На что обратить внимание при составлении эффективного контракта с воспитателем ДОУ
Эффективный контракт с воспитателем ДОУ — это трудовой договор с работником, в котором максимально конкретизированы трудовые функции сотрудника дошкольного учреждения: приведены показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, а также установлен размер и условия получения стимулирующих выплат, которые зависят от результатов труда как отдельно взятого воспитателя, так и учреждения в целом.
Эффективный контракт в ДОУ
Для повышения заинтересованности в улучшении качества подготовки детей в дошкольных муниципальных учреждениях Правительство РФ разработало специальную Программу, направленную на усовершенствование системы оплаты труда педагогов и воспитателей, которая должна быть введена во всех учреждениях.
Эффективный контракт не является новой правовой формой трудового договора, а включает изменения, касающиеся только заработной платы и условий ее выплаты. Главная идея эффективного контракта заключается в реализации дифференцированного подхода к выполняемой трудовой функции и стимулировании повышения качества работы воспитателей. В статье вы найдете образец эффективного контракта с воспитателем ДОУ, а также узнаете все нюансы его оформления.
Нормативная база
Нормативная база эффективного контракта в сфере образования определена следующими правовыми документами:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597;
- госпрограмма «Развитие образования» до 2020 года, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295;
- приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014, в котором утвержден Порядок организации образовательной деятельности по программам дошкольного образования;
- программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере на 2012-2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
- приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н;
- письмо Минобрнауки РФ от 12.09.2013 № НТ-883/17;
- письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
- показатели эффективности деятельности подведомственных государственных и муниципальных учреждений образования, утвержденные органами МСУ.
Согласно п. 5 Приказа № 167н, переход на эффективный контракт рекомендуется осуществлять путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору в порядке ст. 74 ТК РФ: изменение условий труда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий, внесенных в прежний трудовой договор, эффективный контракт воспитатель ДОУ подписывает в том случае, если трудоустраивается впервые.
В соответствии с ч. 2 статьи 74 ТК РФ, о предстоящих изменениях работодатель обязан письменно уведомить работника не позднее чем за 2 месяца. Таким образом, за два месяца до планируемого перехода на эффективный контракт воспитатель должен получить уведомление о соответствующих изменениях условий оплаты труда и ознакомиться с критериями оценки эффективности труда, а также размерами начислений стимулирующих выплат.
В случае отказа бюджетника работать на новых условиях работодатель обязан предложить ему другую имеющуюся в учреждении работу, в том числе нижеоплачиваемую (ч. 3 ст. 74 ТК РФ). Если же сотрудник откажется и от другой вакансии, то работодатель имеет право расторгнуть с ним трудовой договор в одностороннем порядке, выплатив при этом двухнедельное выходное пособие (п.7 ч.1 ст. 77 ТК РФ и ст. 178 ТК РФ).
Показатели эффективности для воспитателей ДОУ
В п. 5 Приказа № 167н указано, что дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.
Механизм и процедуру предоставления стимулирующих выплат необходимо прописать в локальных актах учреждения (в частности, таковым является «Положение об эффективном контракте в ДОУ»). Также вся информация касательно деятельности воспитателей, в соответствии с перечнем показателей эффективности, должна быть размещена в свободном доступе на официальном сайте организации, поскольку является базой для составления эффективного контракта. Примерный перечень показателей и критериев эффективности для воспитателей ДОУ:
Показатель | Индикатор | Значение критерия | Шкала оценивания |
---|---|---|---|
Посещаемость |
Количество детей, которые посещают группу | Выполнение плана по посещаемости |
|
Уменьшение заболеваемости |
Уровень заболеваемости (УЗ) должен быть ниже среднего по ДОУ | УЗ — количество дней, которые дети пропустили из-за болезни |
|
Отсутствие детских травм |
Отсутствие или наличие травм | 5 баллов | |
Участие детей в конкурсах и соревнованиях |
Мероприятия разного уровня, в которых участвовали воспитанники ДОУ | Количество мероприятий |
|
Активное участие воспитателя в общественной жизни |
Посещение и участие квотированных общественных мероприятий вне работы (медицинские осмотры, спортивные состязания) | Документальное подтверждение, список мероприятий |
|
Вовлечение детей в получение допобразования |
Кружки, клубы, экскурсии | Документы, подтверждающие организацию события |
|
Наставничество | Осуществление педагогической помощи коллегам с опытом работы до 3 лет | За каждого педагогического работника — копия приказа | Наставничество за одним педагогическим работником с опытом работы до 5 лет — 5 |
Работа с родителями |
Взаимодействие с родителями воспитанников | За каждую форму работы (например, открытое занятие, совместный досуг), кроме входящих в должностные обязанности | Каждая форма —1 |
Проверка речи детей логопедом в рамках комплектования групп |
Во внерабочее время | Результаты обследования, протокол | 1 раз в конце учебного года — 10 |
Участие воспитателя в конкурсах |
Результативность участия | Документы, подтверждающие участие |
|
Участие в подготовке праздников, досуговых и спортивных мероприятий |
Статус участия воспитателя в мероприятии | Документальное подтверждение участия воспитателя |
|
Своевременное и качественное ведение документации |
Наличие своевременно и качественно оформленной документации группы | План работы на месяц, табели посещаемости, тетрадь инструктажа, протоколы родительских собраний и т. д. |
|
Согласно статье 135 ТК РФ, локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения профсоюза, который должен внести свои предложения по поводу содержания показателей оценки эффективности работы.
По теме читайте: должностная инструкция воспитателя детского сада
Стимулирующие и компенсационные выплаты
Заработная плата воспитателя складывается из нескольких составляющих: базовый оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, а также премии. Стимулирующая часть оклада формируется на основе перечисленных выше показателей эффективности труда воспитателя, а к компенсационным выплатам можно отнести следующие:
Наименование выплаты | Размер выплаты | Фактор, обусловливающий получение выплаты |
---|---|---|
На отдых и оздоровление | 2,5 базовых единиц | один раз в пять лет |
Коэффициент уровня образования | ежемесячно | |
Коэффициент стажа | ежемесячно | |
Коэффициент категории | ежемесячно | |
Коэффициент спецификации работы | ежемесячно | |
Коэффициент за ведомственные и государственные награды | ежемесячно | |
Единовременная выплата молодым специалистам | В соответствии с законодательством | |
Ежемесячная денежная компенсация затрат на проезд на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) — молодым специалистам со стажем педагогической работы до трех лет, являющимся педагогическими работниками |
50 % от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) |
Порядок введения эффективного контракта в ДОУ
Введению эффективного контракта в дошкольном учреждении предшествует обширная административная работы со стороны руководства, которая включает следующие этапы:
- Проведение разъяснительной работы в коллективе (необходимо проинформировать сотрудников обо всех нововведениях, связанных с и кадры ознакомить их в нормативно-правовыми актами, ответить на все интересующие вопросы).
- Создание в ДОУ специальной комиссии, которая займется организацией процесса перехода на эффективные контракты в учреждении.
- Разработка показателей эффективности труда для разных категорий сотрудников ДОУ.
- Внесение изменений в локальные акты (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.).
- Подготовка и внесение изменений в трудовые договоры работников (конкретизация трудовых функций и фиксация новой системы оплаты труда). Следует ориентироваться на Приложение № 3 к Программе № 2190-р.
- Выдача уведомлений об изменении условий трудового договора.
- Заключение допсоглашений с работниками ДОУ.
Внедрение новой системы позволит не только улучшить уровень качества образовательных услуг, но и повысить престижность и привлекательность профессий воспитателей и педагогов дошкольного образования.
Комментарий специалиста
Ольга Иванова. Профессиональный педагог-логопед. Владелец детского развивающего центра «7 ПЯДЕЙ».
На что обратить внимание при составлении эффективного контракта с воспитателем ДОУ? По моему мнению ( и опыту), нужно обязательно прописать ожидания от сотрудника со стороны работодателя. Зачастую эта составляющая очень отличается с обоих сторон. Должны быть обязательно прописаны:
1. Основные функции сотрудника ( в данном случае —– воспитателя): это присмотр и уход за детьми определенного возраста и количества, их воспитание или образование (развитие). Это разные функции сотрудника, и они требуют разных энергетических, временных и интеллектуальных затрат. Также сотрудник может в качестве приоритетной выбрать одну функцию, например, присмотр (т.е. чтобы все были живы-здоровы, сыты и в чистой опрятной одежде), а работодатель ожидает от воспитателя активных развивающих и обучающих занятий или воспитательных игр и других мероприятий.
2. Дополнительные функции сотрудника : участие в мероприятиях / участие в подготовке и проведении мероприятий ( праздники, родительские собрания, досуговые мероприятия); выполнение дополнительных программ / участие в составлении планов и конспектов дополнительных программ (например, по экологическому воспитанию детей); дополнительная работа (например: изготовление пособий и оборудования для занятий, систематизация имеющегося оборудования и пособий и т.д).
3. Мотивация сотрудника: возможность повышения квалификации за счет учреждения; процентное (в денежном выражении) поощрение сотрудника за выполнение определенных показателей (например, за наполняемость группы —– чем больше детей посещают группу — тем выше процент поощрения. В государственных ДОУ воспитатель зачастую заинтересован в обратном положении дел — так проще и легче работать); социальная поддержка сотрудника: подарки детям на Новый год, возможность отдыха ребенка в лагере, участия ребенка сотрудника в мероприятиях и т.д
4. Важно указать, чего НЕ должен делать сотрудник (очень важная составляющая!): например, давать детям угощение от родителей других детей без ведома администрации, высказывать оценочные (сравнительные) суждения по поводу развития детей, отпускать детей с несовершеннолетними и т.д. Здесь каждое ДОУ увидит свои интересы.
Договор с воспитателем
Дополнительное соглашение
Эффективный контракт с делопроизводителем в ДОУ
Дополнительно:
Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597
Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р
Приказ Минтруда России от 26.04.2013 N 167н
<Письмо> Минобрнауки России от 20.06.2013 N АП-1073/02
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014
<Письмо> Минобрнауки России от 12.09.2013 N НТ-883/17
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295
Статья 135 ТК РФ. Установление заработной платы
Статья 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора