Трудовые споры: виды и порядок рассмотрения
Трудовые споры возникают как в процессе трудовой деятельности сотрудника, так и после ее прекращения, если он считает, что его в чем-то ограничили. Рассмотрим, какие бывают виды этих споров и как они разрешаются.
Что такое трудовой спор
Это конфликтная ситуация между сотрудником и работодателем, связанная с выполнением работы. Сюда входят различные нарушения — например, вопросы, касающиеся оплаты труда, соблюдения гарантий на работе, предоставления отпусков, привлечения к дисциплинарной ответственности, незаконного увольнения и т.д.
НПА, регулирующие трудовые споры
Основной документ — Трудовой кодекс РФ, закрепляющий, с одной стороны, права, т. е. положения, — как они должны соблюдаться, а с другой — порядок рассмотрения споров, когда они нарушены руководством.
Подробный порядок обращения за судебной защитой установлен в Гражданском процессуальном кодексе РФ.
КоАП РФ действует в части административных составов нарушений.
А также есть специальные законы и НПА — например, Закон о профсоюзах.
Еще интересное: конфликт интересов между работником и работодателем
Типы трудовых споров
Различают индивидуальный и коллективный типы.
Индивидуальный конфликт возникает по поводу разногласий между конкретным сотрудником и руководством, бывшим работником или кандидатом на должность.
Стороны коллективного спора — директор и трудящиеся в лице их представителей. Предмет такого конфликта включает три вида требований:
- по поводу установления или изменения условий труда;
- о заключении, изменении и выполнении коллективного договора;
- об отказе администрации предприятия учесть мнение выборного представительного органа трудящихся при принятии локальных нормативных актов.
Стадии урегулирования таких разногласий включают в себя: выдвижение требований сотрудниками, разрешение спора с использованием примирительных процедур, проведение забастовки как крайняя мера.
Для сведения: как подать жалобу в трудовую инспекцию
Порядок решения индивидуальных трудовых споров
На практике есть несколько вариантов разрешения индивидуальных разногласий. Выбор способа зависит от конкретной ситуации, причин и условий возникновения.
Споры разрешаются при помощи не только традиционной судебной процедуры, но и альтернативных путей.
К числу альтернативных относят прямые переговоры и медиацию.
Плюсами таких способов являются активная позиция сторон, конфиденциальность, оперативность и другие особенности.
На практике применяются три способа урегулирования:
- Непосредственные переговоры.
- Заседание комиссии по трудовым спорам (далее — КТС).
- Обращение в суд общей юрисдикции.
На практике чаще используются переговоры, посредничество (медиация), КТС.
По теме узнайте, где рассматривают индивидуальные трудовые споры
Обязательное соблюдение досудебного и внесудебного порядка не предусмотрено.
Ваш контракт не может содержать положения, снижающие уровень гарантий по сравнению с законодательством. Если они включены в трудовой договор, то не применяются.
Само по себе такое условие квалифицируется как нарушение законодательства с привлечение администрации к ответственности.
Лицо вправе обратиться:
- По всем трудовым спорам, кроме увольнения, — в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении.
- По спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа либо выдачи трудовой книжки.
- О невыплате или неполной выплате зарплаты и других выплат — в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Важно знать, как исчисляются эти периоды.
Сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца. Например, если человек получил на руки копию приказа об увольнении 1 июня 2012 года, то он должен подать исковое заявление о восстановлении с этого дня и по 1 июля 2012 года включительно. В этот период включаются и нерабочие (выходные, праздничные) дни.
Если вы пропустили эти даты по уважительной причине, то суд восстановит, но только по уважительным обстоятельствам. Например, к числу таковых относится обращение лица с жалобой в трудовую инспекцию и прокуратуру по вопросу о нарушении его трудовых прав.
К уважительным причинам судебная практика относит следующие обстоятельства:
- болезнь истца, в том числе нахождение лица на амбулаторном лечении и лечении в условиях стационара;
- командировка;
- отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- беременность работницы;
- обстоятельства непреодолимой силы (например, стихийное бедствие);
- уход за тяжелобольными членами семьи.
Например, в связи с незаконным увольнением вы можете заявить исковые требования — в частности, о восстановлении на работе либо изменении даты и формулировки причины увольнения, о взыскании заработка за время вынужденного прогула, о возмещении морального вреда. Такие споры рассматриваются в исковом производстве районными судами по месту жительства уволенного, либо по адресу руководства, либо по месту исполнения трудового договора.
