Комиссия по урегулированию конфликта интересов

Комиссия по конфликту интересов на госслужбе — это специально созданный коллегиальный орган, который рассматривает вопросы соблюдения установленных законом требований к служебному поведению чиновников и занимается предотвращением и урегулированием конфликта интересов.

Содержание

Для чего нужна и чем предусмотрена

Чтобы предотвратить возможные злоупотребления со стороны чиновников в своих личных интересах или интересах своего близкого окружения, ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает создание специального коллегиального органа, название которого — комиссия по урегулированию конфликта интересов на государственной службе.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции", под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность чиновника влияет или в состоянии повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Личной заинтересованностью трактуется возможность получения доходов или иной выгоды как самим госслужащим, так и его окружением (члены семьи, друзья, родственники либо организации, с которыми чиновник или его близкие связаны имущественными или корпоративными отношениями).

В течение 10 дней с момента, как поступили материалы для проведения, председатель организует заседание комиссии по урегулированию конфликта интересов. Фактическая дата проведения не должна превышать 20 дней с даты поступления информации.

Пример

Врио министра сельского хозяйства субъекта РФ на основании заявок председателя сельскохозяйственного кооператива обеспечил предоставление субсидий этому кооперативу на общую сумму свыше 10 млн руб. Впоследствии выяснилось, что сестра врио министра является членом этого кооператива и получает доход от его деятельности, но чиновник своевременно не подал в соответствующую комиссию уведомление о конфликте интересов. В результате врио министра освобожден от должности в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. (По материалам Обзора правоприменительной практики Минтруда России.)

Как организуется

В организации комиссия по рассмотрению конфликта интересов образуется правовым актом соответствующего государственного органа, которым утверждается состав комиссии и порядок ее работы. Общие принципы формирования комиссии и ее деятельности определены специальным положением, утвержденным указом президента РФ (см. указ президента РФ от 01.07.2010 № 821). В такой коллегиальный орган должны входить:

  • заместитель руководителя госоргана;
  • руководитель подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо, ответственное за такую работу;
  • сотрудники кадровой службы, юридического или других подразделений;
  • независимые эксперты — лица, не являющиеся сотрудниками этого госоргана (минимум 1/4 от общего числа членов).

Также в состав комиссии включаются представители общественного совета, ветеранской и профсоюзной организаций.

Полномочия

На заседание комиссии по конфликту интересов выносятся следующие вопросы:

  • материалы проверок: сведения о доходах (расходах, имуществе), о несоблюдении требований к служебному поведению или о непринятии мер предупреждения коррупции;
  • обращения госслужащих о согласовании работы в организациях, в отношении которых они выполняли контрольные функции;
  • заявление о невозможности предоставить сведения о доходах либо имуществе своей семьи или о невозможности выполнить требования о запрете иметь счета;
  • уведомление госслужащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит к конфликту интересов;
  • сообщение организации о работе в ней бывшего чиновника, которому было отказано в согласовании такой работы или он вовсе не обращался за таким согласованием.

Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях, административных нарушениях, анонимные обращения и не проверяет, соблюдает ли госслужащий служебную дисциплину. Также достаточно странно выглядит норма о том, какие решения комиссии по конфликту интересов обязательны для исполнения. К таким обязательным решениям относится только дача разрешения или отказ бывшему госслужащему работать в иной организации. В отношении действующих чиновников решения комиссии носят рекомендательный характер и не налагают ни на госслужащего, ни на его руководство каких-либо обязанностей (п. 30 положения).

Порядок работы

На заседании должны присутствовать минимум 2/3 членов комиссии, один из них — независимый эксперт. Как правило, заседание проводится в присутствии самого госслужащего, в отношении которого рассматривается вопрос. Комиссия изучает все материалы и выслушивает пояснения участников. Решения принимают тайным голосованием большинством голосов. По результатам голосования оформляют протокол, который подписывают все члены комиссии, принимавшие участие в заседании. Копию протокола в течение семи дней направляют руководителю госоргана, госслужащему и иным заинтересованным лицам.

Образец протокола комиссии по урегулированию конфликта интересов