Верховный суд о госзакупках. День за днем. 15.12.25

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ об отсутствии права проектировщика требовать убытков при невыявлении им ошибки заказчика в задании на проектирование школы, праве региональных операторов ТКО запрашивать персональные данные потребителей в органах МВД, обязанности судов снижать чрезмерную неустойку по заявлению ответчика, признаках незаконного получения налоговых вычетов через создание дополнительных звеньев.

Содержание

Проектировщик не вправе требовать убытков при невыявлении ошибки заказчика в задании на проектирование

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если при выполнении госконтракта на проектирование здания школы заказчик в задании подрядчику не учёл требования СП 14.13330.2018 и СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах», то у подрядчика, не уведомившего заказчика об ошибке в задании на проектирование в части сейсмичности строительным нормам и правилам, которые он обязан применить при разработке документации, нет основания для одностороннего отказа от контракта по пункту 2 статьи 719 ГК РФ после получения отрицательного заключения госэкспертизы. В данном случае подрядчик сам способствовал возникновению заявленных им убытков, имея объективную возможность не исполнять контракт до устранения заказчиком ошибки в задании, соответственно, не имеется нарушенного заказчиком права подрядчика, что в силу статьи 15 ГК РФ является обязательным условием привлечения к ответственности, в силу чего правовых оснований для возложения на заказчика обязанности возместить убытки подрядчика за выполнение проектных работ не имеется.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 05.12.2025 № 303-ЭС25-12340 по делу №А04-8587/2024, Постановление 6ААС от 15.05.2025 по делу №А04-8587/2024

Региональные операторы ТКО вправе получать персональные данные потребителей от органов МВД

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что региональные операторы, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твёрдых коммунальных отходов (далее — ТКО), вправе обратиться в территориальное УМВД РФ за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объёме, установленном действующим законодательством для исполнения условий публичного договора. Аналогичная позиция судов представлена в судебной практике, в том числе в Определении Верховного Суда РФ от 08.10.2024 № 308-ЭС24-17090 по делу № А53-9414/2023, постановлении АС Северо-Кавказского округа от 18.11.2024 по делу № А53-9412/2023, постановлении 15ААС от 19.12.2024 по делу № А53-33157/2024.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 05.12.2025 № 308-ЭС25-12561 по делу №А53-32929/2024, Решение АС Ростовской области от 19.02.2025 по делу №А53-32929/2024

Суды обязаны снижать чрезмерную неустойку по заявлению ответчика по статье 333 ГК РФ

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что суды обязаны устанавливать соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, учитывать, что взыскание неустойки не должно замещать для истца (кредитора, заказчика) интерес к исполнению обязательства. Установив несоразмерность заявленной заказчиками к взысканию неустойки, суды обязаны уменьшить её размер при наличии заявления, поданного ответчиком, применительно к статье 333 ГК РФ.

ВАЖНО!
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае её чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (см. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 № 263-О). Суд должен установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причинённого в результате конкретного правонарушения.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 08.12.2025 №301-ЭС25-12307 по делу №А29-817/2024, Постановление АС Волго-Вятского округа от 03.09.2025 по делу №А29-817/2024

Признаки незаконного получения налоговых вычетов через создание формальных контрагентов

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если налоговым органом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счёт налоговой выгоды путём применения вычетов по НДС и отнесения соответствующих затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, то в признании обоснованности её получения может быть отказано. Признаки незаконных действий в получении вычетов по НДС и уменьшения налогооблагаемой прибыли:

  • совершение налогоплательщиком действий по созданию дополнительных звеньев с целью снижения своих налоговых обязательств путём формального соблюдения действующего законодательства и создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких налогоплательщиков прикрывала фактическую деятельность одного налогоплательщика;
  • неисполнение спорных обязательств контрагентами по сделкам с обществом.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 08.12.2025 №305-ЭС25-12348 по делу № А40-180844/2024, Постановление 9ААС от 17.06.2025 по делу № А40-180844/2024

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.