Как составить акт сверки взаимных расчетов

Акт сверки, как правило, составляется между организациями, имеющими постоянные расчеты для подтверждения наличия или отсутствия долга. Кто составляет акт сверки взаимных расчетов, какая применяется форма и как его правильно заполнить? Отвечу на эти вопросы и приведу пример заполнения.

Содержание

Что такое акт сверки взаимных расчетов

Учет расчетов с контрагентами является одним из наиболее трудоемких участков в бухгалтерском учете. На бухгалтера, ведущего этот участок, обычно возлагаются обязанности по проверке поступивших документов, занесения их в специализированные бухгалтерские программы, ведения журнала операций и выверки расчетов с контрагентами, в результате которой составляется акт сверки взаимных расчетов, являющийся документом для выявления расхождений в расчетах между сторонами на определенную дату.

ВАЖНО!
Актом сверки расчетов подтверждаются и результаты обязательной инвентаризации активов и обязательств организации, которая ежегодно проводится перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кто и когда заполняет акт сверки взаиморасчетов

Акт не является обязательным документом, и его составление законодательно не предусмотрено. Поэтому его содержание, порядок оформления и периоды составления согласуются с контрагентами и фиксируются в договорах. Организация этот факт отражает в учетной политике. Если договор не содержит такой информации, то следует ориентироваться на сложившуюся практику. В этом случае инициатором выверки выступает любая из сторон договора и в любое время.

На заметку: как запросить акт сверки у контрагента

Вкратце поясним, кто относится к контрагентам:

  • поставщики и подрядчики — организации, которые поставляют различные товарно-материальные ценности, оказывают услуги (отпуск газа, электроэнергии и т.д.) или выполняют работы (ремонтные, строительные и т.д.) по заключенным договорам;
  • покупатели и заказчики — юридические или физические лица, с которыми у организации есть расчеты за отгруженную продукцию (работы, услуги).
ВАЖНО!
Контрагентами являются и различные государственные органы — например, ФНС, с которой проводится сверка расчетов по налогам на основании заявления.

Сверяются расчеты обычно в таком порядке: организация-инициатор информирует контрагента о необходимости проведения выверки. Затем бухгалтер на основе учетных данных определяет сумму задолженности, формирует документ и передает его второй стороне.

Если отсутствуют разногласия, то организация — инициатор процедуры — оформляет акт в 2 экземплярах, его подписывает руководитель и передает на подпись контрагенту.

Если контрагент не согласен с величиной задолженности, то бухгалтер организации-инициатора заполняет свою часть документа и пересылает его второй стороне. Это позволяет выявить расхождения, допущенные одной из сторон, которая внесет изменения в учетные регистры.

Затем документ формируется заново и уже не содержит расхождений.

Иногда стороны не приходят к согласию, и тогда формируется акт сверки взаиморасчетов с расхождениями. В его табличной части приводятся разные данные, а в конце фиксируется, что имеются разногласия. Дополнительно составляется в произвольной форме протокол разногласий, к которому (для обоснования) прилагаются копии подтверждающих документов (например, накладные, платежные поручения и другие первичные документы).

Может пригодиться:

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы зафиксировать состояние расчетов с контрагентами.

Форма акта сверки взаиморасчетов

Акт сверки расчетов не является первичным учетным документом (Письмо ФНС РФ от 06.12.2010 № ШС-37-3/16955) и не имеет утвержденного унифицированного бланка, поэтому организации применяют формы:

ФНС Приказом от 13.05.2022 № ЕД-7-26/405@ разработала и утвердила электронный формат представления акта, но применяют его только организации, перешедшие на электронный документооборот.

Может быть полезно: как составить сопроводительное письмо к акту сверки взаиморасчетов

Как заполнить акт сверки взаимных расчетов

Как правило, документ состоит из трех частей:

  1. Вводная.
  2. Основная.
  3. Заключительная.

Первая содержит такие реквизиты:

  • название документа;
  • период, за который проводится сверка расчетов, — любой в пределах даты составления;
  • реквизиты сторон — наименование организаций с указанием ИНН;
  • договор — один или несколько.

Вторая (табличная) часть разделена надвое и заполняется организацией (левая часть) и контрагентом (правая часть):

  • остаток на начало периода;
  • документы и их реквизиты — в хронологическом порядке;
  • сумма дебетовых и кредитовых оборотов — обороты по дебету по данным организации читаются как обороты по кредиту по данным контрагента и наоборот;
  • остаток на конец периода.

Третья:

  • итоги — дебетовый остаток организации показывает долг контрагента перед ней, кредитовый — ее долг контрагенту, при нулевом сальдо обычно пишется, что задолженность отсутствует;
  • наличие расхождений, если есть разногласия по сверке;
  • подписи сторон — документ согласован, если он подписан обеими сторонами;
  • печати (необязательно);
  • дата подписания — это означает, что долг признан контрагентом.
ВАЖНО!
Дата подписания — важный реквизит в акте сверки, так как с этой даты начинается отсчет срока исковой давности по признанному долгу (ст. 203 ГК РФ).

Часто задаваемые вопросы о составлении акта сверки взаимных расчетов