Что такое ГОЗ и как с ним работать

Попали в кооперацию и стали исполнителем оборонного заказа? Тогда придется работать по строгим правилам и не нарушать договор, иначе могут привлечь к административной и даже уголовной ответственности. Разбираемся с основами ГОЗ.

Содержание

Что такое гособоронзаказ

Это особый процесс закупок. Суть в том, что заказчик дает задание на поставку товаров, работ и услуг для обороны и безопасности страны, а исполнитель выполняет оборонную заявку.

В ГОЗ участвуют:

  • заказчик — тот, кто заказывает товары государственной обороны. Такие заказы делает госвласть, госкорпорации Росатом и Роскосмос;
  • головной исполнитель — тот, с кем заключили основной госконтракт по ГОЗ;
  • исполнитель — тот, кто входит в кооперацию и участвует в поставках по гособоронке.
ВАЖНО!
Кооперация ГОЗ — это все, кто участвует в поставках гособоронки по одной сделке. В кооперацию входит головной исполнитель и исполнители. На практике, к исполнителям относятся компании, которые подписали оборонный контракт с головным или с другим исполнителем из кооперации.

По гособоронке закупают:

  • НИОКР по созданию, улучшению, утилизации вооружения, военной и спецтехники, по развитию базы для государственного оборонного заказа;
  • поставки вооружения, военной и спецтехники;
  • поставки сырья, материалов и комплектующих по ГОЗ;
  • поставки военного имущества, продовольствия и непродовольственных товаров;
  • ремонт и сервисное обслуживание оборонных объектов;
  • работы по уничтожению химоружия;
  • работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению оборонных объектов;
  • поставки оборонной продукции при сотрудничестве РФ с другими странами;
  • поставки для накопления матценностей госрезерва и др.

Нормативное регулирование ГОЗ

Основной закон, который регулирует государственный оборонный заказ, — это 275-ФЗ от 29.12.2012. Все заказы и операции государственной оборонки проводятся только по нормам этого закона.

Кроме того, есть два базовых постановления по ГОЗ:

Еще при выполнении государственного оборонного заказа надо учитывать приказы:

Особенности закупок по ГОЗ

Как и любой заказ, ГОЗ формируется, утверждается и размещается (ст. 4, 5, 6 275-ФЗ). Заказы по гособоронке размещают по нормам 44-ФЗ и с учетом требований 275-ФЗ.

ВАЖНО!
По сути, исполнение государственного оборонного заказа начинается после того, как стороны подпишут госконтракт в соответствии с 275-ФЗ.

Сами закупки по ГОЗ проходят практически так же, как и обычный государственный заказ. Объект закупки по ГОЗ — это не всегда вооружение или военные технологии. Заказчикам государственного оборонного заказа нужны и обычные товары, работы, услуги.

К примеру, это канцелярия, хозтовары, ремонт здания, обслуживание помещения, продукты питания и другие.

Заказчик готовит извещение, проект контракта и технические документы. А вот дальше для государственного оборонного заказа начинаются особенности:

  1. По ГОЗ проводят не только открытые, но и закрытые торги. Открытые — это закупки обычных товаров, работ, услуг. Такие извещения публикуют в ЕИС, но указывают, что это государственный оборонный заказ. Закрытые — это заказы с гостайной: так закупают военную технику, вооружения, исследования, специфические работы. Извещение закрытого государственного оборонного заказа не публикуют в ЕИС, а поставщика выбирают из числа приглашенных участников. А доступ к техническим документам предоставляют только на специализированной электронной площадке.
  2. К исполнению ГОЗ допускают далеко не всех. ИП, физлица и самозанятые, иностранные компании не смогут стать исполнителями такого заказа и войти в кооперацию. Даже если предприниматель подаст заявку на участие в торгах, ее не примут, и участника к государственному оборонному заказу не допустят.
ВАЖНО!
Есть оборонные заказы, для которых исполнителя не выбирают. Его назначают по постановлению правительства или указу президента.

Еще одна особенность государственных оборонных заказов — каждому заключенному соглашению перед включением в реестр контрактов присваивают идентификатор государственного контракта (ч. 1 ст. 6.1 275-ФЗ). Исключение — контракты по ч. 2 ст. 15.29 275-ФЗ, к примеру, для обеспечения ФСБ средствами для борьбы с терроризмом.

