Учетная политика — это единый документ, устанавливающий правила ведения учета в коммерческой организации. В нем отражаются способы документооборота, инвентаризации, обработки информации, оценки и контроля операций и фактов деятельности. Чем грамотнее составлен документ, тем меньше вопросов возникнет у аудиторов и контролирующих органов. Рассказываем, как составить учетную политику, и показываем образцы документа.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Учетная политика помогает организовать ведение бухгалтерии и налогов в компании.
- Она включает разные правила, например, какие программы использовать для ведения учета и как считать налоги.
- Для каждой компании учетная политика может немного отличаться, в зависимости от ее деятельности и законов.
- Компании нужно утвердить такую политику приказом, чтобы применять её с начала следующего года.
- Маленьким компаниям разрешено упростить учетную политику, чтобы не делать лишнюю работу.
Общие положения об учетной политике
Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский (или БУ) и налоговый (или НУ) учеты, предоставляют выбор способов их ведения. Выбранный способ прописывают в учетной политике.
Существуют три вида документа для:
- бухгалтерских целей — обязателен для всех организаций;
- налоговых целей — обязателен для организаций и ИП;
- отчетности по международным стандартам МФСО — обязателен для организаций, составляющих отчетность по МФСО.
Учетная политика (УП) — объемный документ, так как в приложениях к нему необходимо закрепить все виды документов, которыми пользуется предприятие.
Удобнее сделать краткий документ об организационных основах БУ, указав:
- в соответствии с какими законами, положениями, приказами он разработан;
- кем осуществляется его ведение;
- с применением каких программ осуществляется учетный процесс в компании;
- какой рабочий план счетов используется и т. д.
А всю объемную часть вынести в отдельные положения — например, в организационной части документа прописать:
- бухучет основных средств на предприятии организован на основании ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, подробности раскрыты в положении по учету основных средств, утвержденном приказом генерального директора № 1 от 27.12.2024;
- бухучет кредитов и займов ведется на основе ПБУ 15/2008, подробности указаны в положении по учету кредитов и займов, утвержденном приказом директора № 2 от 27.12.2024 и т. д.
Советуем ознакомиться: перечень действующих ПБУ и ФСБУ
Составим образец положения об учетной политике на 2025 г. По образцу рассмотрим процедуру создания УП пошагово.
Шаг 1
Приказом директора компании утвердите учетную политику для целей бухучета. Вот образец:
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Подробнее: как оформить приказ об утверждении учетной политики
Шаг 2
Отразите общие положения по бухучету в организационной части документа. Вот фрагмент бухгалтерской учетной политики, полный текст сможете скачать в конце статьи:
Шаг 3
Утвердите формы первичных учетных документов, которыми пользуется компания для оформления фактов хозяйственной деятельности, приложите бланки. По правилам компания вправе использовать унифицированные формы или разработать бланки первички самостоятельно. Выбранный вариант надо закрепить в учетной политике.
Шаг 4
Для удобства утвердите:
- график документооборота, в котором четко укажите, кто, когда, в какие сроки передает первичные документы, кто их обрабатывает, кто контролирует и т.д.;
- рабочий план счетов: законодатели разрешают вносить коррективы в план счетов из Приказа Минфина № 94н от 31.10.2000. Например, убрать из плана счет 68 вы не вправе, а вот добавить субсчет 68.11 и назвать его «Государственная пошлина за регистрацию товарного знака» сможете;
- порядок хранения и доступа к документации первичного учета.
Перечисленную информацию включите непосредственно в текст УП или оформите в виде приложений.
Шаг 5
Обязательно утвердите положения внутреннего контроля. Обязанность предусмотрена ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011. Отразите хотя бы минимальную информацию о внутреннем контроле в УП. Вот образец раздела:
Раздел 6. Внутренний контроль
6.1. Внутренний контроль совершаемых в организации фактов хозяйственной жизни регламентируется положением о внутреннем контроле, утвержденным приказом генерального директора № 102 от 31.12.2023.
6.2. Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской финансовой отчетности осуществляется главным бухгалтером/или внутренним контроллером/или отделом внутреннего аудита.
Если организация не закрепила выбранный метод приказом, как показано в образце, то при проверке контролирующие органы вправе посчитать бухгалтерский учет в организации недостоверным.
Малые предприятия вправе составить упрощенную УП (краткую). В нее рекомендуется включить следующие разделы:
- для бухгалтерских целей;
- рабочий план счетов;
- формы первичных документов;
- регистры бухучета;
- для налоговых целей;
- регистры НУ.
Утвержденный приказом документ применяется с 1 января года, следующего за годом его утверждения. Используйте наш пример учетной политики организации для ООО, если имеете право на ведение упрощенного бухучета.
Чем подробнее ваша УП, тем меньше «фантазий» у контролирующих органов в части ведения бухгалтерского и налогового учета.
Фирма вправе сослаться на любой действующий локальный акт, который не противоречит действиям закона, и сказать: «А у нас учет ведется так».
Дополнительно: об особенностях учетной политики при УСН
Сроки утверждения учетной политики
Бытует мнение, что УП требуется утверждать в конце каждого календарного года. Но это не так. Если в деятельности, бухучете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующим регламентом. Аудиторы при проверке ежегодно просят приказ руководителя предприятия о продлении действия учетной политики на следующий год, даже если изменений в правилах бухгалтерского и налогового учета не было.
Коррективы в политике допустимо утвердить отдельным приказом, определив только конкретные нововведения. Также организация вправе отменить действие старых правил отражения хозяйственных операций и формирования отчетности и подготовить новый приказ.
Сроки утверждения и внесения изменений в УП определены на законодательном уровне:
Событие | Срок утверждения для БУ | Срок для НУ |
---|---|---|
Создание новой организации | Утвердите правила бухучета не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008). Воспользуйтесь нашими образцами. | Утвердите новую УП не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Воспользуйтесь нашими образцами. |
Внесение изменений | По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и 12 ПБУ 1/2008). |
Если компания изменила методы ведения НУ или были существенные изменения в деятельности, то применять изменения УП следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ). При изменении законодательных норм используйте нововведения с даты вступления их в силу. |
Внесение дополнений | На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008). | Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимы для ведения НУ (ст. 313 НК РФ). |
Обратите внимание, что дополнение и изменение — это абсолютно разные вещи.
Пример, когда дополняют УП:
Компания начала работать с маркетплейсами и использовать счет бухучета 76.09 для отражения взаиморасчетов и сч. 45 для передачи готовой продукции. Сделайте приказ о новых способах учета, если ранее такие не применялись.
Пример, когда изменяют УП:
Компания применяет ПБУ 14/2007 «Нематериальные активы», с отчетности за 2024 г. становится обязательным применение ФСБУ 14/2022. В этой ситуации компания вносит изменения в УП для целей бухучета.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Хозяйствующими субъектами в учетной политике для целей бухгалтерского учета отражаются положения, раскрывающие способы ведения учета и отраслевую специфику.
Независимо от вида деятельности организации, утверждают:
- рабочий план счетов и формы первичных документов;
- способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
- способ начисления амортизации;
- порядок исправления ошибок.
Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов в стоимости товара или по мере продажи.
Розничные торговые организации указывают метод учета товаров по покупным ценам без наценки.
Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.
В 2025 году для бухучета обязательны к применению:
- ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
- ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
- ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
- ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»;
- ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»;
- ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы»;
- ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» — обязателен с 01.04.2025, но многие начали применять стандарт раньше.
Обязательно пропишите в учетной политике по бухгалтерскому учету правила их применения.
С отчетности за 2025 год вступит в силу ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Применять раньше его нельзя — за 2024-й год отчитываемся по правилам и формам из Приказа Минфина № 66н от 02.07.2010.
Учетная политика для целей налогового учета
В зависимости от применяемого налогового режима, в УП рассматриваются следующие вопросы:
- метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
- метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
- метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
- возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
- форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.
Подробнее: о формировании учетной политики для целей налогообложения
Учетная политика для малых предприятий
Субъекты малого предпринимательства (СМП) вправе применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Если организация хочет воспользоваться этим правом, то это надо записать в УП.
СМП вправе отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, таких, как «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) и др. Для малых предприятий имеются льготы в применении новых федеральных стандартов бухгалтерского учета.
Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».
Чтобы быстро и правильно составить документ, используйте бесплатно разъяснения по формированию учетной политики от экспертов КонсультантПлюс.
Учетная политика для ИП
ИП не обязаны вести бухучет (п. 1 ч. 2 ст. 6 402-ФЗ), поэтому они утверждают УП только для налоговых целей. Например, ИП на УСН «Доходы минус расходы» учитывать доходы и расходы в БУ, составлять бухотчетность не обязан. А в НУ обязан для контроля за доходами и расходами вести книгу учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, которая является регистром НУ для ИП, и необходимо отразить ее в приложениях к учетной политике для целей НУ.
Особенности составления учетной политики для организаций на УСН
УП для организаций на УСН в наиболее простом варианте «Доходы» ограничена несколькими пунктами:
- налоговый учет ведет главный бухгалтер (директор, бухгалтерская фирма);
- объект налогообложения — доходы за вычетом целевого финансирования и доходов от переоценки валютных средств;
- налоговым регистром является книга доходов и расходов, записи в которую делаются на основе первичных документов;
- БУ или НУ ведутся с использованием программы 1С:Бухгалтерия;
- сумма УСН уменьшается на уплаченные страховые взносы.
Некоторые сайты бухгалтерской направленности помогают разработать учетную политику для производственного коммерческого предприятия, предлагая Конструктор учетной политики. Последовательно выбрав в конструкторе способы оценки ОС, МПЗ, резервов, прочих доходов и расходов, создаем свод правил отражения операций и формирования отчетных данных для бухгалтерского и налогового учета.
Учетная политика: вопросы и ответы
-
Что такое учетная политика?
Это документ, который регламентирует внутренний порядок бухгалтерского и налогового учета организации. Но включать в нее все нормы и правила не надо. Отразите только те способы учета, которые подходят вашей организации.
-
Кто составляет учетную политику?
УП обязаны составить все организации — коммерческие, некоммерческие, бюджетные (у них свои правила). Для представителей малого бизнеса исключений нет: они составляют внутренний регламент, но вправе сделать это в упрощенном виде. А вот для ИП учетная политика по бухучету необязательна, они формируют документ по собственной инициативе.
-
Когда составить учетную политику?
Для целей бухучета — сразу же после начала работы, у новой компании есть на это 90 дней после регистрации. Составлять новую УП каждый год не надо. Если в вашем учете ничего не поменялось, то просто продлите политику, а если требуются изменения и дополнения — скорректируйте внутренний регламент перед новым отчетным годом.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н
Приказ Минфина России от 13.12.2010 N 167н
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н
Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н
Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н
Приказ Минфина России от 16.04.2021 N 62н
Приказ Минфина России от 30.05.2022 N 86н
Приказ Минфина России от 13.01.2023 N 4н
Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н
Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н
Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н
Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н