под ней понимается любая покупка товаров, работ, услуг, осуществляемая в конкурентной или неконкурентной форме. Таким образом, любая неконкурентная закупка по принципу электронного магазина СМП, осуществляемая через цифровые магазины, учитывается в 25% годовом объеме закупок, размещаемых у субъектов.

Эта позиция подтверждается письмом от 07.06.2023 № 24-07-08/52488, в котором Министерство финансов дает разъяснения по вопросу расчета годового объема у МСП по закону № 223-ФЗ. В расчет принимаются покупки, которые проводятся:

  • конкурентным способом;
  • неконкурентным способом посредством электронного магазина;
  • способом неконкурентной закупки из числа МСП.
ВАЖНО!
Объем годовых покупок у СМП фиксируется в плане закупок заказчика, размещаемом в ЕИС. При недостижении объема заказчик с 1 февраля года, следующего за отчетным, закупает товары по нормам 44-ФЗ.

Порядок закупок по принципу электронного магазина

Для работы в маркете необходимо зарегистрировать организацию заказчика, пользователя и ЭЦП. Аккредитация проходит по порядку, предусмотренному законом № 44-ФЗ. Инструкции на ЭП, как работать с электронным магазином по 223-ФЗ, размещены на сайте оператора.

Обмен данными в цифровом формате неконкурентной закупки по принципу электронного магазина у СМСП обеспечивается оператором ЭТП с учетом соблюдения конфиденциальности.

Алгоритм проведения процедуры следующий:

  1. Размещается извещение посредством заполнения полей ЭТП с указанием сведений о начальной цене, количестве, объеме (при наличии), сроке, условиях, месте поставки товара, описанием объекта тендера, дате и времени окончания срока подачи предложений, плановой дате заключения договора (при наличии). К тендеру прикрепляется техническое задание и проект договора.
  2. Поставщики указывают цену, за которую готовы исполнить договор.
  3. Заказчик рассматривает поступившие заявки на соответствие требованиям положения о закупках, закупочной документации. Функционал площадок позволяет направить контракт поставщику без учета наименьшего ценового предложения.
  4. Тендер признают несостоявшимся, когда не подано ни одного предложения или в отношении всех поданных заявок заказчик принял решение об их отклонении.
  5. После определения победителя заказчик заполняет проект договора и направляет его победителю. Победитель подписывает договор в цифровом виде. Затем договор подписывает заказчик. Все маркеты ведут реестры договоров.

Последствием отказа от подписания договора для поставщика является невозврат обеспечения заявки (если это предусмотрено регламентом ЭТП). Каких-либо санкций в виде включения в РНП уклониста законодательством не предусмотрено.

Заказчик вправе отказаться от проведения тендера в любое время до заключения договора. Даже в случае поступления 1 заявки считается, что процедура состоялась.

Среди преимуществ проведения закупок через маркет называют следующие:

  • сокращенные сроки проведения процедуры (заказчик сам устанавливает);
  • простота процедуры;
  • возможность закупать тот товар, который требуется заказчику;
  • сама процедура и критерии выбора контрагента утверждаются заказчиком;
  • большой ценовой порог — до 20 млн.

Обращаем внимание, что закупку через маркет можно обжаловать в ФАС до момента заключения договора (письмо ФАС от 22.09.2022 № ДФ/87946/22).

Предприниматель, бизнес-консультант, практикующий эксперт более 11 лет.