10 вопросов по ГОЗ, которые волнуют всех

Заключение договора в рамках исполнения ГОЗ традиционно вызывает множество вопросов и опасений. Это порождает дефицит исполнителей по государственным контрактам, хотя все сложности преодолимы. Важно изучить нормативную базу, правильно сформировать первичные и отчетные документы, корректно настроить учет.

Содержание

Что такое ГОЗ

Государственный оборонный заказ — это спецзадание на поставку товаров или выполнение работ, направленное на обеспечение оборонной безопасности РФ. Утверждается оно НПА Правительства РФ.

Госзаказчиком выступают Минобороны, Роскосмос и Росатом. Госисполнителем выступает исключительно юридическое лицо, заключившее контракт с государственным заказчиком. Исполнители — вся цепочка кооперации, возникающая при исполнении конкретного гособоронзаказа. Исполнителем вправе выступать как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Какие нормативные акты регламентируют гособоронзаказ

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность при исполнении государственного оборонного заказа, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ. Также обязательны к применению всеми участниками ГОЗ:

Некоторые нормативные акты в сфере гособоронзаказа относятся к категории ДСП (для служебного пользования) и доступны исключительно непосредственным пользователям. Одним из них является постановление Правительства 946 от 09.09.2015 о кооперации по ГОЗ, регламентирующее утверждение предполагаемого состава исполнителей гособоронзаказа между госисполнителем и госзаказчиком. Такие нормативные акты доводятся до сведения госисполнителю непосредственно государственным заказчиком.

ВАЖНО!
В период мобилизации работники организации ОПК освобождены от призыва. Куда обраться, чтобы включили в перечень по госзаказам, чтобы работать непрерывно? Минпромторг РФ формирует реестр ОПК. Чтобы получить льготу, компании необходимо быть в него включенным.

Каковы обязанности исполнителя и госисполнителя

Обязанности госисполнителя и исполнителя во многом схожи. Каждый из них обязан:

  • заключая договор с соисполнителем, следовать типовым условиям заключения контракта в сфере ГОЗ (утверждаются Правительством РФ);
  • уведомлять соисполнителя о заключении договора в рамках исполнения гособоронзаказа;
  • включать ИГК (идендификатор госконтракта) в договоры, заключаемые с исполнителями;
  • открыть отдельный банковский счет и соблюдать режим его использования;
  • предоставить по запросу сведения о каждом заключенном договоре с соисполнителем;
  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.

На госисполнителя дополнительно возложены обязанности утверждения с госзаказчиком цепочки кооперации, обоснования цены продукции, поставляемой по ГОЗ, выбора уполномоченного банка.

Полный перечень основных обязанностей исполнителей ГОЗ приведен в статье 8 275-ФЗ.

Что делать, если поставщик не хочет работать с ГОЗ и настаивает на заключении коммерческого договора? 275-ФЗ не содержит указаний об обязанности заключения договора в рамках гособоронзаказа для всех хозяйствующих субъектов. Но такая обязанность прописана для компаний, являющихся единственным поставщиком (перечень утверждается госорганами) или занимающих доминирующее положение на рынке. Такие хозяйствующие субъекты не вправе отказаться от заключения договора во исполнение гособоронзаказа. За отказ установлена административная и уголовная ответственность.

Какие условия обязательно включить в договор, заключаемый в рамках ГОЗ

Постановление Правительства РФ от 19.09.2022 № 1658 установило типовые условия контрактов, заключаемых в рамках исполнения ГОЗ. Необходимо включить условия о:

  • информировании соисполнителя о заключении договора во исполнение гособоронзаказа;
  • реквизитах госконтракта, включая номер ИГК;
  • реквизитах отдельного банковского счета, необходимости осуществления расчетов исключительно через ОБС и соблюдении режима его использования;
  • предмете и цене контракта, цене единицы продукции;
  • порядке осуществления расчетов (авансирование, закрытие этапов);
  • перечне прав и обязанностей исполнителя, в том числе о ведении раздельного учета;
  • перечне прав и обязанностей заказчика.

Допустимо ли заключать договоры с несколькими ГОЗ, учитывая обязательность ссылки на госконтракт и указание ИКГ? Допустимо заключение «рамочного» договора с покупателем (заказчиком). В этом случае в договоре прописываются условия, общие для всех сделок. А под каждый контракт ГОЗ заключается отдельная спецификация к договору. В спецификации прописываются ИГК, реквизиты госконтракта, цена продукции. Исполнитель открывает к каждой спецификации отдельный банковский счет. По сути, с точки зрения гособоронзаказа спецификация и является отдельным договором во исполнение ГОЗ.

Эксперты КонсультантПлюс собрали важную практику арбитражных споров в сфере гособоронзаказа. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

Что такое РКМ

Цена продукции в контракте, заключаемом в рамках гособоронзаказа, не устанавливается соглашением сторон. Связано это с необходимостью соблюдения интересов государства и исключением злоупотреблений. Цену продукции исполнитель обязан документально обосновать. Для обоснования цены применяются формы расчетно-калькуляционных материалов (РКМ), разработанных ФАС в Приказе от 26.08.2019 № 1138/19. Разработаны 23 формы, но заполнять необходимо не все.

Чтобы понять, какие документы нужны по ГОЗ для ремонта катеров, необходимо установить, каким методом определяется цена контракта: рыночных индикаторов, сравнимой цены, индексации базовой цены или затратным методом. Комплект формируемых РКМ зависит от выбранной методики, а также от наличия тех или иных затрат.

ВАЖНО!
РКМ в обязательном порядке представляют в Минобороны организации, контролируемые военными представительствами. Остальные исполнители представляют РКМ при получении запроса. Но составлять расчетно-калькуляционные материалы при формировании цены контракта обязаны все соисполнители ГОЗ.

Есть ли нюансы ценообразования, и что такое формула прибыли 1+25?

Положением о госрегулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, установлены четыре метода определения стоимости поставляемой продукции:

  • анализ рыночных индикаторов: если продукция является биржевым товаром;
  • сравнимой цены: применяется при наличии активного рынка продукции и возможности подтверждения рыночной стоимости;
  • затратный метод: применяется, если невозможно использование первых двух;
  • индексация базовой цены: первоначально сформированная затратным методом базовая цена ежегодно индексируется в целом либо по статьям затрат.

При формировании стоимости затратным методом необходимо соблюдение правил установления уровня рентабельности. Постановление № 1465 устанавливает следующие обязательные к применению показатели рентабельности:

  • не более 1 % от привнесенных затрат (закупка материалов и комплектующих);
  • не более 25 % от собственных затрат (зарплата работников, накладные расходы).

Часто возникает вопрос: можно ли в контракте гособоронзаказа по 275-ФЗ установить цену в валюте, не будет ли это считаться нарушением? 275-ФЗ не ставит запрета на установление цены товара в привязке к иновалюте при заключении контракта между российскими организациями. Но расчеты должны быть в рублях, расчет в валюте между российскими организациями запрещен валютным законодательством. Также допускается заключение договоров с инопоставщиками, но с учетом ограничений. Так, перечень иностранных исполнителей в рамках ГОЗ по каждому контракту составляется головным исполнителем и утверждается головным заказчиком (пп. «д» п. 2 ст. 8.3 275-ФЗ), а приобретение иностранной валюты прямо запрещено п. 6 ст. 8.4 275-ФЗ.

Как организовать раздельный учет затрат в рамках ГОЗ

По каждому контракту, заключенному во исполнение гособоронзаказа, исполнитель обязан обеспечить обособленный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности. Финансовый результат является разницей между ценой реализации и затрат. Не все затраты, которые организация вправе принять в бухгалтерском и налоговом учете, принимаются в рамках ГОЗ. Следовательно, необходимо организовать обособленный учет по гособоронзаказу. Его допустимо строить на данных бухгалтерского учета, но с учетом корректировок под ГОЗ в особых регистрах. Регистры для учета затрат ГОЗ компания вправе разработать самостоятельно.

Затраты по ГОЗ подразделяются на:

  • прямые расходы, непосредственно связанные с производством продукции (материалы, комплектующие, зарплата основных работников);
  • общепроизводственные и общехозяйственные расходы, которые включаются в состав затрат по контракту ГОЗ пропорционально базе распределения (приоритетный вариант: заработная плата основных работников, п. 19, 20 Приказа № 334);
  • административно-управленческие расходы: прочие затраты на управление организацией, включаются пропорционально базе распределения;
  • коммерческие расходы: не включаются в себестоимость продукции, фигурируют как самостоятельная статья затрат.

Порядок определения состава затрат закреплен Приказом № 334 Минпромторга. К затратам, не включаемым в цену продукции по ГОЗ, относятся:

  • представительские расходы;
  • расходы на участие в выставках;
  • реклама и сувенирная продукция;
  • участие в семинарах и конференциях, не связанных с ГОЗ;
  • затраты на зарубежные командировки;
  • иные в соответствии с п. 23 Приказа № 334.

Как работать с отдельными банковскими счетами

При заключении контракта ГОЗ исполнитель обязуется проводить расчеты в рамках контракта с использованием отдельного банковского счета, открытого в уполномоченном банке. Опорным банком гособоронзаказа является ПАО «Промсвязьбанк», большая часть ОБС открывается в нем. Полный перечень уполномоченных банков закрыт.

Используя для расчетов средства, поступившие на ОБС, исполнитель обязан следовать правилам, установленным ст. 8.3 и 8.4 275-ФЗ. Общее правило: все расходы должны производиться в рамках контракта ГОЗ, к которому открыт ОБС. Так, оплата ОХР допускается в доле, относимой на контракт.

После исполнения контакта как произвести возмещение по гособоронзаказу, если на ОБС остались денежные средства? Допускается перечисление на свой обычный счет прибыли и возмещения складского запаса, если эти условия прописаны при заключении контракта (допускается указание о дополнительном соглашении).

Отдельный банковский счет закрывается после полного исполнения головного контракта. Пока головной исполнитель не исполнит свои обязательства и не предоставит сведения об исполнении контракта в опорный банк, все ОБС, открытые исполнителями, будут действовать.

Обязательно ли предоставлять ежемесячный отчет в ЕИСГОЗ

Форма и правила предоставления отчета об исполнении контракта ГОЗ установлены постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47 в мае 2018 года. Обязанность ежемесячно предоставлять отчет об исполнении контракта ГОЗ возникает, если:

  1. Заключен контракт в рамках гособоронзаказа.
  2. К нему открыт ОБС.
  3. На предприятии имеется военное представительство.

Ежемесячный отчет предоставляется ежемесячно с момента заключения контракта и до полного исполнения обязательств обеими сторонами,

Все остальные участники предоставляют отчет по запросу. Но составлять его обязаны все исполнители ГОЗ. При этом число составляемых контрактов равно количеству договоров для госнужд, исполняемых в рамках гособоронзаказа.

Какова ответственность за нарушения в сфере гособоронзаказа

Порядок исполнения ГОЗ контролируется государством. По своему усмотрению можно ли приостановить госконтракт по ГОЗ, что за это будет? За нарушения при выполнении контракта установлена и административная, и уголовная ответственность:

В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.