Арендованные основные средства: учет и амортизация

Довольно длительный период я работала бухгалтером в бизнес-центре. Основной деятельностью моего работодателя было предоставление офисных помещений в аренду. Мне очень нравился учет на этом участке. Готова рассказать про его особенности как у арендодателя, так и у арендатора.

Содержание

Аренда основных средств: что надо знать

Отношения между арендатором и арендодателем регулируются главой 34 Гражданского кодекса. Согласно правовому акту при сдаче имущества в аренду не происходит смены собственника. Арендодатель остается владельцем имущества, а арендодатель лишь временно его использует.

Бухгалтерский учет арендных отношений должен отвечать нормам, установленным в ФСБУ 25/2018. Нормативный документ предусматривает операционную и финансовую аренду основных фондов. Бухучет арендованных основных средств ведет как арендодатель, так и арендатор имущества. Но записи будут различны в зависимости от роли организации.

Учет аренды основных средств у арендодателя

Бухгалтерский учет имущества, сданного в аренду, у арендодателя регулируется третьим разделом ФСБУ 25/2018. Организация обязана вести учет принадлежащих ей основных средств на балансовых счетах 01 или 03. Согласно ФСБУ 6/2020, основные фонды, предназначенные для передачи по договорам аренды, являются доходными вложениями и учитываются на счете 03.

Для отражения дохода от сдачи имущества в аренду используют счета 90 или 91. Выбор зависит от того, является ли деятельность по передаче актива в аренду основной. В этом случае учет выручки ведется на счете 90.

Подробнее:

Рассмотрим варианты проводок для случая операционной аренды, если договором не предусмотрен переход права собственности на объект основных фондов.

1. Основная деятельность.

Дебет Кредит Содержание операции
03 / доходные вложения в организации 08 Основное средство, которое является доходным вложением, введено в эксплуатацию
03 / доходные вложения в аренде 03 / доходные вложения в организации Объект ОС передан арендатору
62 90 Доход от сдачи имущества признан выручкой организации
90 / НДС 68 Начислен НДС, если применимо

2. Прочая деятельность.

Дебет Кредит Содержание операции
01 / ОС в организации 08 Основное средство введено в эксплуатацию
01 / ОС в аренде 01 / ОС в организации Основное средство передано арендатору
76 91 Полученные по договору платежи включены в состав прочих доходов организации
91 / НДС 68 Начислен НДС, если применимо

Учет аренды основных средств у арендатора

Согласно п. 10 ФСБУ 25/2018, арендатор обязан признавать в учете право пользования активом на дату получения имущества. ППА не рассчитывается только в случаях, указанных в п. 11 стандарта. О них ниже и пойдет речь.

Если договором не предусмотрен переход права собственности на арендуемый объект основных фондов, то арендатор вправе учитывать его за балансом предприятия. Поэтому для учета арендованного имущества используется забалансовый счет 001. В момент получения объекта основных фондов по акту приема-передачи по дебету счета 001 делается соответствующая запись.

Подробнее: как составить акт приема-передачи нежилого помещения в аренду

Вот образец возможного акта приема-передачи:

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Стоимость, используемая в проводке, указана в заключенном договоре аренды. При возврате основного средства владельцу и расторжении договора делается запись по кредиту счета 001.

Может пригодиться: как заключить договор аренды гаража

Арендные платежи являются расходами арендатора и учитываются согласно установленным правилам.

Кто начисляет амортизацию: арендодатель или арендатор

Так, при передаче имущества в операционную аренду не происходит перехода собственности, владельцем остается арендодатель, и он учитывает основное средство на балансе, следовательно, и начисление амортизации делает также он. Арендатор амортизирует ППА тогда, когда п. 11 ФСБУ 25/2018 не применяется.

Проводки в учете арендодателя будут зависеть от того, является деятельность по сдаче в аренду основной или же нет:

  • основная — проводка выглядит следующим образом: Дебет 20 — Кредит 02.
  • прочая — проводка выглядит так: Дебет 91.2 — Кредит 02.
Подробнее: проводки по начислению амортизации

Часто задаваемые вопросы по теме «Арендованные основные средства: учет и амортизация»

В 2008 г. окончила СПбГУ, математико-механический факультет В 2009 Г. окончила экономический факультет СПБГУ с 2008 г работаю в области бухгалтерии с 2015 г - главным бухгалтером Закончила ряд курсов по бухгалтерскому и налоговому учету