Осмотр и досмотр личных вещей сотрудников предприятия: что можно, а что нельзя
Роль и место контрольно-пропускного режима в системе безопасности ключевые, и закон дает возможность работодателям предпринимать определенные меры по охране своей собственности, в том числе посредством принятия локальных нормативных актов касательно вопросов контрольно-пропускной деятельности своей организации. Значит ли это, что работодатель вправе осматривать личные вещи сотрудников при выходе с территории предприятия?
НПА, регулирующие порядок осмотра и досмотра личных вещей
Контрольно-пропускной режим с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства выступает законной мерой осуществления охраны имущества и имеет цель предупредить возможные хищения имущества. В рамках ТК РФ само понятие «контрольно-пропускная система» отсутствует, как и перечень оснований для осмотра личных вещей сотрудников. Правовое основание данного вопроса базируется на ч. 3, 4 ст. 189 ТК РФ, многие вопросы можно урегулировать Правилами внутреннего трудового распорядка в разделе «Пропускной и внутриобъектный режим». Конкретно здесь законодатель предоставил работодателям достаточный объем полномочий для осуществления охраны имущества.
Подробнее: как составить ПВТР
Чем отличается осмотр от досмотра личных вещей
Осмотр личных вещей и их досмотр — разные действия. Досмотр, исходя из целей его проведения, входит в досмотровые мероприятия, регламентированные гл. 27 КоАП РФ, где описан порядок досмотра граждан, находящихся при них вещей при въезде и (или) выезде с охраняемых объектов. Досмотр осуществляют только уполномоченные лица правоохранительных органов, заключается он в тщательном обследовании вещей (ст. 27.1- 27.3 КОАП РФ). Так, Федеральный закон «О полиции» наделил сотрудников органов внутренних дел правом досмотра вещей, а также в случае необходимости — и личного досмотра и осмотра. Здесь приведено определение понятия «досмотр» — обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляемое в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Что касается процедуры осмотра, данное понятие законодательно не закреплено, как и не закреплена сама процедура осмотра. На практике осмотр представляет собой визуальный осмотр вещей без досмотра содержимого. Опираясь на судебную практику, предлагается следующая трактовка определения личного осмотра. Осмотр — это визуальное обследование лица либо находящихся при нем вещей, проводимое путем осмотра с целью выявления и обнаружения состава преступления, осуществляемое специально уполномоченным лицом. Таким образом, досмотр и осмотр личных вещей — исключительная прерогатива должностных лиц, указанных в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ. И пожалуй, главное отличие — осмотр происходит на добровольной основе, а досмотр — на принудительной. От осмотра работник вправе отказаться, от досмотра — нет.
Может пригодиться: как написать заявление на выдачу пропуска
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какой существует порядок введения пропускного режима в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Осмотр личных вещей сотрудников предприятия: что можно, а что нельзя
В целях пресечения краж зачастую работодатели предоставляют службе охраны право на принудительный осмотр содержимого личных вещей работников при выходе с территории организации путем внесения соответствующих положений в ЛНА. Это ошибка, ведь так нарушается порядок административной процедуры установления факта хищения, вина работника устанавливается в ходе расследования фактов хищения имущества, а не охранником ЧОП.
К вопросу о том, что требуется знать работодателю по вопросу контрольно-пропускного режима (КПР) на предприятии: обратим внимание прежде всего на то, что работодатель не вправе наделять охрану КПП полномочиями по досмотру личных вещей работников, находящихся у них с собой при выходе с территории предприятия на контрольно-пропускном пункте, это будет противоречить части 4 статьи 8 ТК РФ. Если у охраны на предприятии есть основания полагать, что работник проносит в личных вещах материальные ценности, то желательно передать соответствующую информацию сотрудникам органов внутренних дел. Можно предложить работнику задержаться до прибытия сотрудника правоохранительных органов, но если сотрудник отказывается ждать прихода представителей правоохранительных органов, то не останавливайте его. Удерживать сотрудника разрешается только при при наличии факторов, дающих основание для подозрений в хищении (часть 6 статьи 12 закона № 2487-1), таких, как:
- если он был застигнут в момент совершения хищения или непосредственно после его совершения;
- при наличии показаний технических средств (видеокамер, например);
- если свидетели (другие работники) прямо указывают на него как на лицо, совершившее хищение и др.
Из судебной практики по данным делам следует, что охранник не вправе самостоятельно осуществлять досмотр личных вещей сотрудников. Если работник вызывает подозрения, то охранник обязан предложить ему добровольно предъявить личные вещи для проверки, а в случае отказа — привлечь для осуществления личного осмотра работников правоохранительных органов, ведь по закону должностные лица органов внутренних дел (полиции) имеют для этого достаточные полномочия (см. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 09.06.2021 по делу № 33-8852/2021, Решение Братского городского суда Иркутской области от 25.10.2023 по делу № 2-3611/2023).
Из системного толкования норм права ясно, что необходимо применять комплексный подход для разработки мероприятий в концепции построения надежной системы контрольно-надзорного режима на предприятии. Считаем необходимым определить основные принципы ее организации, функционирования и правовые основы, а также основные направления работ по реализации комплекса мер.
Можно | Нельзя |
---|---|
Предложить добровольно предъявить личные вещи для проверки | Осуществлять без разрешения досмотр личных вещей сотрудников |
Предложить работнику задержаться до прибытия сотрудника правоохранительных органов | Задерживать сотрудника самостоятельно (без видимых на то причин) |
Подробнее: что входит в должностные обязанности охранника
Как регламентировать проведение осмотра, не нарушая закон
Практическое решение оформляется в виде Инструкции о пропускном режиме, которая должна устанавливать режим прохода на (с) объект (а) и должна состоять из следующих разделов:
- Общие положения: нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция; определение контрольно-пропускного режима и цель его введения; лица, на которых возлагается организация, и практическое руководство контрольно-пропускной системой; обязанности должностных лиц по поддержанию контрольно-пропускного режима; санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима.
- Порядок пропуска сотрудников предприятия на (с) территорию(и) работодателя через контрольно-пропускные пункты (КПП): требования к оборудованию КПП, порядок прохода сотрудников с территории предприятия, определение прав и основных обязанностей сотрудников охраны предприятия.
- Порядок вывоза материальных ценностей: порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей, правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объекта.
На последние два раздела следует обратить особое внимание, они могут быть разработаны следующим образом:
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
С данными положениями необходимо ознакомить всех работников под расписку (ст. 68 ТК РФ).
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1
Статья 27.1 КОАП РФ. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Статья 27.2 КОАП РФ. Доставление
Статья 27.3 КОАП РФ. Административное задержание
Статья 189 ТК РФ. Дисциплина труда и трудовой распорядок
Статья 68 ТК РФ. Оформление приема на работу
Статья 8 ТК РФ. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права