Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция по воинскому учету в организации для новичка в 2024 году:
- назначить ответственное должностное лицо;
- определить количество военнообязанных;
- составить карточки граждан, подлежащих ВУ;
- передавать сведения в военкомат по установленному графику.
Обязанности работодателей и нормативно-правовая база
С 8 января 2022 года вступила в силу новая инструкция, регулирующая воинский учет в кадровом делопроизводстве, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700. Нормативный акт содержит перечень документов для ВУ, порядок их заполнения и хранения и сверки сведений.
Обязанность организаций вести ВУ вне зависимости от форм собственности оговорена в статье 8, пункте 1, подпункте 6 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ. Его цель — обеспечение потребностей Вооруженных сил РФ в людских ресурсах как в мирное, так и в военное время.
В законодательстве учет военнообязанных в организации в отделе кадров в 2024 году регулируют:
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- указ Президента РФ № 890 от 14.08.1992 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006;
- постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 об утверждении правил бронирования с изменениями (распространяется на граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях);
- методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, утв. 11.07.2017.
Обязанности работодателя и ВУ в организации разделены на две объемные категории:
- общий воинский учет (ОВУ);
- специальный ВУ — бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Полезный материал: все о первичной постановке на воинский учет
Что изменилось в ВУ в 2022 году
Главным изменением стало введение новой формы карточки учета гражданина, подлежащего ВУ. Ранее соответствующие сведения вносились в личные карточки работников по форме Т-2. Теперь для этого есть бланк по форме 10, утвержденный в приложении № 22 к приказу Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700. Заполнять бланк следует на основании:
- военных билетов или временных удостоверений;
- удостоверений призывников.
Что касается сведений об образовании, семейном положении, профессии, то они уточняются непосредственно у работника. Карточки ведутся в электронном или бумажном виде. Бумажный документ заполняется от руки или же распечатывается заполненный в электронном виде.
Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 регулирует правила ведения и хранения картотеки. Документы в ней распределяются по категориям военнообязанных:
- первый раздел — карточки офицеров запаса;
- второй раздел — карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;
- третий раздел — карточки военнообязанных запаса женского пола;
- четвертый раздел — карточки призывников.
Картотека строится в алфавитном порядке.
Отдельно от общей картотеки хранят карточки сотрудников, снятых с ВУ до очередной сверки с военкоматом. После нее карточки уничтожаются. Кроме того, в отдельные группы выделяются карточки граждан, поставленных на ВУ по месту пребывания на срок более чем 3 месяца.
Как работодателю организовать ВУ
Чтобы начать контролировать и учитывать военнообязанных работников, необходимо знать алгоритм, как организовать воинский учёт в организации с нуля:
- Назначить ответственных лиц.
- Определить круг работников, подлежащих ВУ.
- Получить документы для ведения ВУ.
- Согласовать приказ о назначении ответственных лиц с местным военным комиссариатом.
- Исполнять и контролировать обязанности по ведению документации и взаимодействию с работниками.
Еще по теме: как оформить в организации стенд по воинскому учету
Пошаговая инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета в 2024 году
Шаг 1. Назначение ответственных лиц
За состояние ВУ в компании отвечает ее руководитель. Такая норма закреплена в пункте 9 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Непосредственно ведением учета занимается ответственное лицо, назначенное руководителем. Для этого на предприятии издается приказ, а функция ведения ВУ фиксируется в должностных обязанностях сотрудника.
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
В зависимости от численности сотрудников, состоящих на ВУ, определяется количество специалистов, которые будут вести эту деятельность. В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 определяется количество военнообязанных работников на 31 декабря предшествующего года. Затем, опираясь на нормативы пункта 12 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество ответственных сотрудников из числа отдела кадров или руководящего состава, главный бухгалтер в ВУ не участвует.
Количество военнообязанных работников |
Количество работников, ведущих ВУ |
---|---|
До 499 граждан (включительно) |
1 работник, выполняющий обязанности по совместительству |
От 500 до 1999 граждан (включительно) |
1 освобожденный работник |
От 2000 до 3999 граждан (включительно) |
2 освобожденных работника |
На каждые последующие полные 3000 граждан |
1 освобожденный работник |
На крупных предприятиях, где имеются два и более сотрудника, ответственных за работу с военнообязанными и взаимодействие с военкоматом, создается отдельное подразделение, называемое военно-учетный стол в организации. Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оснащенном металлическими шкафами для хранения документов.
Подробнее: что такое военно-учетный стол и что он делает
Шаг 2. Определение круга военнообязанных
Согласно пункту 14 постановления № 719 обязательному контролю подлежат:
- призывники;
- военнообязанные.
