Должностная инструкция директора предприятия

Должностная инструкция директора предприятия — это внутренний документ организации, определяющий задачи, функции, права и ответственность её руководителя. Процедура оформления инструкции на директора отличается от порядка подготовки должностной инструкции на рядового сотрудника. Какие основные особенности необходимо учесть и какие требования нужно соблюдать при составлении подобного документа на руководителя организации? Рассказываю.

Содержание

Требования к должностной инструкции директора предприятия

Несмотря на то что я имею большой стаж работы в должности юриста, мне никогда не приходилось составлять должностную инструкцию (ДИ) на главное лицо предприятия — директора. Однако я неоднократно оформляла подобные документы в отношении других работников, в том числе и на сотрудников из руководящего состава организации.

В первую очередь стоит отметить то, что такой документ, как должностная инструкция, не является обязательным.

Основной документ, необходимый для оформления отношений между сотрудником и работодателем, — это трудовой договор.

Законодательством установлено, что в трудовой договор в обязательном порядке включаются трудовые функции сотрудника (ст. 57 ТК РФ).

Исходя из моей практики, хочу отметить, что чаще всего в трудовой договор включаются общие обязанности сотрудника, а потом уже их конкретное описание излагается в ДИ.

Подробнее: как заключить трудовой договор с директором

ДИ обычного сотрудника утверждается руководителем организации. Порядок же её утверждения в отношении руководителя зависит от организационно-правовой формы предприятия.

Например, в ООО ДИ утверждает общее собрание участников, или совет директоров, или единственный участник общества (ст. 40 № 14-ФЗ от 08.02.1998); в бюджетном учреждении — учредитель (ч. 4 ст. 123.21 ГК РФ).

Давайте разберём основные требования, которые необходимо учесть при составлении ДИ на руководителя:

  • ДИ должна составляться на понятном и доступном языке, чтобы руководитель предприятия и другие заинтересованные лица могли легко понять прописанные в ней должностные обязанности и полномочия;
  • в ДИ прописываются все основные аспекты работы руководителя, включая его обязанности, права, ответственность, порядок подчинения и взаимодействия с другими структурными подразделениями;
  • положения ДИ должны соответствовать действующему законодательству и внутренним локальным актам компании;
  • в документ следует включать условия, содержащие ясные критерии оценки результатов работы руководителя и механизмы контроля за его деятельностью;
  • ДИ необходимо регулярно обновлять и корректировать в соответствии с изменениями, происходящими как на законодательном уровне, так и внутри самой организации.
Вам будет интересно узнать: может ли генеральный директор работать без зарплаты

Структура должностной инструкции директора предприятия

При составлении ДИ целесообразно воспользоваться профессиональными стандартами, разработанными в отношении отдельных категорий сотрудников.

Например, для руководителя предприятия питания действует профессиональный стандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 07.05.2015 № 281н; для руководителя сети гостиниц — профстандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 07.05.2015 № 282н.

В большинстве случаев применение профессиональных стандартов обязательным не является, но содержащиеся в них сведения о квалификационных требованиях сотрудников и их трудовых функциях использовать полезно.

ВАЖНО!
Трудовым кодексом установлены случаи, когда применение профессиональных стандартов является обязательным. Так, если ТК РФ или другими нормативно-правовыми актами нашей страны установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то в данном случае в части указанных требований применение профстандартов является обязательным (ст. 195.3 ТК РФ).

В ДИ рекомендуется включать следующие основные положения:

  1. На титульном листе необходимо отразить: наименование документа, должность, в отношении которой он разработан, отметку об утверждении документа, год и место его составления, наименование и реквизиты предприятия.
  2. Первый раздел — общие положения. В данном разделе следует указать: цели и задачи ДИ; квалификационные требования, предъявляемые к руководителю; порядок назначения на должность; основные документы, которыми руководствуется директор при выполнении своей работы; сведения о лице, заменяющем сотрудника в случае его отсутствия.
  3. Второй раздел — обязанности сотрудника. При заполнении данного раздела рекомендуется воспользоваться профстандартами.
  4. Третий раздел — права работника.
  5. Четвертый — ответственность руководителя.
  6. И последний раздел — это заключительные положения, содержащие сведения о порядке ознакомления сотрудника с документом, и другие условия на усмотрение уполномоченного лица организации.
Подробнее: что входит в обязанности генерального директора организации

При приеме на работу руководителя необходимо ознакомить с ДИ. Ознакомление осуществляется путем проставления сотрудником подписи в листе ознакомления с документом или на самом документе с указанием даты, когда руководитель с ним ознакомился.

Пример должностной инструкции директора предприятия

Предлагаю шаблон должностной инструкции руководителя:

Общество с ограниченной ответственностью

«_________________»

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Председатель совета директоров

______________/_________________/

«______» _________ 202___ г.

м.п.

№ ___________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

генерального директора

________________________________

_________ год

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность генерального директора (далее — «Директор») в обществе с ограниченной ответственностью «____________» (далее — «Общество»).

1.2. Директор относится к категории руководителей.

1.3. Директор назначается на должность и освобождается от должности по решению совета директоров Общества.

1.4. Директор подчиняется непосредственно совету директоров Общества.

1.5. На должность Директора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю Общества отрасли не менее пяти лет.

Директор должен знать:

1.5.1. Профиль, специализацию и особенности структуры Общества и его подразделений.

1.5.2. Действующие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Московской области, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность Общества.

1.5.3. Основы трудового законодательства Российской Федерации.

1.5.4. Устав Общества.

1.5.5. Правила внутреннего трудового распорядка, действующие в Обществе.

1.5.6. Стандарты, регламентирующие функционирование системы управления промышленной и транспортной безопасностью, охраной труда и окружающей среды в Обществе.

1.5.7. Правила и нормы пожарной безопасности и охраны труда.

1.5.8. Основы документооборота и делопроизводства.

1.5.9. Настоящую Должностную инструкцию.

1.6. На время отсутствия Директора (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом Директора, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности Директора Общества

К обязанностям Директора Общества относятся:

2.1. Руководство текущей деятельностью Общества, согласно требованиям действующего законодательства.

2.2. Осуществление текущего и перспективного планирования работ для обеспечения эффективной работы Общества.

2.3. Организация работы и принятие мер, направленных на эффективное взаимодействие всех структурных подразделений Общества, в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли Общества.

2.4. Организация и контроль работы подчиненных ему работников в рамках действующих положений о подразделениях Общества и должностных инструкций работников.

2.5. Контроль за рациональным использованием ресурсов Общества, в том числе финансовых и трудовых.

2.6. Защита имущественных интересов Общества в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах, органах государственной власти и управления.

2.7. Организация выполнения решений общего собрания Общества и совета директоров.

2.8. Решение всех вопросов деятельности Общества, кроме тех, которые уставом отнесены к компетенции общего собрания участников Общества.

2.9. Приём и увольнение сотрудников в соответствии со штатным расписанием. Применение мер поощрения работников и наложение дисциплинарных взысканий.

2.10. Определение условий и размера оплаты труда работников Общества.

2.11. Утверждение Правил внутреннего трудового распорядка Общества и должностных инструкций работников Общества.

3. Права Директора Общества

Директор имеет право:

3.1. Действовать без доверенности от имени Общества.

3.2. В установленном законом порядке представлять интересы Общества в органах государственной власти, общественных и коммерческих организациях по вопросам, относящимся к деятельности Общества.

3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей и вносить на рассмотрение совета директоров Общества предложения по улучшению деятельности Общества.

3.4. Осуществлять взаимодействие с руководителями подразделений Общества.

3.5. В пределах своей компетенции рассматривать, визировать и подписывать приказы, распоряжения, письма и другие документы в рамках предоставленных Директору полномочий.

3.6. Открывать в банковских организациях расчетные и другие счета.

3.7. Принимать решения о приеме сотрудников в Общество, об их увольнении, о применении к сотрудникам мер дисциплинарного взыскания. Заключать трудовые договоры.

3.8. Получать в установленном порядке от подразделений Общества необходимую информацию и документы для качественного и своевременного выполнения своих должностных обязанностей.

3.9. Давать в установленном порядке подразделениям разъяснения и рекомендации по выполнению решений, принятых в Обществе.

3.10. Привлекать к выполнению возложенных на Директора задач нижестоящих руководителей и сотрудников Общества.

3.11. Участвовать в работе по подготовке, заключению и контролю выполнения договорных обязательств, соглашений и контрактов, связанных с деятельностью Общества.

3.12. Организовывать и проводить совещания по вопросам, относящимся к деятельности Общества.

3.13. Вносить предложения о внесении изменений и дополнений в настоящую должностную инструкцию, об изменении структуры и штатов подразделений Общества, приеме, переводе и увольнении его работников, повышении квалификации, установлении им должностных окладов, применении мер материального и морального поощрения.

3.14. Вести переписку со сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию Общества.

3.15. Информировать нижестоящее руководство обо всех выявленных в пределах своей компетенции недостатках и вносить предложения по их устранению.

4. Ответственность Директора

Директор несет ответственность:

4.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, приказов, распоряжений, других организационно-распорядительных и нормативных документов Общества.

4.2. За нарушение требований в области пожарной безопасности, охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка.

4.3. За несоблюдение в рамках осуществления своей деятельности норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работников, в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством, законодательством о персональных данных.

4.4. За причинение материального ущерба в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.5. За последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных действующим законодательством, уставом Общества, иными нормативно-правовыми актами.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящая инструкция разработана с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

5.2. Ознакомление Директора с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу.

Факт ознакомления Директора с настоящей должностной инструкцией подтверждается ___________________________________________.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник правового отдела _____________/______________ (подпись, Ф.И.О.)

Начальник отдела кадров _____________/______________ (подпись, Ф.И.О.)

С настоящей инструкцией ознакомлен, один экземпляр настоящей должностной инструкции получил на руки.

_______________/____________________/

«____» ___________ 20___ год

И пример его заполнения:

Читайте также:

Часто задаваемые вопросы по оформлению должностной инструкции директора организации

В 2005 году закончила Государственную Классическую Академию, по специальности "Юриспруденция". Стаж работы юристом 19 лет. С 2015 г. работаю в бюджетном учреждении, веду гражданские дела, дела об административных правонарушениях, земельные спор