Выездная налоговая проверка: как и кому назначается, как проводится
Выездная налоговая проверка — звучит грозно. Что необходимо соблюдать, чтобы ее избежать? Рассказываем.
Основания для назначения выездной налоговой проверки
Тема выездной налоговой проверки освещена в ст. 89 НК РФ. Планируются ВНП, опираясь на концепцию (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
Причинами для отбора претендентов на ВНП являются наличествующие у налоговиков:
- осведомления о нахождении в обороте схем избегания налоговых обязанностей;
- неудовлетворительные результаты исследования ФХД.
Реорганизация или ликвидация послужит поводом для выездной проверки, помимо запланированных проверочных мероприятий.
Проверки могут назначаться при обстоятельствах, которые указывают на наличие нарушений. Источниками информации являются физические лица, ИП и организации, государственные органы (письмо ФНС от 30.05.2017 № ЕД-2-15/678@).
Основанием для проведения мероприятий могут служить, в частности, полученные от граждан документы и иные доказательства, свидетельствующие о возможных нарушениях.
Для сведения: как планируются выездные налоговые проверки
Старт ВНП дает решение руководителя налогового органа или его заместителя.
Надо знать: чем выездная налоговая проверка отличается от камеральной
12 критериев оценки рисков назначения выездной налоговой проверки
Пунктом 4 концепции планирования ВНП определены показатели, дающие возможность бизнесменам самостоятельно выявить слабые стороны. Сигнальными огнями могут быть:
- налоговая нагрузка, не дотягивающая до отраслевого уровня;
- убыточные показатели, отражающиеся в отчетности из года в год;
- заявление завышенных налоговых вычетов;
- преобладание роста расходов над доходами от продажи товаров (работ, услуг);
- низкая заработная плата, по сравнению со средней в регионе;
- количество сотрудников, размер доходов и остаточной стоимости ОС спецрежимников приближены к предельным значениям;
- расходы ИП за год, максимально приближенные к величине доходов;
- не оправданные деловыми целями и экономически необоснованные посреднические договоры в деятельности;
- игнорирование уведомлений и требований ИФНС;
- периодическая смена места нахождения, влекущая за собой смену налоговой инспекции;
- процент рентабельности в отчетности значительно отличается от цифр статистики;
- бизнес ведется с высоким налоговым риском, то есть взаимоотношения с «проблемными», по оценке налоговой, контрагентами. Признаками сомнительной сделки налоговики считают отсутствие:
- личных контактов руководителей организаций — участников сделки;
- подтверждения полномочий руководителей и представителей;
- информации о контрагенте (ЕГРЮЛ, местонахождение, наличие площадей, персонала, транспортных средств и т. п.).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проводятся выездные налоговые проверки. Используйте эти инструкции бесплатно.
Кого не проверяют в 2024 году
Мораторий на плановые инспекторские мероприятия — это не про налоговые проверки (Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, от 01.10.2022 № 1743).
Приостановление касается сфер, попадающих под действие законов о госконтроле (от 31.07.2020 № 248-ФЗ) и о защите прав предпринимателей (от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Налоговые проверки разрешены, так как не регламентируются этими законами и соответствуют действующему законодательству. Такие разъяснения дал Минфин в письме от 15.06.2022 № 03-02-07/56732. Но есть привилегии.
Перешедшие на налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг — это способ оперативного взаимодействия с проверяющим ведомством в дистанционном формате и предполагающий доступ инспектора к данным бухгалтерского и налогового учетов. Разъяснения о налоговом мониторинге читайте на сайте ФНС.
В Налоговом кодексе нормы, регламентирующие этот вид контроля, отражены в разделе V.2. Налоговый мониторинг исключает выездную налоговую проверку во время его проведения (п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Но ВНП не избежать, если:
- руководство решит проконтролировать деяния налоговой инспекции, выполнявшей мониторинг;
- процедуру мониторинга прекратить раньше срока;
- контролируемый не выполнит мотивированное мнение ФНС, то есть не учтет ее точку зрения по вопросам налогообложения;
- после окончания действия мониторинга сумма налога за этот период уменьшена, о чем заявлено в уточненной декларации.
Аккредитованные ИТ-компании
Привилегированное положение занимают и аккредитованные IT-организации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1729. Выездные проверки таких компаний отложены до 3 марта 2025 г. и возможны только с разрешения вышестоящего налогового органа (письмо ФНС России от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).
Мобилизованные
Если индивидуальный предприниматель или единоличный руководитель (он же единственный учредитель) организации призваны на военную службу по мобилизации, то в отношении их бизнеса выездные налоговые проверки замораживаются (п. 5 Постановления Правительства РФ от 20.10.2022 № 1874). Время прохождения военной службы и 3 месяца после исключают ВНП.
Что проверяют при выездных проверках и за какой срок
Предметом проверки выступают налоги, правильность их исчисления и своевременность уплаты.
Если контролю подверглась консолидированная группа налогоплательщиков, то проверяется безошибочность расчета и оперативность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п. 4 ст. 89.1 НК РФ).
У участника регионального инвестиционного проекта в предмет контроля входит и соблюдение требований в части показателей реализации проекта, выполнение обязательств, определенных инвестиционной декларацией (п. 1 ст. 89.2 НК РФ).
ВНП назначается по одному или нескольким налогам за трехлетний период, который предшествуют году надзора (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ).