Срок подачи заявления — месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Можете потребовать и компенсацию морального вреда.
Порядок решения коллективных трудовых споров
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
1. Рассмотрение спора примирительной комиссией — это обязательная процедура, которую стороны должны использовать.
Документ о создании комиссии оформляется приказом директора и решением представителя трудящихся организации. Орган создается в следующие сроки:
- при возникновении коллективного конфликта на локальном уровне социального партнерства — в срок до двух рабочих дней со дня начала такого спора;
- при возникновении разногласий на иных уровнях социального партнерства — до трех рабочих дней.
В первом случае спор рассматривают до 3 рабочих дней, а во втором — до 5 дней со дня издания актов о создании комиссии. Если здесь согласие не достигнуто, то стороны переходят к следующей примирительной процедуре.
2. Урегулирование с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Этот вид переговоров стороны проводят не позднее следующего рабочего дня после того, как примирительная комиссия составит протокол разногласий. Если согласие сторонами не достигнуто, то оформляется протокол об отказе от данной примирительной процедуры, и они приступают к переговорам об участии в трудовом арбитраже.
Здесь сроки рассмотрения — до 3 и 5 рабочих дней со дня приглашения посредника. Завершается это принятием согласованного решения или составлением протокола разногласий.
Если мирные действия не помогли, то сотрудники вправе перейти к забастовке. Но, чтобы она не имела негативных последствий для вас, надо строго соблюсти правовые нормы и все правильно организовать.
В России в последние годы забастовки — это редкое явление, но из СМИ иногда приходят новости о тех или иных трудящихся, которые парализовали деятельность предприятия из-за забастовочного движения.
В СССР они запрещались, в новое время администрации противостоят такому способу путем подачи иска о признании забастовки недействительной. Если иск удовлетворен, то к бастующим применяются меры дисциплинарной ответственности.
Самая успешная и грамотно проведённая забастовка нового времени в нашей стране прошла на заводе «Форд» во Всеволожске. В ней участвовали 1400 человек. Завод понес убыток в размере 4 млн долларов из-за остановки. Руководство обращалось в суд — вплоть до Верховного Суда, но дело решилось в пользу бастующих.
Успех заключался в том, что забастовочный комитет грамотно провел все этапы: конференции, на которых утвердили требования, а поскольку примирительные процедуры не дали результатов, люди объявили стачку, о которой предупредили руководство своевременно. Стачки прерывались и возобновлялись. О каждом этапе работодатель уведомлялся. Среди работников комитет осуществлял информационную работу.
Есть ситуации, когда стачки проводились с нарушениями, что привело к признанию их недействительными и другим негативных последствиям.
В частности, применение дисциплинарной ответственности к лицу за участие в забастовке стало предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека в деле «Огневенко против Российской Федерации» (жалоба № 44873/09). В данном случае забастовка состоялась в ОАО «РЖД», где заявитель исполнял трудовую функцию машиниста электропоезда. Закон России запрещает бастовать работникам железнодорожного транспорта, ответственным за движение поездов, маневровую работу, обслуживание пассажиров. В связи с этим заявитель был уволен за участие в стачке.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие бывают досудебные и внесудебные способы разрешения индивидуальных трудовых споров. Используйте эти инструкции бесплатно.
Что такое комиссия по трудовым спорам, и как ее создать
Это внутренний орган, который создается на предприятии для решения индивидуальных трудовых споров. В состав КТС включаются представители сторон, защищающие противоположные интересы конфликта, но имеющие целью его мирное урегулирование, — сотрудников и владельца компании в равном соотношении. Для создания необходимо выпустить приказ по организации.
Вот образец составления приказа:
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
В КТС есть смысл обращаться, если вы напрямую не решили разногласия с руководителем и если не подлежит разрешению в суде такое, как, например, восстановление в должности.
Подробнее: о комиссии по трудовым спорам
Составьте заявление в комиссию с указанием предмета разногласий и требований, зарегистрируйте его. Срок рассмотрения — 10 календарных дней.
Для работы комиссии обязательны ваше присутствие и не менее половины состава органа. По итогам тайного голосования членов комиссии составляется протокол.
При несогласии с решением КТС вы вправе обжаловать его в суд в течение 10 дней со дня получения копии.
Исполнительный документ по решению трудовой комиссии — удостоверение предъявляется судебному приставу в течение 3 месяцев.