К призывникам относятся лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные к службе и не пребывающие в запасе. Что касается военнообязанных, то круг таких лиц достаточно широкий. К ним относятся:
- все категории военных в запасе;
- лица, получившие отсрочку от службы в армии;
- лица, освобожденные от службы в армии;
- лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- граждане, прошедшие службу на военных кафедрах;
- женщины, имеющие военно-учетные специальности.
Не подлежат ВУ согласно пункту 15 постановления:
- лица, освобожденные от призыва на военную службу в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
- женщины, не имеющие военно-учетную специальность;
- офицеры запаса СВР или ФСБ.
Узнайте, нужно ли вести воинский учет на внешних совместителей
Шаг 3. Получение документов
По закону ВУ и бронирование военнообязанных для кадровика производится на основании следующих документов:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на срочную службу, — для призывников;
- военный билет или справка взамен него — для военнообязанных.
Дополнительно: бланк формы 4 по бронированию от призыва
Шаг 4. Согласование в местном военном комиссариате
Согласно пункту 22 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации» в 2024 году, проект приказа о назначении ответственных лиц согласовывается с местным ВК. Кроме согласования, сотрудники ведомства проводят вводный инструктаж по ведению учета, предоставляют образцы бланков и т. д.
Шаг 5. Исполнение и контролирование ведения учета
После того как все перечисленные шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В законодательстве не указано, как заполнить акт проверки состояния ВУ и бронирования граждан в организации в 2024 году — это делают в произвольной форме не реже чем раз в год по договоренности с сотрудниками военкомата.
Организация должна предоставлять в военкомат следующие сведения:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые являются военнообязанными;
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, и раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.
На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в карточку учета гражданина, подлежащего ВУ по форме 10 (Приложение 22 к Приказу Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700).
Кроме того, компания должна вести следующие документы:
- план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2024 году;
- приказ об организации ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок состояния бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- картотеку карточек учета граждан, подлежащих ВУ по форме № 10 на лиц, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- расписки о приеме документов и корешки от них;
- карточку учета организации (КУО форма № 18).
Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях ведут и другие дополнительные документы. Стоит сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу. В их функции входит вести журнал проверок ВУ и сверяться с военкоматом.
По теме: правила заполнения документов по бронированию
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести воинский учет. Используйте эти инструкции бесплатно.
Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учета
Правильное и своевременное ведение ВУ находится в интересах руководителя организации и ответственного сотрудника. За уклонение от соблюдения этой необходимости предусмотрена административная ответственность. В частности, предусмотрены следующие штрафные санкции:
- несвоевременное предоставление в военкомат сведений о гражданах, подлежащих первичной постановке на ВУ, и о тех, кто состоит или не состоит на учете, — от 300 до 1000 рублей (статья 21.1 и часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ);
- неоповещение граждан о повестке в военкомат — от 500 до 1000 рублей (статья 21.2 КоАП РФ).
Штрафы назначают по результатам проверки, которую проводят представители военкомата. На крупных предприятиях, где численность сотрудников более 500 человек, она проводится раз в год. На мелких предприятиях — раз в 3 года.
В первую очередь ревизоры обращают внимание на полноту и достоверность предоставляемых сведений и на правильность ведения ВУР. Результаты проверки отражаются в соответствующем журнале.
Штрафы за нарушения в воинском учете увеличат
Государственная дума приняла в первом чтении законопроект № 637094-7 с поправками в КоАП РФ, направленный на увеличение санкций, предусмотренных статьями 21.1 — КоАП РФ 21.7 за нарушения в сфере ВУ. Автор инициативы — Правительство РФ — предлагает увеличить штрафы за непредоставление руководителем или другим должностным лицом, ответственными за ВУ, сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, в установленный срок в военный комиссариат. Санкции составят от 3000 рублей до 10 000 рублей.
Кроме увеличения штрафов, законопроект изменяет диспозицию статьи 21.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по ВУ, и статьи 28.1 КоАП РФ. В КоАП РФ пропишут, что факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 КоАП РФ.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Скачать бланк списка граждан, подлежащих призыву на военную службу, состоящих на воинском учете, для военкоматаСкачать бланк приказа о назначении ответственного работника в организацииСкачать функциональные обязанности ответственного за ведение воинского учета в 2024 г.Скачать образец приказа об организации воинского учета и бронирования граждан в 2024 г.Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ
Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях"
Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719
Статья 21.4 КОАП РФ. Непредставление сведений, необходимых для ведения воинского учета
Статья 21.5 КОАП РФ. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
Статья 21.7 КОАП РФ. Умышленные порча или утрата документов воинского учета
Статья 28.1 КОАП РФ. Возбуждение дела об административном правонарушении