Документация по охране труда
Документация по охране труда на предприятии — это локальные нормативные акты работодателя, которые регламентируют всю систему управления безопасности охраны труда от санитарии до технологических карт выполнения опасных работ.
Общие требования
Действующее законодательство возлагает на всех работодателей обязанность обеспечить безопасные условия работы для своих сотрудников, и утверждение соответствующей документации — одно из основных условий.
Однозначно ответить на вопрос, какие документы должны быть в организации по охране труда в 2020, сложно: каждая организация самостоятельно разрабатывает документацию, исходя из специфики своей деятельности. Соответственно, нормативно-правовые документы по ОТ тоже индивидуальны для каждой компании. Но у всех организаций должны быть документы по СУОТ, СОУТ, журналы, документы по обучению.
Существуют и базовые требования, которые следует выполнить на каждом предприятии:
- назначить ответственного специалиста;
- проводить периодический медосмотр сотрудников, если этого требует законодательство;
- обеспечить персонал необходимыми средствами защиты и спецодеждой;
- выявлять вредные и опасные факторы;
- разработать программу обучения и способы проверки знаний правил безопасности (для работников).
Актуальные документы по охране труда на предприятии с образцами 2020 представлены для скачивания в конце статьи.
Когда создают службу ОТ
В соответствии со статьей 217 ТК РФ, такое подразделение необходимо создать и установить перечень документации по охране труда на предприятии 2020, если штат составляет более 50 человек.
Однако стоит обратить внимание на любопытный нюанс. В соответствии с разъяснениями Минтруда (письмо № 15-2/ООГ-2136 от 10.06.2016), к производственной относится любая деятельность по созданию материальных благ и оказанию услуг.
Таким образом, даже если ваша компания не занимается непосредственно производством, а выполняет какие-либо работы либо оказывает услуги, то она все равно является производственным предприятием.
Отсюда вывод: в любой организации, в которой работают более 50 человек, следует сформировать службу или хотя бы ввести должность соответствующего специалиста. Кроме того, необходимо изучить перечень документов по охране труда на предприятии с образцами 2020 и выбрать подходящие для конкретной компании.
В остальных случаях такое подразделение создавать необязательно, как и назначать ответственное за безопасность лицо. Если сотрудников меньше 50, то обычно эту функцию выполняет руководитель.
Основная документация
Поскольку законодательством не сформирован перечень обязательных документов по охране труда в организации, следует ориентироваться на общие требования. Итак, в организации необходимо разработать следующие акты:
- приказ о создании службы ОТ. Если эти функции исполняет руководитель, тоже издается приказ. Рекомендации по организации службы утверждены постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14;
- инструкции по безопасности в отношении конкретных должностей;
- правила проведения инструктажей, их программа и журнал регистрации;
- протоколы проверки знаний персонала;
- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
- документация о прохождении сотрудниками обязательных медицинских осмотров, если работа подразумевает предварительный и периодические медосмотры;
- документация о специальной оценке рабочих мест;
- порядок выдачи средств индивидуальной защиты;
- порядок обучения руководителя, если руководитель лично отвечает за ОТ в организации.
Это краткий перечень необходимых документов по охране труда в организации на 2020 год и последующие.
Ответственность работодателя
Статья 5.27.1 КоАП РФ устанавливает штрафы за нарушение правил безопасности — по общему правилу они составляют от 50 000 до 80 000 рублей. В ряде случаев установлены другие размеры санкций:
- за нарушение порядка проведение СОУТ — от 60 000 до 80 000 рублей;
- за допуск к работе без специального обучения — от 110 000 до 130 000 рублей;
- за отсутствие у работников средств защиты — от 130 000 до 150 000 рублей.