ИГК для государственного оборонного заказа создают в особом порядке, он утвержден Приказом министра обороны и Федерального казначейства № 475/13н от 11.08.2015. Заказчик формирует 25-значный идентификатор самостоятельно. В ИГК включают (п. 4 порядка):

  • идентификационный код госзаказчика;
  • способ определения поставщика;
  • год заключения госконтракта;
  • год окончания срока действия госконтракта;
  • порядковый номер государственного контракта по сквозной нумерации заказчика.

Этот ИГК надо использовать весь срок действия контракта, менять код нельзя.

Площадки ГОЗ

Открытые закупки заказчик вправе проводить на любой площадке, никаких ограничений нет. А вот закрытые торги по оборонке проводят только на специализированной площадке АСТ ГОЗ. Документы государственного оборонного заказа с гостайной размещаются только на этой площадке.

Особенности расчетов по госконтракту

Целевые средства, выделенные для ГОЗ, подлежат казначейскому сопровождению (разд. V ПП РФ № 2024 от 24.11.2021). Даже если головной исполнитель или исполнитель из кооперации заключают договор с другим исполнителем, все расчеты тоже подлежат казначейскому сопровождению. То есть для исполнителей из кооперации обязателен режим лицевого счета — отдельного счета, по которому проводят оплату.

Условия о режиме лицевого счета по государственному оборонному заказу надо прописывать в госконтракте. Деньги с лицевого счета на обычный счет участника казначейского сопровождения в банке разрешают перечислять с ограничениями:

  • головным исполнителям — в размере, согласованном с заказчиком, но не больше установленной прибыли в составе цены продукции. Порядок определения прибыли прописан в ПП РФ № 1465;
  • исполнителям — перечисление прибыли в размере, который стороны согласовали при заключении контракта. Но только после исполнения контракта или его отдельного этапа и предоставления в ТОФК акта приема-передачи товара, акта выполненных работ или других документов, которые подтверждают исполнение контракта или отдельного этапа.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать раздельный учет по гособоронзаказу. Используйте эти инструкции бесплатно.

Открытие специальных лицевых счетов

Когда заказчик заключает контракт с головным исполнителем, а тот, в свою очередь, с исполнителем или соисполнителем из кооперации, исполнителей обязательно уведомляют о необходимости открыть отдельный счет. Предупредить об этом надо до заключения контракта. Если отдельного счета нет, заказчик не сможет расплатиться с головным исполнителем, а исполнитель — с соисполнителями и субподрядчиками. Исключение — расчеты в пределах лимитов по пп. «з» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 275-ФЗ и случаи поставки товаров, работ, услуг по ценам, которые подлежат государственному регулированию.

ВАЖНО!
Отдельный счет — это счет, который открывают головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке. По этому спецсчету проводят основные расчеты по государственному оборонному заказу. Отдельный счет открывают для каждого контракта (п. 3 ч. 1 ст. 8 275-ФЗ).

Режим отдельного счета работает так: деньги списывают только на спецсчет, только если в платежных документах указали ИГК. Но есть случаи, когда исполнителям разрешают не открывать и не использовать отдельный счет:

  • для оплаты расходов на поставку товаров, работ, услуг по ценам и тарифам, которые подлежат госрегулированию;
  • для оплаты головным исполнителем расходов в размере до 5 млн рублей в месяц, исполнителем — до 3 млн рублей в месяц.

Во всех остальных случаях соисполнитель или субподрядчик обязан открыть отдельный счет для исполнения государственного оборонного заказа.

Деньги с отдельного счета ГОЗ в общем случае выводить нельзя. Но есть операции, которые допускают списание денег со спецсчета на расчетный счет исполнителя в банке. Вот некоторые из них (ст. 8.3 275-ФЗ):

  • уплата налогов, страховых взносов, сборов, таможенных платежей;
  • оплата расходов на электроэнергию, поставляемую по нормативным ценам;
  • перечисление прибыли в размере, который стороны согласовали при заключении контракта, — после исполнения контракта и предоставления в уполномоченный банк акта приема-передачи товаров, работ, услуг.

А вот что нельзя проводить по отдельному счету при государственном оборонном заказе (ст. 8.4 275-ФЗ):

  • ссуды, займы, кредиты. Возврат займов и кредитов, процентов по ним;
  • выдачу денег физлицам. Но есть исключения. К примеру, разрешают выплачивать зарплату, если работодатель одновременно платит налоги и страховые взносы с этой ЗП;
  • операции по формированию уставного капитала других компаний;
  • пожертвования и переводы на благотворительность;
  • покупку иностранной валюты, драгметаллов, камней, драгоценных монет и другие операции.

После того как госконтракт по ГОЗ полностью исполнен, отдельный счет надо закрыть (ч. 2 ст. 8.3 275-ФЗ). Для этого заказчик отправляет в банк уведомление об исполнении госконтракта по государственному оборонному заказу. Затем банк прекращает обслуживание спецсчета и закрывает договор с исполнителем.

Банковское сопровождение ГОЗ

Еще одно обязательное условие государственного оборонного заказа: деньги, выделенные госзаказчиком (Минобороны) на поставку товаров, работ, услуг по ГОЗ подлежат банковскому сопровождению. Такое сопровождение выражается в обеспечении уполномоченным банком (п. 11 ст. 3 275-ФЗ):

  • мониторинга расчетов, контроля распоряжений о переводе денежных средств с использованием отдельного счета;
  • передачи Минобороны данных о расчетах по ГОЗ и об участниках таких расчетов, к примеру, подтверждающих документов для оплаты;
  • предоставлении информации по отдельному счету и других действий по нормам 275-ФЗ.

Порядок банковского сопровождения определяется 275-ФЗ и договором о банковском сопровождении с головным исполнителем или исполнителем из кооперации.

Для оборонно-промышленного комплекса выбрали опорный банк — это ПАО «Промсвязьбанк» (п. 4.3 ст. 3 275-ФЗ). Через него проводят все крупные госконтракты государственного оборонного заказа. Более того, ПСБ реализует комплекс мероприятий для поддержки исполнителей ГОЗ. Банк усовершенствовал систему контроля платежей, повысил качество работы с клиентами, в том числе дистанционно, обеспечил усиленную защиту каналов связи.

Ответственность по ГОЗ

Нарушители государственного оборонного заказа несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность (ст. 15 275-ФЗ). Дисциплинарку назначают на внутреннем уровне — привлекают к ответственности тех работников, которые непосредственно виновны в нарушениях по ГОЗ. Гражданско-правовая ответственность по государственному оборонному заказу выражается в последствиях гражданских правонарушений.

Административная ответственность в государственном оборонном заказе грозит за:

  • несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решений о способе и условиях определения поставщика (ч. 3, 4 ст. 7.29 КоАП РФ). Должностных лиц штрафуют от 30 000 до 100 000 рублей;
  • нарушения в определении НМЦК по государственному оборонному заказу (ст. 7.29.1 КоАП РФ). Штраф для должностного лица — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • отказ или уклонение поставщика от заключения контракта по ГОЗ (ст. 7.29.2 КоАП РФ). Должностное лицо штрафуют от 30 000 до 50 000 рублей, организацию — от 300 000 до 1 000 000 рублей;
  • за непредоставление предложения о цене на продукцию по ГОЗ и другой необходимой информации (ст. 14.6.1 КоАП РФ). Должностное лицо заплатит от 30 000 до 50 000 рублей, организация — от 300 000 до 500 000 рублей;
  • за совершение операций государственного оборонного заказа, которые на отдельном счете не допускаются (ст. 15.40 КоАП РФ). Штрафуют должностное лицо уполномоченного банка — от 100 000 до 1 000 000 рублей;
  • за неисполнение уполномоченным банком обязанностей по банковскому сопровождению ГОЗ (ст. 15.40.1 КоАП РФ). Должностное лицо банка заплатит от 30 000 до 50 000 рублей;
  • за воспрепятствование деятельности контролеров по ГОЗ (ст. 19.4.2 КоАП РФ). Должностное лицо заплатит от 20 000 до 50 000 рублей, организация — от 300 000 до 500 000 рублей;
  • за непредоставление информации и документов, предоставление недостоверных сведений по ГОЗ контролерам (ст. 19.7.2 КоАП РФ). Штраф для должностного лица — 15 000 рублей, для организации — от 100 000 до 500 000 рублей.

Уголовная ответственность по государственному оборонному заказу грозит за:

  • злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 201.1 УК РФ);
  • отказ или уклонение лица с административкой от заключения госконтракта по ГОЗ (ст. 201.3 УК РФ);
  • злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285.4 УК РФ);
  • отказ или уклонение должностного лица с административкой от заключения госконтракта по ГОЗ (ст. 285.6 УК РФ).

Преступления по ст. 285.4 и 285.6 УК РФ квалифицируются как преступления государственной власти и являются должностными. За них наказывают тех, кто осуществляет функцию представителя власти или руководителей госорганов, различных предприятий и организаций. Государственных и муниципальных служащих, которые не относятся к должностным лицам, по этим статьям не наказывают.

Еще по теме:

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.