Как организовать расчеты с подотчетными лицами
Компаниям разрешено выдавать своим сотрудникам денежные средства под отчет для покупки товаров, оплаты оказанных услуг и выполненных работ. Рассказываем, как организовать расчет с подотчетными лицами и можно ли выдавать деньги из кассы в бюджетном учреждении.
Порядок работы с подотчетными лицами
На законодательном уровне расчеты с подотчетными лицами регламентированы нормативными актами:
- Указания Банка России № 3210-У от 11.03.2014 о порядке ведения кассовых операций.
- Приказ Минфина № 94н от 31.10.2000, которым утвержден план счетов для организаций и ИП.
- Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010, которым утвержден план счетов для бюджетников.
В организациях положение о работе с подотчетными лицами прописывается во внутренних документах: учетная политика, утвержденная на финансовый год, и локальные акты организации (приказы и распоряжения руководителя) о сроках выдачи денег под отчет, о сроках предоставления отчетности и пр.
Подотчетные лица — это работники, которым выданы денежные средства для оплаты товаров, работ и услуг в интересах компании (п. 6.3 указания № 3210-У).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить, выдать и учесть подотчетные суммы. Используйте эти инструкции бесплатно.
Подотчетными лицами могут быть любые сотрудники компании, в том числе:
- директор (руководитель);
- работники-иностранцы, не являющиеся валютными резидентами РФ, поскольку при передаче под отчет не происходит использование денежных средств в качестве средства платежа;
- работники, имеющие задолженность по ранее полученной под отчет сумме, поскольку требование полного погашения задолженности отсутствует в указании № 3210-У.
Основанием для выдачи денежных средств под отчет являются приказ руководителя на выдачу денежных средств или заявление подотчетного лица за подписью руководителя.
Руководителем устанавливаются не только срок и максимальный размер подотчетных сумм, но и перечень лиц, которым разрешено выдавать средства.
Вам будет интересно узнать: какую максимальную сумму можно взять под отчет
Средства выдаются на определенные цели — например, на хозяйственные нужды компании, командировочные расходы или представительские расходы. Сроки выдачи подотчетных суммы зависят от цели выдачи. Разрешено заранее установить специальные сроки для различных целей, закрепив их в локальном нормативном акте (например, в инструкции по порядку расчетов с подотчетными лицами).
По истечении срока сотрудник обязан отчитаться: предоставить авансовый отчет и подтверждающие документы, а при необходимости вернуть остаток неизрасходованных сумм в кассу в установленный срок (п. 6.3 указания № 3210-У).
Подробнее: как выдать деньги под отчет
Вот пример, как прописать порядок выдачи денежных средств под отчет и их возврата в положении о расчетах с подотчетными лицами:
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Подробнее: как составить положение о подотчетных лицах
Бухгалтерские проводки по расчетам с подотчетными лицами оформляются с использованием счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдача денежных средств отражается по дебету, а поступление неизрасходованных остатков и списание сумм, по которым предоставлен отчет, — по кредиту.
Например, Дт 71 Кт 50 (51) — отражена выдача денежных средств из кассы (перечисление денежных средств на банковскую карту работника) под отчет.
На дату утверждения авансового отчета делается запись: Дт 60 Кт 71 — отражена оплата, произведенная подотчетным лицом за товары, работы, услуги.
Авансовый отчет работнику необходимо сдать в срок, не превышающий 3 рабочих дней по возвращении из командировки (п. 6.3 указания № 3210-У, п. 26 Положения о служебных командировках, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749).
Рекомендованная форма авансового отчета утверждена постановлением Госкомстата РФ № 55 от 01.08.2001, но организация имеет возможность утвердить форму документа самостоятельно.
Заполняются авансовые отчеты в 2024 году в 1C в применяемой организацией конфигурации или в другой бухгалтерской программе. Изначальные сведения вводит работник, после отчет проверяет ответственный бухгалтер, затем главбух, а затем его утверждает руководитель. Только после этого производятся окончательные подсчеты.
Может пригодиться: как возмещать расходы по авансовому отчету
Особенности учета в бюджетных организациях
Учет расчетов с подотчетниками осуществляется в разрезе каждого лица. Отражение ведется на счете 208 в бюджетном учете в 2024 году, это прописано в плане счетов бюджетных учреждений, утвержденном Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
Если работники учреждения совершали платежи без предварительного получения денег под отчет, то такие операции должны учитываться по выбору бухгалтера или на счете 0 208 00 000, или на счете 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» на основании порядка, утвержденного в учетной политике учреждения (Письмо Минфина РФ от 30.09.2011 № 02-06-05/4406).
Бухгалтерские проводки по расчетам с подотчетниками в бюджетных организациях:
- Дт 0 208 00 560 Кт 0 201 34 610 — проводка, если выданы деньги из кассы в подотчет в бюджетной организации на соответствующие нужды;
- Дт 0 105 00 000, 0 302 00 000, 0 106 00 000, Кт 0 208 00 660 — приняты расходы подотчетного лица на соответствующие счета бухучета на основании авансового отчета и подтверждающих документов;
- Дт 0 201 34 510, Кт 0 208 00 660 — возвращен неиспользованный остаток.
Законодатель не запрещает выдавать деньги из кассы в бюджетной организации при условии оформления соответствующего приказа руководителя или заявления подотчетного лица. В бухучете проводят покупки товаров в бюджете по авансовому расчету, утвержденному специально для бюджетников (ОКУД 0310002), форма утверждена Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015. Учреждение вправе использовать собственный бланк на основании закона № 402-ФЗ.
По опыту работы консультантом по бухгалтерскому и налоговому учету могу сказать, что самые частые вопросы бухгалтеров при расчетах с подотчётными лицами — это вопрос о необходимости применения ККТ и вопрос о необходимости соблюдения лимита расчетов наличными. При выдаче и возврате подотчетных денег ККТ не применяют, и это прописано в Письме Минфина № 03-01-15/70143 от 01.10.2018.
Что касается лимита расчетов наличными, то на выдачу под отчет это не распространяется, но подотчетному лицу необходимо соблюдать это ограничение при расчетах с организациями и ИП.
По теме: возврат подотчетной суммы
Особенности бухучета подотчетных сумм для НКО
НКО наравне с прочими организациями вправе выдавать наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, установленные руководством организаций, а на расходы, связанные со служебными командировками, — в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
Порядок формирования авансового отчета в НКО аналогичен порядку в коммерческих компаниях. Исключение составляют случаи, когда деньги выдаются не под отчет, а с целью осуществления операций в рамках основной деятельности.
В некоммерческих организациях для учета применяется счет 71 для расчетов с подотчетными лицами, а взаиморасчеты производятся в разрезе каждого лица. На основании сданного отчета бухгалтер НКО осуществляет проводки по расчетам с подотчетниками:
- дебет 20, 25, 26, 44 (счета затрат), кредит 71 — расходы учтены на соответствующих счетах бухучета;
- дебет 19 «НДС», кредит 71 — выделенный налог на добавленную стоимость отнесен на правильный счет учета;
- дебет 50 «Касса», кредит 71 — возврат неизрасходованного остатка в кассу учреждения.
Подробнее: как вести бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
Налоговый учет подотчетных сумм
В первую очередь определите, на что потрачены деньги. Если на хозяйственные нужды фирмы (приобретение МЗ, ОС, ГСМ) или оплату командировочных расходов (суточные, проезд, проживание), то такие затраты принимаются к расчету налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в полной сумме. Исключение: траты на питание сотрудников в служебных поездках.
Представительские расходы разрешено отнести на затраты. По статье 264 НК РФ к таковым затратам относят: расходы на организацию официальных мероприятий, услуги переводчика, буфетное обслуживание. Прочие траты принимать в расчеты базы не следует.
Как провести инвентаризацию расчетов с подотчетниками
Контроль за правильностью и своевременностью проведения подотчетных операций проводится систематически. При проведении инвентаризации расчетов с подотчетными лицами создается специальная комиссия, которая обязана проверить:
- Соответствуют ли данные первичной документации данным бухгалтерского учета.
- Использование средств строго по целевому назначению.
- Наличие всех подтверждающих документов (квитанций, чеков, выписок, товарных накладных) для списания затрат.
- Ревизия задолженностей по невозвращенным авансам.
- Наличие локальных актов учреждения, регламентирующих расчеты с подотчетниками.
На проведение инвентаризации издается соответствующее распоряжение руководителя, в котором указываются сроки проведения, состав комиссии и прочая информация. По результатам проведенной проверки составляют акт, в котором указываются выявленные нарушения.
Еще по теме: отчет о расходах подотчетного лица по форме 0504520
Часто задаваемые вопросы по теме «Организация расчетов с подотчетными лицами»
-
Может ли организация самостоятельно утвердить форму авансового отчета?
Может. Форма авансового отчета, утверждённая постановлением Госкомстата № 55, является рекомендованной и необязательна к применению.
-
На основании каких документов оформляют авансовый отчет?
Необходимы подтверждающие документы, которые сдало подотчетное лицо: кассовые чеки, счета-фактуры, квитанции и др. При оплате корпоративной картой нужны те же документы, что и при оплате наличными, квитанции терминала (слипы) необязательны (указание по заполнению АО-1).
К отчету прилагают бумажные кассовые чеки или распечатки электронных.
-
Установлен ли срок сдачи авансового отчета по командировке?
Не позднее 3 рабочих дней после возвращения из командировки работник обязан предоставить авансовый отчет, приложив к нему подтверждающие расходы документы (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749).
-
Необходимо ли применять ККТ при расчетах с подотчетными лицами?
Нет, при выдаче и возврате подотчетных денег ККТ не применяют (Письмо Минфина № 03-01-15/70143 от 01.10.2018).
-
Обязана ли организация соблюдать лимит расчетов наличными?
Лимит расчетов наличными на выдачу под отчет не распространяется, но подотчетное лицо обязано соблюдать это ограничение при расчетах с организациями и ИП.
-
Сколько раз в год проводят инвентаризацию расчетов с подотчетниками?
Инвентаризация расчетов проводится ежегодно в рамках годовой инвентаризации.
-
Что проверяется в рамках инвентаризации расчетов с подотчетниками?
Комиссия проверяет, своевременно ли работники сдают авансовые отчеты и правильно ли они оформлены.
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У
Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н
Постановление Госкомстата РФ от 01.08.2001 N 55
Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749
Статья 264 НК РФ. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией