Табель учета рабочего времени учителей
Изучаем вопросы, связанные с заполнением табеля учета рабочего времени учителей. Обсуждаем, как правильно учитывать рабочее время, учебную нагрузку, часы замещения и другие параметры.
Как правильно заполнить табель учета рабочего времени учителей?
Столкнулась с проблемой заполнения табеля учета рабочего времени для учителей. Не понимаю, как учитывать учебную нагрузку, часы замещения и другие параметры. Можно ли использовать свою форму табеля?
В бюджетных учреждениях (к большинству которых относятся образовательные организации) обязательна к применению типовая форма табеля учета отработанного времени по форме № 0504421, утвержденная Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Он ведется одним из следующих способов: учитывается отработанное время или регистрируются случаи отклонений от обычного рабочего времени. Выбор одного из способов осуществляется руководством образовательного учреждения и закрепляется в его учетной политике. Таким образом, разработать собственную форму учреждение не может.
При заполнении табеля необходимо учитывать специфику работы педагогов. Их рабочее время состоит из двух частей: нормированной (количество уроков, которые педагог обязан провести в неделю (учебная нагрузка), минимум 18 еженедельно) и ненормированной (иная деятельность учителя, необходимая для выполнения им должностных обязанностей (проверка письменных работ, участие в педсоветах, проведение классных мероприятий и т. п.)). Продолжительность ненормированной части составляет 36 часов в месяц, для некоторых педагогов — меньше. В течение этого времени учитель не обязан находиться в школе, поэтому установить, сколько конкретно отработано вне учебной нагрузки, и точно затабелировать это время сложно.
Действующее законодательство не дает ответа на вопрос, как для учителей при табелировании учитывать внеучебную нагрузку. Специалисты рекомендуют для учета отработанных педагогом часов вести табель по способу регистрации отклонений. Если отклонений не зафиксировано, значит, работник отработал необходимую норму времени.
Какие штрафы или санкции могут быть применены за неправильное заполнение табеля?
Что будет, если я неправильно заполню табель? Существуют ли какие-то штрафы или санкции?
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 91 Трудового кодекса РФ, на работодателя возлагается обязанность организовать учет времени, которое каждый из сотрудников организации отработал в действительности. Для выполнения этой обязанности ведется табель учета. Лица, ответственные за его заполнение (например, табельщик — на крупных предприятиях, кадровик, бухгалтер), обязаны вносить в документ достоверные сведения о явках на работу, отсутствии на рабочем месте, количество отработанных часов. Заполнение производится с использованием цифровых или буквенных кодов.
Ошибки при заполнении табеля (например, неверном указании отработанных часов, проставлении явки отсутствующему работнику) образуют состав административного правонарушения. Контролирующий орган привлекает виновного работника или организацию к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. В зависимости от тяжести проступка и наступивших последствий, наказание назначается в виде предупреждения или наложения административного штрафа. Размер штрафа составляет от 1000 до 5000 рублей при наказании должностного лица или ИП, от 30 000 до 50 000 рублей — при привлечении юридического лица.
Можно ли корректировать табель в течение месяца?
Если возникла необходимость внести изменения в уже заполненный табель, как это сделать правильно?
Действующим законодательством не установлено, что требуется делать, если при табелировании допущены ошибки, а документ уже оформлен. На практике, при необходимости корректировки затабелированных данных не требуется переделывать весь документ. Исправление неверных записей, внесенных в оформленный табель учета рабочего времени, производится двумя способами:
- Неверная запись зачеркивается, на свободном месте указывается правильная информация. Корректировки заверяются подписью лица, ответственного за табелирование, проставляется дата, когда произведены исправления.
- Составление корректирующего табеля. Оформляется документ, в название которого проставляется слово «корректирующий». В него вносятся сведения на тех сотрудников, в отношении которых требуется внести исправления. Рекомендуем подготовить пояснительную записку для бухгалтерии, в которой отразить причину и суть внесения изменений.
Как учитывать переработку и сверхурочные часы?
Иногда приходится работать сверхурочно. Как это должно отражаться в табеле?
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 91 Трудового кодекса РФ, на работодателя возлагается обязанность организовать учет времени, которое каждый из сотрудников организации отработал в действительности. Внесенные сведения используются бухгалтерией для оплаты труда. Работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени требуется оплатить в повышенном размере (статья 152 Трудового кодекса РФ). Для этого необходимы сведения о точной продолжительности такой переработки. Для отражения в табеле учета сверхурочной работы используется буквенный код «С» или цифровой «04». Под ним указывается количество часов и минут переработки.
Как учитывать время, проведенное на курсах повышения квалификации?
Я хочу посетить курсы повышения квалификации. Как это время будет учитываться в табеле?
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 91 Трудового кодекса РФ, на работодателя возлагается обязанность организовать учет времени, которое каждый из сотрудников организации отработал в действительности. Особенности заполнения табеля учета при обучении сотрудника на курсах повышения квалификации зависят от того, проходит учеба с отрывом от производства или нет.
Если работник на период обучения не исполняет должностные обязанности, учится в другой местности (ст. 187 Трудового кодекса РФ), то проставляется буквенный код «ПМ» или цифровой «08». Если образовательный процесс совмещается с рабочим, то время работы обозначается «Я» или «01», с указанием отработанных часов. Период отсутствия обозначается «ПК» или «07».
Как учитывать рабочее время учителя в случае болезни?
Если учитель заболел, как это должно отражаться в табеле?
При болезни учителя в табеле формы 0504421 проставляется буквенный код «Б». При учете рабочего времени заболевшего педагога необходимо учитывать следующее.
Ежегодная норма учебной нагрузки педагогических работников устанавливается в количестве от 720 до 1440 часов. Средняя месячная зарплата выплачивается учителю вне зависимости от конкретного объема проведенных уроков в каждом месяце. Аналогично производится оплата каникулярного периода, если работник в это время не находится в отпуске.
Если педагог не отработал необходимую нагрузку по причине нахождения на больничном, потребуется уменьшить ее на 1/10 часть за каждый полный месяц и из расчета пропущенных дней — за неполный (п. 4.4 приложения № 2 Приказа Минобрнауки № 1601 от 22.12.2014). Если затем педагог отработает годовую норму учебных часов, производится дополнительная оплата уменьшенной из-за болезни нагрузки.
Как учитывать рабочее время, если у учителя разная педагогическая нагрузка?
У учителей разная педагогическая нагрузка и разное количество уроков каждый день. Как это отразить в табеле?
В образовательных учреждениях применяется типовая форма табеля учета отработанного времени по форме № 0504421, утвержденной Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Он ведется одним из следующих способов: сплошной учет фактических явок и неявок на работу либо регистрируются случаи отклонений от обычного рабочего времени. Выбор одного из способов осуществляется руководством образовательного учреждения и закрепляется в его учетной политике.
Учитывая, что у учителей разная педагогическая нагрузка и отличается количество уроков каждый день, целесообразно выбрать способ табелирования путем учета отработанного времени. В этом случае в табеле в верхней части строки проставляйте буквенной код «Я», а в нижней части строки отражайте количество фактически отработанных педагогом часов в соответствии с расписанием уроков.
Можно ли использовать разные методы заполнения табеля для разных категорий сотрудников?
В одном учреждении работают разные категории сотрудников. Можно ли для каждой категории использовать свой метод заполнения табеля?
Табелирование учета отработанного сотрудниками времени ведется двумя способами:
- сплошной учет фактических явок и отсутствия сотрудников на рабочем месте. Предпочтителен для организаций с большой численностью работников;
- регистрация случаев отклонения от установленной нормы рабочих часов, которые работник обязан отработать за учетный период (например, неявка на работу, сверхурочная переработка). Рекомендуется применять в небольшой учреждениях, численность штата которых не превышает 50 человек.
Выбор одного из способов осуществляется работодателем, исходя их численности штата и специфики хозяйственной деятельности организации. Выбранный метод закрепляется соответствующим распорядительным документом (например, учетной политикой). Законодательством не предусмотрена возможность заполнять один табель разными способами. Такой вывод следует, например, из указаний по заполнению табеля, утвержденных Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н.
При необходимости табелирования рабочего времени различных категорий работников разными методами можно рекомендовать заполнять отдельно табель сплошной регистрации, отдельно — отклонения.
Как учитывать нормируемую и ненормируемую часть рабочего времени учителя?
У учителя есть нормируемая и ненормируемая часть рабочего времени. Как это отразить в табеле?
Рабочее время педагогических работников имеет свою специфику. Оно состоит их двух частей:
- нормированной — учебная нагрузка, означающая количество часов уроков (занятий), которые педагог обязан провести на протяжении недели. В зависимости от педагогической должности, составляет от 18 до 36 часов еженедельно;
- ненормированной — иная деятельность учителя, необходимая для выполнения им должностных обязанностей (подготовка к урокам, проведение собраний, классных мероприятий и т. п.). Установлена продолжительность в размере 36 часов в месяц, для некоторых педагогических работников — меньше. На протяжении указанного времени учитель не обязан находиться в школе. Точно отсчитать, сколько посвящено внеклассной работе, достаточно сложно.
Учет рабочего времени педагогов производится путем заполнения табеля по форме 0504421. Он ведется одним из двух способов: учитывается отработанное время или регистрируются случаи отклонений от обычного рабочего времени. Выбор одного из способов осуществляется руководством образовательного учреждения и закрепляется в его учетной политике.
Учитывая, что для педагогических работников конкретизирована только нормированная нагрузка, при заполнении табеля возникают проблемы, как отражать ненормированную. Действующее законодательство не дает ответа на этот вопрос. Специалисты рекомендуют для учета отработанного учителем времени вести табель по способу регистрации отклонений. Если отклонений не зафиксировано, значит, педагог отработал необходимую норму часов.
Как учитывать рабочее время учителей во время дистанционного обучения?
Недавно наша школа временно перешла на дистанционное обучение, и у нас возникли сложности с учётом рабочего времени педагогов. Как правильно оформлять табели в таких условиях? Нужно ли указывать конкретные часы работы в онлайн-классах или достаточно фиксировать общее количество часов? Поделитесь опытом ведения учета времени в таких ситуациях.
Работа в дистанционном режиме относится к одному из способов исполнения работником возложенных на него должностных обязанностей (статья 312.1 Трудового кодекса РФ). Она не влияет на учет рабочего времени и оплату труда. Т.о., действующее законодательство не содержит каких-либо специальных способов табелирования или обозначения в табеле рабочего времени педагогов, производящих обучение в дистанционном формате.
Табель учета времени учителей, проводящих уроки в онлайн классах, необходимо вести в общем порядке. Дни, когда педагог работал дистанционно, проставляются как явки. Разделение в табеле рабочих часов на онлайн-уроки и обычные производить не требуется. Это не имеет практического смысла, т.к. оплачиваются эти часы работы одинаково.
Как учитывать рабочее время учителей, если в школе неполная учебная неделя?
В нашей школе для некоторых классов введена сокращенная учебная неделя. Как проверить и учитывать рабочее время учителей в таких условиях? Возникают вопросы, особенно по дисциплинам, где есть комбинированные подходы: уроки в классе и самостоятельные задания на дом. Как правильно составлять табель в таком случае?
Отвечает Алешина Ольга
При учете рабочего времени педагогов необходимо принимать во внимание специфику их работы. Их рабочее время состоит их двух частей: нормированной (часы уроков, которые учитель обязан проводить еженедельно, но не менее 18 часов (учебная нагрузка)) и ненормированной (иная деятельность, которая требуется учителю для выполнения им должностных обязанностей (проверка письменных работ, участие в педсоветах, проведение классных мероприятий и т.п.). Продолжительность ненормированной части — 36 часов в месяц, для некоторых учителей — меньше. В течение этого времени учитель не обязан находиться в школе, поэтому установить, сколько конкретно отработано вне учебной нагрузки, и точно затабелировать это время сложно.
Учитывая, что количество уроков каждый день отличается, целесообразно выбрать способ табелирования путем учета отработанного времени. В этом случае в табеле в верхней части строки ставьте буквенной код «Я», а в нижней части строки — отражайте количество фактически отработанных в день часов в соответствии с расписанием уроков.
Как учитывать рабочее время учителей во время школьных каникул?
Как правильно учитывать рабочее время учителей на каникулах, если они обязаны подготовиться к следующему учебному периоду и встречам с родителями? Нужно ли фиксировать такие часы в табеле, и как это сделать? Возникает путаница, когда учителя работают, но уроков нет. Как правильно отразить это в документации?
Отвечает Алешина Ольга
Исходя из п. 4.2 Приказа Минобрнауки России № 536 от 11.05.2016, из разъяснений, данных в Письме Минпросвещения России N АЗ-1119/06 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 287 от 27.05.2024, во время каникул педагог обязан отрабатывать то же количество рабочего времени, что ему устанавливалось расписанием до начала каникулярного периода. К примеру, если до каникул у педагога была 30-часовая недельная нагрузка, то он обязан и после начала каникул работать 30 часов в неделю. Учитывая, что в каникулярный период не ведутся уроки, образовательное учреждение разрабатывает и утверждает локальный акт, в соответствии с которым определяет, в каком порядке педагоги работают в каникулы. Допускается издание директором школы приказа, которым утверждается график работы учителей с определением часов работы ежедневно. Т.е. директор определяет, сколько часов в день работает учитель в каникулы, но за неделю не больше установленной да каникулярного периода нагрузки.
При согласии учителя, ему директором устанавливается суммированный учет рабочего времени, когда недельная нагрузка распределяется на несколько рабочих дней по согласованию директора и педагога. Например, 24 часа отрабатываются за три дня по 8 часов.
Для учета рабочего времени педагогов заполняется табель по форме 0504421. Он по выбору руководства школы ведется одним из двух способов: учитывают отработанное время или регистрируют случаи отклонений от обычного рабочего времени. Специалисты рекомендуют для учета отработанных учителем часов вести табель по способу регистрации отклонений. Если отклонений не зафиксировано, значит, педагог отработал необходимую норму.
Как учитывать рабочее время учителя, проводящего дополнительные факультативы после основных уроков?
У нас в школе учителя проводят факультативы и занятия в кружках после основных уроков. Как правильно учитывать эти дополнительные часы в табеле? Надо ли делать отдельный учет или всё можно записывать в одном документе? Также интересует, как это отражается на учёте переработок и компенсации за дополнительное время.
Отвечает Алешина Ольга
Как следует из Приказа Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 322 от 09.02.1998, профильные факультативные курсы, индивидуальные и групповые занятия входят в базисный учебный план и, соответственно, в обязательном порядке включаются в объем учебной нагрузки педагога. Т.о., ведение факультативов, которые входят в учебную нагрузку, не считается переработкой и не влечет за собой каких-либо дополнительных выплат и компенсаций.
Отдельный учет ведения педагогом факультативных занятий в табеле делать не требуется. Табелирование производится в общем порядке. Так, если школой выбран способ табелирования путем учета отработанного времени, то в табеле в верхней части строки проставляется буквенной код «Я», а в нижней части строки отражается количество фактически отработанных педагогом часов в соответствии с расписанием уроков, проведенных факультативов.
Читайте также: