Должностная инструкция директора предприятия
Должностная инструкция директора предприятия — это внутренний документ организации, определяющий задачи, функции, права и ответственность её руководителя. Процедура оформления инструкции на директора отличается от порядка подготовки должностной инструкции на рядового сотрудника. Какие основные особенности необходимо учесть и какие требования нужно соблюдать при составлении подобного документа на руководителя организации? Рассказываю.
Требования к должностной инструкции директора предприятия
Несмотря на то что я имею большой стаж работы в должности юриста, мне никогда не приходилось составлять должностную инструкцию (ДИ) на главное лицо предприятия — директора. Однако я неоднократно оформляла подобные документы в отношении других работников, в том числе и на сотрудников из руководящего состава организации.
В первую очередь стоит отметить то, что такой документ, как должностная инструкция, не является обязательным.
Основной документ, необходимый для оформления отношений между сотрудником и работодателем, — это трудовой договор.
Законодательством установлено, что в трудовой договор в обязательном порядке включаются трудовые функции сотрудника (ст. 57 ТК РФ).
Исходя из моей практики, хочу отметить, что чаще всего в трудовой договор включаются общие обязанности сотрудника, а потом уже их конкретное описание излагается в ДИ.
Подробнее: как заключить трудовой договор с директором
ДИ обычного сотрудника утверждается руководителем организации. Порядок же её утверждения в отношении руководителя зависит от организационно-правовой формы предприятия.
Например, в ООО ДИ утверждает общее собрание участников, или совет директоров, или единственный участник общества (ст. 40 № 14-ФЗ от 08.02.1998); в бюджетном учреждении — учредитель (ч. 4 ст. 123.21 ГК РФ).
Давайте разберём основные требования, которые необходимо учесть при составлении ДИ на руководителя:
- ДИ должна составляться на понятном и доступном языке, чтобы руководитель предприятия и другие заинтересованные лица могли легко понять прописанные в ней должностные обязанности и полномочия;
- в ДИ прописываются все основные аспекты работы руководителя, включая его обязанности, права, ответственность, порядок подчинения и взаимодействия с другими структурными подразделениями;
- положения ДИ должны соответствовать действующему законодательству и внутренним локальным актам компании;
- в документ следует включать условия, содержащие ясные критерии оценки результатов работы руководителя и механизмы контроля за его деятельностью;
- ДИ необходимо регулярно обновлять и корректировать в соответствии с изменениями, происходящими как на законодательном уровне, так и внутри самой организации.
Вам будет интересно узнать: может ли генеральный директор работать без зарплаты
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кто утверждает и подписывает должностные инструкции в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Структура должностной инструкции директора предприятия
При составлении ДИ целесообразно воспользоваться профессиональными стандартами, разработанными в отношении отдельных категорий сотрудников.
Например, для руководителя предприятия питания действует профессиональный стандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 07.05.2015 № 281н; для руководителя сети гостиниц — профстандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 07.05.2015 № 282н.
В большинстве случаев применение профессиональных стандартов обязательным не является, но содержащиеся в них сведения о квалификационных требованиях сотрудников и их трудовых функциях использовать полезно.
В ДИ рекомендуется включать следующие основные положения:
- На титульном листе необходимо отразить: наименование документа, должность, в отношении которой он разработан, отметку об утверждении документа, год и место его составления, наименование и реквизиты предприятия.
- Первый раздел — общие положения. В данном разделе следует указать: цели и задачи ДИ; квалификационные требования, предъявляемые к руководителю; порядок назначения на должность; основные документы, которыми руководствуется директор при выполнении своей работы; сведения о лице, заменяющем сотрудника в случае его отсутствия.
- Второй раздел — обязанности сотрудника. При заполнении данного раздела рекомендуется воспользоваться профстандартами.
- Третий раздел — права работника.
- Четвертый — ответственность руководителя.
- И последний раздел — это заключительные положения, содержащие сведения о порядке ознакомления сотрудника с документом, и другие условия на усмотрение уполномоченного лица организации.
Подробнее: что входит в обязанности генерального директора организации
При приеме на работу руководителя необходимо ознакомить с ДИ. Ознакомление осуществляется путем проставления сотрудником подписи в листе ознакомления с документом или на самом документе с указанием даты, когда руководитель с ним ознакомился.
Пример должностной инструкции директора предприятия
Предлагаю шаблон должностной инструкции руководителя:
Общество с ограниченной ответственностью «_________________» У Т В Е Р Ж Д А Ю Председатель совета директоров ______________/_________________/ «______» _________ 202___ г. м.п. № ___________________ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ генерального директора ________________________________ _________ год 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность генерального директора (далее — «Директор») в обществе с ограниченной ответственностью «____________» (далее — «Общество»). 1.2. Директор относится к категории руководителей. 1.3. Директор назначается на должность и освобождается от должности по решению совета директоров Общества. 1.4. Директор подчиняется непосредственно совету директоров Общества. 1.5. На должность Директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю Общества отрасли не менее пяти лет. Директор должен знать: 1.5.1. Профиль, специализацию и особенности структуры Общества и его подразделений. 1.5.2. Действующие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Московской области, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность Общества. 1.5.3. Основы трудового законодательства Российской Федерации. 1.5.4. Устав Общества. 1.5.5. Правила внутреннего трудового распорядка, действующие в Обществе. 1.5.6. Стандарты, регламентирующие функционирование системы управления промышленной и транспортной безопасностью, охраной труда и окружающей среды в Обществе. 1.5.7. Правила и нормы пожарной безопасности и охраны труда. 1.5.8. Основы документооборота и делопроизводства. 1.5.9. Настоящую Должностную инструкцию. 1.6. На время отсутствия Директора (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом Директора, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. 2. Должностные обязанности Директора Общества К обязанностям Директора Общества относятся: 2.1. Руководство текущей деятельностью Общества, согласно требованиям действующего законодательства. 2.2. Осуществление текущего и перспективного планирования работ для обеспечения эффективной работы Общества. 2.3. Организация работы и принятие мер, направленных на эффективное взаимодействие всех структурных подразделений Общества, в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли Общества. 2.4. Организация и контроль работы подчиненных ему работников в рамках действующих положений о подразделениях Общества и должностных инструкций работников. 2.5. Контроль за рациональным использованием ресурсов Общества, в том числе финансовых и трудовых. 2.6. Защита имущественных интересов Общества в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, органах государственной власти и управления. 2.7. Организация выполнения решений общего собрания Общества и совета директоров. 2.8. Решение всех вопросов деятельности Общества, кроме тех, которые уставом отнесены к компетенции общего собрания участников Общества. 2.9. Приём и увольнение сотрудников в соответствии со штатным расписанием. Применение мер поощрения работников и наложение дисциплинарных взысканий. 2.10. Определение условий и размера оплаты труда работников Общества. 2.11. Утверждение Правил внутреннего трудового распорядка Общества и должностных инструкций работников Общества. 3. Права Директора Общества Директор имеет право: 3.1. Действовать без доверенности от имени Общества. 3.2. В установленном законом порядке представлять интересы Общества в органах государственной власти, общественных и коммерческих организациях по вопросам, относящимся к деятельности Общества. 3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей и вносить на рассмотрение совета директоров Общества предложения по улучшению деятельности Общества. 3.4. Осуществлять взаимодействие с руководителями подразделений Общества. 3.5. В пределах своей компетенции рассматривать, визировать и подписывать приказы, распоряжения, письма и другие документы в рамках предоставленных Директору полномочий. 3.6. Открывать в банковских организациях расчетные и другие счета. 3.7. Принимать решения о приеме сотрудников в Общество, об их увольнении, о применении к сотрудникам мер дисциплинарного взыскания. Заключать трудовые договоры. 3.8. Получать в установленном порядке от подразделений Общества необходимую информацию и документы для качественного и своевременного выполнения своих должностных обязанностей. 3.9. Давать в установленном порядке подразделениям разъяснения и рекомендации по выполнению решений, принятых в Обществе. 3.10. Привлекать к выполнению возложенных на Директора задач нижестоящих руководителей и сотрудников Общества. 3.11. Участвовать в работе по подготовке, заключению и контролю выполнения договорных обязательств, соглашений и контрактов, связанных с деятельностью Общества. 3.12. Организовывать и проводить совещания по вопросам, относящимся к деятельности Общества. 3.13. Вносить предложения о внесении изменений и дополнений в настоящую должностную инструкцию, об изменении структуры и штатов подразделений Общества, приеме, переводе и увольнении его работников, повышении квалификации, установлении им должностных окладов, применении мер материального и морального поощрения. 3.14. Вести переписку со сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию Общества. 3.15. Информировать нижестоящее руководство обо всех выявленных в пределах своей компетенции недостатках и вносить предложения по их устранению. 4. Ответственность Директора Директор несет ответственность: 4.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений, других организационно-распорядительных и нормативных документов Общества. 4.2. За нарушение требований в области пожарной безопасности, охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка. 4.3. За несоблюдение в рамках осуществления своей деятельности норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работников, в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством, законодательством о персональных данных. 4.4. За причинение материального ущерба в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 4.5. За последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных действующим законодательством, уставом Общества, иными нормативно-правовыми актами. 5. Заключительные положения 5.1. Настоящая инструкция разработана с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. 5.2. Ознакомление Директора с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу. Факт ознакомления Директора с настоящей должностной инструкцией подтверждается ___________________________________________. СОГЛАСОВАНО: Начальник правового отдела _____________/______________ (подпись, Ф.И.О.) Начальник отдела кадров _____________/______________ (подпись, Ф.И.О.) С настоящей инструкцией ознакомлен, один экземпляр настоящей должностной инструкции получил на руки. _______________/____________________/ «____» ___________ 20___ год |
И пример его заполнения:
Читайте также:
Часто задаваемые вопросы по оформлению должностной инструкции директора организации
-
Кто готовит ДИ на руководителя?
Перечень лиц, на которых возложена эта обязанность, законодательством не установлен. На практике подготовка данного документа осуществляется при участии юристов и кадровиков, по решению руководства компании или согласно порядку, если такой установлен внутренними локальными документами организации.
-
Какие основные требования к оформлению подобного документа возложены на руководителя предприятия?
При оформлении ДИ необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к подобного рода документам. Вот некоторые из них: четкость и ясность, полнота, соответствие законодательству, актуальность.
-
Кто утверждает должностную инструкцию директора предприятия?
Порядок утверждения зависит от организационно-правовой формы организации. В ООО это будет общее собрание участников, или совет директоров, или единственный участник общества; в бюджетном учреждении — учредитель.
-
Допустимо ли использовать профессиональные стандарты при разработке ДИ на руководителя?
Законом не запрещено при подготовке рассматриваемого документа использовать профстандарты, более того, в отдельных случаях их использование является обязательным (ст. 195.3 ТК РФ).