Как заполнить бухгалтерский баланс за 2024 год

Главный финансовый отчет, обязательный для всех российских организаций, — это годовой бухгалтерский баланс (форма 1). Ежегодно его сдают до 31 марта вместе с приложениями. Но некоторые организации вправе направлять в налоговые органы упрощенную форму баланса.

Содержание

В соответствии с требованиями Федерального закона № 402 от 06.12.2011 все организации обязаны вести учет и формировать по итогам года финансовую (бухгалтерскую) отчетность. В пакет, который по итогам года сдают в ФНС, а на протяжении года предоставляют владельцам организаций по запросу, входит бухгалтерский баланс. Разберемся, какой бланк используют для его составления за 2024 год, какие особенности имеет этот отчет и что такое «актив» и «пассив».

Немного теории: что такое бухгалтерский баланс и зачем он нужен

Правила раскрытия информации в бухгалтерском балансе

Бухгалтерский баланс за 2024 год сдают по правилам, утвержденным в ПБУ 4/99. С 2025 года вступает в силу новый федеральный стандарт — ФСБУ 4/2023, утв. Приказом Минфина России от 04.10.2023 № 157н. Освежить в памяти все важные изменения для составления отчетности за 2024 год помогут Рекомендации аудиторским организациям из приложения к Письму Минфина России № 07-04-09/128024 от 18.12.2024.

Напомним про положения некоторых ФСБУ:

Подробнее: перечень действующих ФСБУ

Согласно нормативным требованиям ПБУ 4/99, система бухгалтерской отчетности является информационным инструментом, который позволяет получать данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия как внутренним управленческим структурам, так и внешним пользователям отчетности.

Где взять бланк бухгалтерского баланса за 2024 год и когда его сдавать

Унифицированный бланк бухбаланса в 2025 году (код 0710001 по ОКУД) и приложения к нему утверждены Приказом Минфина № 66н от 02.07.2010. Бланк из Приказа № 66н последний раз применяется для сдачи отчетности за 2024 г. С 2025 г. отчет будет сформирован с учетом правил ФСБУ 4/2023.

ВАЖНО!
Срок сдачи бухгалтерского баланса за 2024 год — 31 марта 2025 г.

Используют полную отчетную форму не все юридические лица. Для представителей малого бизнеса и иных категорий, указанных в ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011, предусмотрена упрощенная форма отчетности, включающая в себя существенно укороченный баланс. В урезанном бланке отсутствует много строк, предусмотренных в полной версии. Пояснения требуются в обоих случаях. Они в основной бланк отчета не входят и составляются произвольным образом с расшифровкой необходимых строк и показателей.

Подробнее: как сдать бухгалтерскую финансовую отчетность по упрощенной форме

Какие данные включают в разделы «Актив» и «Пассив» бухгалтерского баланса

Любой бухгалтерский баланс организации, как полный, так и сокращенный, всегда состоит из двух равных частей:

  1. Актив.
  2. Пассив.

Именно из-за того, что эти две части всегда равны друг другу, документ и получил свое название.

В активе отражаются:

  • стоимость основных средств организации;
  • стоимость прочего принадлежащего ей имущества (материалы, сырье, товары, готовая продукция и т. д.);
  • задолженность перед организацией контрагентов (дебиторская задолженность);
  • нематериальные ценности;
  • денежные средства на счетах в банках и в обороте.
ВАЖНО!
Строки баланса заполняются с учетом существенности показателей. Счет 01 включает не только собственные основные средства организации, на субсчете 01.03 учитывается лизинговое имущество. Если балансовая стоимость предметов лизинга значительная, то выделите ее в отдельную строку в составе основных средств.

Пассив отражает все обязательства компании и привлеченные средства (кредиты, инвестиции, вклады). В него входят кредиторская задолженность и расходы. Все данные имеют жесткую привязку к другим бухгалтерским документам и главной книге.

Порядок заполнения бухгалтерского баланса за 2024 год

Все организации заполняют бухгалтерский баланс по форме, утвержденной законодательно. Отчет состоит из титульной части и пяти разделов:

  • раздел I «Внеоборотные активы», в котором следует указать остаточную стоимость основных средств компании, стоимость нематериальных активов, долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы;
  • раздел II «Оборотные активы» группирует счета, содержащие информацию о товарных запасах. Здесь указывают сальдо по краткосрочным финансовым вложениям, дебиторской задолженности и остаткам денег в кассе и на банковских счетах;
  • раздел III «Капитал и резервы» предназначен для указания сведений о суммах уставного и прочих капиталов, здесь же следует указать сумму нераспределенной прибыли или непокрытого убытка;
  • раздел IV «Долгосрочные обязательства» содержит информацию о суммах долгосрочных займов и прочих обязательств компании;
  • раздел V «Краткосрочные обязательства» содержит сведения о сумме кредитов и займов, полученных на срок до одного года, и кредиторской задолженности.

Два первых раздела — актив баланса, а остальные — пассив. Заполняйте данные на основании сальдо на требуемую дату. Некоторые строки содержат сведения сразу по нескольким счетам.

Например, при расчетах с покупателями формируются предоплата или задолженность. В зависимости от этого сумма отразится или в активе, или в пассиве (в составе дебиторской или кредиторской задолженности). Для детализации данных используется пояснительная записка.
Может пригодиться: как составить пояснительную записку к бухгалтерскому балансу

Рассмотрим, как выглядит пример бухгалтерского баланса в Ворде (вы вправе составлять в другом формате) за 2024 год с пошаговыми рекомендациями по составлению.

Шаг 1

В титульной части пишем дату, на которую указаны сведения, наименование организации, адрес и все коды (ИНН, ОКПО). Также следует указать организационно-правовую форму и вид деятельности в соответствии с новым ОКВЭД.

Расскажу о неприятном случае из практики моей коллеги. Главному бухгалтеру одной компании предстояло сдать отчетность, но руководство до последнего момента откладывало выбор аудиторской фирмы. Когда до дедлайна остался всего день, а вопрос так и не был решен, женщина обратилась в налоговую за советом.

В инспекции предложили два варианта действий:

  1. Не заполнять поля об аудиторе, указав причину в пояснениях при сдаче.
  2. В случае технических ограничений системы внести данные прошлогоднего аудитора, а после заключения договора с новой аудиторской компанией предоставить уточненный баланс.

Эта ситуация заставила задуматься о важности своевременного планирования. Мораль истории проста: не стоит откладывать на последний момент заключение договора с аудиторами. Разумнее заранее позаботиться о проверке отчетности профессионалами, чтобы избежать спешки и неопределенности в конце отчетного периода.

Шаг 2

Сальдо по всем счетам и разделам в годовом отчете указывается за три года:

  • текущее;
  • 31 декабря прошлого финансового периода;
  • 31 декабря позапрошлого года.

Это необходимо для сравнения. Пример заполнения активов отчета:

Шаг 3

В первом столбце необходимо отметить номер пункта пояснений, расшифровывающих эту строку. Если пояснений по строке нет — это поле оставьте пустым. Пассив заполняется аналогично активу. При отсутствии показателей проставляются прочерки.

Годовой отчет подписывает руководитель организации и ставит дату его составления. Пояснения и приложения сдают единым пакетом в составе годовой финансовой отчетности.

Надо знать: как исправить ошибки в финансовых документах после сдачи в налоговую

Частые вопросы про формирование бухгалтерского баланса за 2024 год

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года