Где фиксируется выдача средств индивидуальной защиты работнику
Чтобы защитить сотрудников от факторов труда, которые могут нанести вред, им выдают спецодежду, обувь, средства индивидуальной защиты глаз, ушей, рук и иные. Разберем, где отмечается выдача средств индивидуальной защиты работнику и почему важно указать в документации, когда и кому их выдавали.
Какие НПА регулируют порядок выдачи средств индивидуальной защиты
По ст. 221 ТК, в список обязанностей работодателей, у которых действуют факторы, которые опасны или вредны для сотрудников, или особенные температурные условия, входит безвозмездное предоставление сотрудникам рабочих средств индивидуальной защиты (СИЗ) и тех, что смывают и обеззараживают.
Советуем прочитать:
Выдаваемые на месте работы средства индивидуальной защиты должны соответствовать критериям безопасности и требованиям законодательства (в частности, ФЗ № 184 от 27.12.2002).
До 01.09.2023 действовали правила предоставления средств индивидуальной защиты, которые утверждены Приказом Минздрава № 290н от 01.06.2009, Приказом Минтруда № 997н от 09.12.2014. Для различных отраслей действуют специальные акты. Например, это Приказы Минздрава:
- № 970н от 09.12.2009 — для работников нефтяной промышленности;
- № 416н от 12.08.2008 — для работников сельского хозяйства;
- № 477 от 16.07.2007 — для строителей и ремонтников;
- № 543н от 03.10.2008 — для сферы ЖКХ и т. д.
С 01.09.2023 нормы и правила обеспечения средствами индивидуальной защиты привели к единому виду, согласно Приказу Митруда № 767н от 29.10.2021 и Приказу Минтруда № 766н от 29.10.2021.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 311 от 02.07.2021, наниматель вправе решить использовать вплоть до 31.12.2024 те нормы, которые изданы до 01.03.2022.
Порядок выдачи средств индивидуальной защиты
Нормальные количества средств индивидуальной защиты для передачи определенным сотрудникам работодатель устанавливает на основе единых типовых норм. Следует принимать во внимание проведенную оценку спецусловий. За свой счет организация-наниматель выдает, хранит и ремонтирует СИЗ. Она вправе установить во внутренних документах такую норму обеспечения, которая будет лучше, чем по типовым нормам. На это требуется учет мнения профсоюза.
Проводят вводный инструктаж, на котором рассказывают о тех средствах индивидуальной защиты, которые положены работникам, и ознакомляют с правилами их выдачи. Движение (прием и выдачу) отмечают в личной карточке учета. По абз. 6 п. 13 Приказа Минздрава № 290н от 01.06.2009, организация вправе использовать автоматизированные системы для выдачи тех СИЗ, для использования которых не нужен инструктаж.
Чтобы организовать учет всех выданных средств индивидуальной защиты, работодатель вправе вести журнал. В него вносят списком всех сотрудников — получателей СИЗ.
Подробнее: как вести журнал выдачи СИЗ
Где фиксируется выдача средств индивидуальной защиты работнику
Фиксация выдачи средств индивидуальной защиты производится в личной карточке учета выдачи. Ее форма, которая утверждена Приказом Минздрава № 290н от 01.06.2009, действует до сентября 2023 г. Она двусторонняя:
- на лицевой указывают данные о работнике — получателе СИЗ (Ф.И.О., должность, отдел или подразделение, номер по табелю, пол, рост и размер обуви и одежды), перечень, который подлежит передаче сотруднику и отсылка на нормативные документы, которые это устанавливают;
- на оборотной отмечают движение карточки (прием и передачу).
Руководитель ставит на лицевой стороне карточки свою подпись. На оборотной ставит подпись сотрудник и лицо, которое отвечает за прием и выдачу СИЗ. Указывают точное название, номер сертификата и степень износа.
С 01.09.2023 действует форма карточки согласно приложению № 2 к правилам, утв. Приказом Минтруда № 766н от 29.10.2021. Работодатель вправе разработать свою форму с учетом правил, которые установлены приказом. В карточке следует предусмотреть:
- на лицевой стороне: данные работника, размеры (одежда, обувь, головной убор, СИЗОД и СИЗ рук), подпись на лицевой стороне с 01.09.2023 ставит лицо, которое отвечает за ведение карточек учета;
- оборотная сторона нужна для информации о получении и возврате.
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Порядок фиксации выдачи средств индивидуальной защиты работнику
Работодатель вправе вести учет выдачи средств индивидуальной защиты электронно по форме, аналогичной бумажной. Поскольку СИЗ — это материальная ценность, для его учета кладовщиком или другим материально ответственным лицом заполняется документ по типовой форме № МБ-7 (Постановление Госкомстата № 71а от 30.10.1997). В форму личной карточки учета СИЗ, которая ведется электронно, возможно внести номер и дату этого документа. Выдача организовывается и через вендинговые системы (автоматизированно), тогда в карточке выдачи в электронной форме информация о сотруднике заполняется на автоматической основе.
Работодатель назначает приказом тех, кто отвечает за выдачу, учет СИЗ, хранение карточек. Как правило, это лица, которые являются материально ответственными (кладовщик, сотрудник склада). Процедура выдачи СИЗ, в зависимости от вида и работ, для которых они предназначены:
- Дежурные многократно выдают на время выполнения работ, для которых они предназначены. Если они закрепляются за сменой и передаются от одной к другой, их выдают под ответственность руководителей, которые поручили работающим проведение работ. Те дежурные СИЗ, которые нельзя применять много раз, выдаются в качестве одноразового комплекта (это противошумные вкладыши, подшлемники и СИЗОД).
- Те СИЗ, которые выдают на сезон в период особых температурных условий, выдают на этот период, а потом возвращают работодателю для организации хранения.
Если СИЗ возвращены работодателю после того, как истекли сроки носки, спецкомиссия или уполномоченное работодателем должностное лицо определяют, что их возможно использовать дальше после чистки, дезинфекции, ремонта и т. д. Этот факт вписывают в личную карточку учета.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как обеспечить работников СИЗ и смывающими средствами. Используйте эти инструкции бесплатно.
Зачем фиксировать факт выдачи средств индивидуальной защиты работнику
Если работодатель обязан обеспечить сотрудника средствами индивидуальной защиты, но не сделал этого, работник вправе отказаться выполнять свою работу. Работодатель не вправе его принудить и обязан оплатить простой.
Фиксирование факта выдачи подтверждает соблюдение работодателем требований законодательства по надлежащему обеспечению сотрудников СИЗ и обеспечению их учета. За необеспечение сотрудников соответствующими СИЗ работодателя привлекут к ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП. Штраф для компаний по этой статье составляет до 150 000 руб. Если необеспечение сотрудников СИЗ привело к причинению тяжкого вреда здоровью, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143 УК.
Помимо этого, ведение карточек, в которых фиксируют модель и класс средства защиты, подтверждает, что работники получили СИЗ, которые соответствуют требованиям закона. Карточка позволяет отслеживать сроки использования средств защиты и оперативно проводить их замену. Карточка с личной подписью работника подтверждает факт получения работником соответствующего СИЗ, если тот решил присвоить средство защиты себе или ссылается на то, что ничего не получал.
Сколько хранить карточки выдачи средств индивидуальной защиты
Карточки хранятся у лица, которое выдает СИЗ, или у кладовщика. Срок хранения карточек составляет три года, в соответствии с п. 427 перечня, который утвержден Приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.
Читайте также: как вести бухгалтерский учет спецодежды сотрудников
Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а
Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 997н
Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 N 477
Приказ Минздравсоцразвития России от 12.08.2008 N 416н
Приказ Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 N 543н
Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н
Приказ Минздравсоцразвития России от 09.12.2009 N 970н
Статья 221 ТК РФ. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты