Может ли индивидуальный предприниматель оплатить услуги самозанятого за поставку товаров, не являющихся его собственным производством?
Я индивидуальный предприниматель и хочу воспользоваться услугами самозанятого, чья деятельность связана с перевозкой. Меня интересует, могу ли я законно оплатить его услуги за доставку товаров, которые не произведены мной? Возможно ли это без необходимости регистрации самозанятого как ИП для такого вида деятельности?
Какие налоговые обязательства возникают у ИП при оплате услуг самозанятого?
Я индивидуальный предприниматель и планирую оплатить услуги самозанятого. Меня интересует, какие налоговые обязательства возникнут у меня в этом случае? Нужно ли мне удерживать или платить какие-либо налоги с суммы, которую я перечислю самозанятому?
Индивидуальным предпринимателям ничто не мешает работать с гражданами, имеющими статус самозанятого.
Как правило, с такими контрагентами заключают договоры ГПХ на оказание конкретных услуг, выполняемых за определенный период времени, например:
- разработка сайта;
- проведение маркетинговых исследований;
- ремонт всего на свете — офиса, автомобиля, оргтехники и т. п.;
- организация корпоративных мероприятий — обучения, мастер-классов, праздников и т. п.;
- постановка или восстановление бухгалтерского учета.
Да много еще чего.
Сотрудничество с плательщиками НПД (налога на профессиональный доход) тем и привлекает, что с выплат самозанятым заказчик не уплачивает в бюджет никаких налогов, взносов, сборов. Такой исполнитель уплачивает налог самостоятельно.
Но совсем уж расслабляться не следует. После каждой выплаты требуйте от плательщика НПД чек, сформированный в приложении «Мой налог» на сайте налоговой службы.
При заключении договора получите от самозанятого подтверждение статуса — это справка из налоговой инспекции по форме 1122035.
В договор включите пункт об обязанности самозанятого исполнителя незамедлительно сообщить об утрате статуса плательщика НПД.
Могут ли возникнуть юридические проблемы у ИП из-за сотрудничества с самозанятыми в сфере перепродажи товаров?
В качестве индивидуального предпринимателя я рассматриваю возможность сотрудничества с самозанятыми для перепродажи товаров. Однако меня беспокоит, не приведет ли такое сотрудничество к юридическим проблемам, учитывая особенности налогообложения и деятельности самозанятых. Какие меры предосторожности мне следует предпринять?
При сотрудничестве индивидуального предпринимателя с самозанятым (СЗН) необходимо учитывать, что, в соответствии с положениями п. 1, п. 2 ст. 4 закона № 422-ФЗ, плательщики налога на профессиональный доход (НПД) не могут заниматься товарной перепродажей, продавать товары, подлежащие обязательной маркировке или являющиеся подакцизными. Исключение установлено для напитков, содержащих сахар с долей этилового спирта не более 1,2%, в соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 181 НК РФ. Т. о., во избежание проблем следует убедиться, что поставщик, зарегистрированный в качестве плательщика НПД, поставляет ИП товары, реализация которых не запрещена для самозанятых лиц.
Как следует из письма Минфина России от 15.09.2021 № 03-11-11/74629, действующее законодательство позволяет СЗН привлекать к реализации производимых ими товаров посредников (в том числе индивидуальных предпринимателей). Для оформления отношений необходимо заключать договоры поручения, комиссии либо агентские.
Привлечь СЗН для перепродажи продукции, производимой ИП, не получится. При такой перепродаже не применяется НПД, а применению подлежат другие режимы налогообложения.
Следует учитывать, что при вступлении в договорные отношения с самозанятым, который в течение предыдущих двух лет состоял с индивидуальным предпринимателем в трудовых отношениях, специальный налоговый режим по НПД применению не подлежит.
Какие документы необходимы для оформления взаиморасчетов между ИП и самозанятым при оплате за поставку товаров?
Я индивидуальный предприниматель и планирую заключить сделку с самозанятым на поставку товаров. Меня интересует, как правильно оформить взаиморасчеты между нами. Какие документы мне необходимо подготовить и получить от самозанятого, чтобы все было законно и прозрачно для налоговой службы? Хочу убедиться, что мы оба соблюдаем все требования законодательства.
Поставку товара от самозанятого оформите следующими документами:
- договор поставки. Помимо стандартного содержания, в договоре обязательно укажите, что поставщик зарегистрирован в качестве самозанятого и является плательщиком НПД — налога на профессиональный доход. Запросите у него справку от ФНС о такой регистрации;
- счет на оплату. Обязанности выдавать счет у самозанятого нет. Но если вам так спокойнее, пусть предоставит счет с платежными реквизитами, хотя они есть и в договоре;
- чек. После оплаты выдача чека обязательна. Самозанятые не применяют ККТ. Зато у них есть прекрасная альтернатива — приложение «Мой налог». При наличной оплате чек формируется немедленно, при безналичной — предоставляется покупателю в бумажном или электронном виде (как договоритесь) не позднее 9-го числа следующего месяца;
- товарная накладная. Предоставляется, она нужна для оприходования товара. А вот счет-фактуру самозанятый оформлять не вправе.
Самозанятому разрешено продавать только самостоятельно изготовленную продукцию (ст. 4 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Перепродажа чужого товара запрещена! Так что рекомендую включить в договор упоминание о том, что поставщик изготовил продукцию самостоятельно. Учтите, что подакцизную и маркируемую продукцию самозанятый не имеет права продавать ни при каких обстоятельствах.
Читайте также: