Процедура приема на работу гражданина Узбекистана
Граждане Узбекистана составляют немалую часть всех мигрантов, прибывающих в РФ с целью работы. Расскажу, как их принять на работу и не нарваться на большие неприятности.
Условия приёма на работу граждан Узбекистана
Граждане Узбекистана, как и другие иностранцы, работающие в России, подчиняются нормам и правилам нескольких НПА.
В соответствии со ст. 13 и 13.3 закона № 115-ФЗ для работы в РФ гражданам Узбекистана необходимо:
- оформить разрешительные документы: патент или разрешение на работу для ВКС. Лицам, имеющим ВНЖ или РВП, дополнительные документы не нужны;
- позаботиться о медицинском страховании. С 2023 г. работодатели уже не спрашивают о наличии полиса ДМС при приеме на работу, т.к. мигранты из Узбекистана, как и все остальные, подлежат ОМС, но при условии, что за них уже уплачивались страховые взносы не менее 3 лет. То есть на первое время для получения медицинских услуг без ДМС не обойтись;
- пройти процедуру дактилоскопии и фотографирования;
- встать на миграционный учет по месту пребывания.
Нам, работодателям, тоже придется соблюдать некоторые требования:
- не нарушать миграционное законодательство;
- своевременно сдавать отчетность в ОВМ;
- соблюдать допустимую долю иностранных работников. Она устанавливается правительством ежегодно по отраслям (см. постановление Правительства РФ от 16.09.2023 № 1511);
- не привлекать работников к работе в тех отраслях, где это запрещено. На федеральном уровне это будет:
- на объектах, связанных с обеспечением госбезопасности;
- в качестве государственного или муниципального служащего;
- в аптеках;
- в точках нестационарной торговли;
- на рынках;
- после теракта в Крокус Сити Холле власти многих регионов РФ ввели дополнительные ограничения. Чаще всего под запрет для приема иностранцев подпадают такие отрасли, как:
- торговля;
- общественный транспорт;
- грузоперевозки;
- медицина;
- образование;
- туризм;
- энергетика;
- общепит;
- гостиничный бизнес;
- производство продуктов.
Документы для трудоустройства граждан Узбекистана
Для оформления приема на работу граждан Узбекистана я прошу у работников несколько важных документов. Среди них:
- паспорт, желательно с нотариально заверенным переводом
- патент и чеки о его оплате. В дальнейшем оплату тоже придется контролировать, т.к. неоплаченный патент прекращает действие, и работника необходимо как минимум отстранять от работы, а в дальнейшем и увольнять. Некоторым лицам патент не нужен. Это будут:
- имеющие РВП или ВНЖ;
- беженцы и переселенцы;
- студенты;
- высококвалифицированные специалисты (они оформляют разрешение на работу). На практике такие среди граждан из Узбекистана встречаются крайне редко, т.к. патент оформить проще, чем получить статус ВКС;
- дипломы и свидетельства об образовании, если работа требует какой-то квалификации. Все учебные документы требуют нотариального перевода, однако по Соглашению о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней от 30.05.2019 между правительствами России и Узбекистана нострификация дипломов, выданных после 30 мая 2019 года, не нужна.
В дополнение к перечисленным документам устраивающимся впервые в 2024 году оформляют трудовую книжку российского образца, Напоминаю, что в этом случае заводится электронная трудовая книжка (ЭТК).
Подробнее: как завести электронную трудовую книжку
Сложности часто возникают из-за миграционной карты. Формально этот документ не является условием для оформления трудовых отношений, и я его не прошу почти никогда.
Но есть исключение: если работодатель предоставляет жилье, то он становится принимающей стороной и обязан зарегистрировать сотрудника по месту пребывания, что влечет за собой необходимость в миграционной карте.
Например, когда я работала в гостинице, мы селили своих работников у себя же, ставили их на миграционный учет. Без МК тут никак не обойтись, т.к. она предъявляется в ОВМ вместе с уведомлением о прибытии и другими документами.
Может пригодиться:
С 2022 года у иностранных граждан, в том числе и из Узбекистана, появились новые обязательства, касающиеся дактилоскопирования и медицинского обследования. Все мигранты, прибывающие для работы в РФ, должны в течение 30 дней пройти дактилоскопическую регистрацию и получить так называемую «дактокарту». Это будет однократная процедура. Кроме того, необходимо пройти специализированное медицинское обследование.
Для иностранных граждан, уже находящихся в России, новые требования применяются только при их следующем въезде.
Подробнее:
Возникает вопрос: разрешено ли гражданину Узбекистана работать в России без дактокарты, а работодателю — оформлять прием на работу без нее. Ответ на этот вопрос неоднозначен: согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 67, 327.3), требовать такие документы при трудоустройстве не разрешено, и их наличие не влияет на трудовые отношения. С другой стороны, если иностранный работник не выполнит обязательство по дактилоскопированию, то это сократит срок его пребывания в стране, а иногда приведет к административному выдворению с запретом на въезд. Заключение трудового договора с таким мигрантом обернется большими проблемами.
Регистрация или отрывная часть уведомления о прибытии для приема на работу иностранца не нужны. Однако в трудовой договор и другие документы нередко вносится адрес проживания. Да и просто знать, где искать сотрудника, полезно. Поскольку в паспорт иностранцев из Узбекистана штампы о регистрации не ставят, приходится просить эту бумагу.
Подробнее: какие документы нужны при приеме на работу
Как оформить гражданина Узбекистана на работу
Расскажу про прием граждан Узбекистана на работу. Алгоритм такой:
Шаг 1. Собираем требуемый для приема пакет документов.
Может пригодиться: как оформить согласие на обработку персональных данных
Шаг 2. Готовим трудовой договор. В нем, помимо положений, указанных в статье 57 Трудового кодекса РФ, отражаем некоторые ключевые моменты, такие, как реквизиты разрешительных документов или основания, позволяющие гражданину Узбекистана работать без них. А вот сведения о медполисе теперь указывать необязательно.
Помним и о том, что прием на работу гражданина Узбекистана с патентом возможен только в регионе, где он выдан, и строго по указанной в документе должности. А конечный срок действия патента или других разрешительных документов сам по себе не является причиной для заключения срочного трудового договора. Срочный ТД заключается, если наличествуют к нему основания (см. ст. 59 ТК РФ).
Вот пример ТД, которым я пользуюсь:
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Трудовой договор составляется на русском языке, но рекомендую сделать дополнительную пометку о том, что работник понимает его содержание.
Шаг 3. Если необходимо, то направляем мигранта на предварительный медицинский осмотр.
Шаг 4. Знакомим работника с локальными нормативными актами (ЛНА) организации, правилами трудового распорядка и проводим необходимые инструктажи.
Шаг 5. Подписываем трудовой договор и приказ о приеме на работу, если они оформляются в организации.
Шаг 6. Допускаем мигранта к выполнению трудовых обязанностей.
Шаг 7. Подаем уведомление о приеме иностранца на работу в МВД. Эта процедура обязательна для всех иностранных граждан, в том числе из Узбекистана. Уведомление подают в течение 3 рабочих дней с момента заключения трудового договора. Для этого следует заполнить специальный бланк в соответствии с приказом МВД № 536. Прикладывать трудовой договор к уведомлению необязательно.
Подробнее: как заполнить уведомление о приеме на работу иностранного гражданина
Вы можете отправить его одним из следующих способов:
- лично в региональный отдел по вопросам миграции;
- почтой с уведомлением и описью вложения;
- через портал Госуслуг.
Я чаще всего пользуюсь Госуслугами: это быстро, удобно, не так отвлекает от другой работы и ходить никуда не нужно. Но иногда приходится звонить и уточнять, приняты ли документы, т.к. «отбивка» о приеме уведомления приходит не всегда сразу.
Кроме того, организациям, обеспечивающим работников жильем, необходимо поставить граждан Узбекистана на миграционный учет, подав уведомление о прибытии иностранца в место пребывания (форма, утвержденная приказом от 10.12.2020 № 856). Это тоже делают одним из вышеописанных способов.
Продлевают его на основании оплаченного патента, ходатайства работодателя и действующего трудового договора. Если иностранный работник уходит (например, по причине увольнения), то подаем аналогичное уведомление о снятии с учета по форме из Приказа МВД России от 14.09.2020 № 641.
На заметку: как заполнить заявление на продление регистрации иностранного гражданина
В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2022 № 118-ФЗ, который ратифицировал Соглашение между правительствами России и Узбекистана о порядке пребывания граждан, срок постановки узбеков на миграционный учет увеличен до 15 дней вместо 7. Для снятия с него срок не установлен, но рекомендую не затягивать. Если выбывший работник где-то набедокурит, то отвечать придется вам как принимающей стороне.
Обязанность иностранного гражданина в течение 2 месяцев трудоустроиться и отчитаться об этом в МВД существовала с момента принятия закона № 115-ФЗ. Но с 07.01.2024 уточнили порядок и форму его подачи. Теперь мигрантам, в том числе и гражданам Узбекистана, с патентом необходимо подать в МВД:
- уведомление по форме, утвержденной Приказом МВД России от 05.09.2023 № 655;
- копию трудового договора.
На это отводится 2 месяца с момента первого приема на работу по текущему патенту.
Советуем прочитать: как вести миграционный учет иностранных граждан, работающих по патенту
Условия страхования граждан Узбекистана, работающих по патенту
Как и российские работники, иностранные граждане с момента приема на работу в РФ имеют определенные социальные гарантии. Условия страхования граждан Узбекистана, трудящихся по патенту, претерпели изменения в 2024 году. Теперь их доходы от работы по трудовому договору подлежат обложению следующими налогами и взносами:
- единым взносом в Социальный фонд, который охватывает пенсионное, медицинское и социальное страхование, в размере 30 %. Исключение составляют ВКС;
- взносами на страхование от несчастных случаев, которые варьируются от 0,2 до 8,5 % в зависимости от уровня риска на рабочем месте;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ) удерживается по ставке от 13 до 22 % в зависимости от суммы годового дохода. Добавлю, что налоговый статус теперь не влияет на порядок налогообложения трудовых доходов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заключить трудовой договор с иностранцем. Используйте эти инструкции бесплатно.
Часто задаваемые вопросы о найме граждан Узбекистана
-
Какие документы нужны для приема на работу гражданина Узбекистана?
Их несколько:
- паспорт;
- патент;
- ИНН;
- СНИЛС;
- диплом, при необходимости;
- трудовая книжка.
-
Нужен ли полис ДМС для приема на работу сотрудника из Узбекистана?
Нет, с 2023 года не нужен. Прием на работу оформляется без него, а в дальнейшем граждане Узбекистана, которых приняли на работу в РФ, подлежат ОМС.
-
Нужно ли уведомлять МВД о приеме на работу гражданина Узбекистана?
Да, в течение 3 дней, включая день приема на работу. Уведомлять необходимо о заключении не только трудового договора, но и ДГПХ.
-
Положен ли гражданину Узбекистана больничный лист?
Да, как и все остальные социальные гарантии для лиц, работающих в РФ.
-
Нужно ли работодателю контролировать отправку уведомления об осуществлении трудовой деятельности работником — гражданином Узбекистана?
Нет, т. к. этим занимается сам работник. Но нужно помнить о возможности аннулирования патента нерадивому работнику, вовремя не уведомившему МВД. Если об этом стало известно работодателю до приема на работу такого иностранца, то его отменяют, а уже заключенный трудовой договор расторгают.
Приказ МВД России от 14.09.2020 N 641
Приказ МВД России от 30.07.2020 N 536
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
Федеральный закон от 01.05.2022 N 118-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 N 1511
Приказ МВД России от 05.09.2023 N 655
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Статья 57 ТК РФ. Содержание трудового договора