Место проведения выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ) по месту:
- нахождения организации;
- нахождения филиала или представительства;
- жительства физического лица;
- нахождения подразделения иностранной организации — налогового резидента РФ;
- нахождения налогового органа, если проверяемый не способен обеспечить место. Например, для проведения контрольных мероприятий в жилом помещении необходимо согласование лиц, проживающих в нем. Если согласие не получено, то проверка осуществляется по месту нахождения налоговой инспекции.
Мероприятия в составе выездной налоговой проверки
При ВНП допускаются:
- инвентаризация имущества (п. 13 ст. 89 НК РФ);
- осмотр помещений и территорий (ст. 91, 92 НК РФ);
- вызов свидетеля для дачи показаний (п. 1 ст. 90 НК РФ);
- затребование документов, информации (ст. 93, 93.1 НК РФ);
- выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ);
- проведение экспертизы и получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ);
- привлечение независимого специалиста (ст. 96 НК РФ);
- привлечение независимого переводчика (ст. 97 НК РФ).
С какой периодичностью могут проводить выездные проверки
Периодичность ВНП ограничивается нормами п. 5 ст. 89 НК РФ:
По налогоплательщику | Две проверки за календарный год плюс проверки филиалов и представительств |
---|---|
По одному филиалу или представительству | Две проверки за календарный год |
По конкретному налогу | Одна проверка за один период |
За пределами прописанных «лимитов» находятся повторные выездные проверки, назначаемые в случаях:
- контроля вышестоящим органом действий инспекторов, принимающих участие в ревизии;
- сдачи уточненной декларации, уменьшающей сумму налога за анализируемый период.
Сколько длится выездная проверка по НК РФ
Длительность проверки составляет два месяца, но правомерно ее продление до четырех, а в отдельных случаях — до шести месяцев.
Допустимы контрольные мероприятия в отношении филиалов и представительств как самостоятельные, на которые отводится один месяц.
Течение срока начинается с даты решения о назначении и заканчивается датой справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
Решением руководителя инспекции срок приостанавливается на время для:
- сбора документов (информации);
- осуществления экспертиз;
- перевода на русский язык документов на иностранном языке.
В общем исчислении срок приостановления равен шести месяцам. Исключительным событием является запрос информации у иностранных государственных органов, что дает основания для пролонгации до девяти месяцев.
Права налогоплательщиков при проведении выездной проверки
Права налогоплательщиков перечислены в ст. 21 НК РФ. Применительно к ВНП бизнесмены вправе:
- представлять интересы лично либо через представителя;
- разъяснять порядок расчета и уплаты налогов;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта, решений, налоговые уведомления и требования;
- настаивать на соблюдении проверяющими законодательных норм;
- не исполнять незаконные налоговые акты и требования;
- обжаловать акты, действия (бездействие) представителей налоговой;
- настаивать на соблюдении и сохранении налоговой тайны;
- получать компенсацию убытков, полученных в результате неправомерных актов, действий (бездействий) налоговых лиц;
- присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Как подготовиться к выездной налоговой проверке
Налоговым кодексом РФ не предусмотрены положения об обязанности ИФНС заранее информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (письмо ФНС России от 18.11.2010 № АС-37-2/15853, постановление Шестнадцатого ААС от 17.01.2018 № А63-1547/2017). Если вдруг компании стало известно о запланированном визите инспекторов, то следует:
- провести аудит (собственными силами или с привлечением специальных организаций) на предмет проверки наличия документов за проверяемый период, правильности и полноты их оформления, на предмет соответствия показателей сданной отчетности данным учета;
- провести сверку с контрагентами во избежание расхождений в документации;
- продумать, какое помещение предоставить проверяющим. Рекомендуется убрать лишние документы;
- провести психологический тренинг с работниками, так как они, вероятно, будут привлечены для дачи пояснений;
- проверить наличие журнала учета проверок (ст. 16 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ), который является официальным документом в случае возникновения споров с проверяющими;
- назначить ответственного за взаимодействие с проверяющими во время их визита на предприятие;
- продумать, какие пояснения давать, что поможет отстоять позиции.
Как заканчивается выездная проверка и как оформляют ее результаты
В завершение проверяющими оформляется справка о проведенной проверке с указанием предмета и сроков. Справка передается налогоплательщику лично, через представителя или почтовым отправлением (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Результаты ВНП фиксируются актом установленной формы, для чего отводится два месяца с даты составления справки (ст. 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки визируется обеими сторонами. Отказ проверяемого лица подписать материалы сопровождается определенной записью.
Для вручения результатов налогоплательщику отведено пять дней с даты составления акта.
Проверяемое лицо правомочно высказать возражения по акту или отдельным позициям в письменном виде не позднее месяца с даты получения акта.
Подробнее: как оформляются результаты выездной налоговой проверки
Все материалы проверки рассматриваются налоговым органом в присутствии проверяемых лиц. И не позднее 10 дней по результатам рассмотрения выносится решение:
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности.
Лицо, привлеченное к ответственности, вправе подать апелляционную жалобу на решение.
Читайте также: юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336
Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 N 1743
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
Статья 100 НК РФ. Оформление результатов налоговой проверки
Статья 21 НК РФ. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
Статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка
Статья 90 НК РФ. Участие свидетеля
Статья 93 НК РФ. Истребование документов при проведении налоговой проверки
Статья 94 НК РФ. Выемка документов и предметов
Статья 96 НК РФ. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля