Налоговый учет: разработка и внедрение на предприятии

Налоговый учет на предприятии — это правила и порядок систематизации информации, необходимой для расчета налога на прибыль. Все уплачивающие налог на прибыль организации ведут налоговый учет. Такая обязанность предусмотрена статьей 313 НК РФ. Что является основой для формирования учетных данных, в каком виде и по каким правилам строится организация учета по налогам и сборам — расскажем в нашей статье.

Содержание

Зачем и как строится учетная система по налогам и сборам

Налоговый учет и налоговое планирование в организации очень важны не только потому, что регламентированы законодательно. Выбор правильных методов и принципов формирования налогооблагаемой базы по налогам и сборам позволяет избежать излишне уплачиваемых сумм налогов. Также очень важно построить систему правильно в соответствии с НК РФ, чтобы избежать претензий контролирующих органов.

Вести учет формирования налогооблагаемой базы НК РФ позволяет:

  • в отдельных самостоятельных регистрах;
  • если информации бухучета достаточно, то позволяется использовать бухгалтерские регистры, дополняя их при необходимости дополнительными регистрами.
Подробнее: что такое налоговый учет

Учетная политика для целей налогообложения

Организация налогового учета на предприятии начинается с разработки и утверждения учетной политики. Разрабатывается она организацией самостоятельно, составляется в произвольной форме, утверждается локальным нормативным актом (приказом руководителя). В ней необходимо отразить основные принципы ведения налогового учета:

  • методы, используемые для отражения доходов и расходов;
  • применяемые первичные документы;
  • используемые регистры.

Как составить учетную политику для целей налогообложения и организовать налоговый учет в организации на примере 2020 года, можно посмотреть в статье.

Что нужно отразить в учетной политике для целей налогообложения

Составляя учетную политику, слово в слово переписывать НК РФ не нужно. В ней необходимо отразить методику, выбранную организацией для отражения данных по операциям, по которым предусмотрены варианты ведения налогового учета.

В обязательном порядке организации следует выбрать и отразить в политике:

  • метод признания доходов и расходов: кассовый или начисления;
  • способ начисления амортизации: линейный или нелинейный;
  • порядок оценки сырья и материалов, а также товаров, приобретенных для перепродажи: по средней стоимости, по стоимости единицы запасов, метод ФИФО;
  • перечень прямых и косвенных расходов;
  • порядок формирования и перечень создаваемых резервов: на оплату отпусков, по сомнительным долгам, на ремонт и др.

В зависимости от специфики деятельности организации, в учетную политику включаются иные вопросы, по которым НК РФ предоставляет налогоплательщику право выбора порядка отражения.

Ведение налогового учета: регистры и источники данных

Учетные данные должны содержать информацию об учтенных в целях исчисления налога на прибыль доходах и расходах. Для отражения такой информации используются специальные регистры. Формы регистров, используемых при расчете налогов и сборов, должны быть разработаны организацией и утверждены в составе учетной политики. Статья 313 НК РФ предусматривает обязательное наличие в них следующих реквизитов:

  • наименование регистра;
  • дата составления и период, за который отражены данные;
  • наименования хозяйственных операций;
  • измерители операции в натуральном и стоимостном выражении;
  • данные и подпись лица, ответственного за составление регистра.

На основе таких регистров определяется налогооблагаемая база и рассчитывается налог к уплате в бюджет.

Источником данных для заполнения являются первичные документы. Они должны отражать факты хозяйственной жизни, а их форма — соответствовать требованиям статьи 9 Федерального закона «О бухучете» № 402-ФЗ.

О форме регистров читайте в статье.

Внесение изменений в порядок ведения налогового учета

Внесение изменений в учетную политику допускается в следующих случаях:

  • при изменении законодательства о налогах и сборах: изменения вносятся с даты вступления в силу новых законодательных норм;
  • при изменении принципов и методик отражения доходов и расходов, иных хозяйственных фактов по инициативе налогоплательщика: возможно только с начала нового налогового периода;
  • появление новых видов деятельности: изменения вносятся с момента начала работы по новым направлениям.

Вносятся изменения путем издания приказа (или иного локального нормативного акта) руководителя предприятия, в котором прописываются новые положения и причины, по которым они вносятся.

В 2003 году закончила ВЗФЭИ по специальности Финансовый менеджмент факультета Финансы и кредит. С 2008 года работаю в должности главного бухгалтера. Являюсь обладателем сертификата ДипИФР-Рус.