Право на возмещение расходов при недостатках работ и принципы отмены тендеров

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ относительно полномочий заказчика требовать с подрядчика возмещения расходов на устранение недостатков работы в соответствии со статьями 723 и 397 ГК РФ. Также обсуждается недопустимость отмены закупки организатором после завершения подачи заявок согласно принципам 223-ФЗ, включая информационную открытость и конкурентность, даже в условиях санкций.

Содержание

Возмещение расходов заказчиком: условия и возможности

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Заказчик вправе требовать с Подрядчика возмещения понесенных расходов на устранение недостатков при наличии сумм гарантийного удержания, если положения контракта не содержат прямого запрета на взыскание расходов с Подрядчика минуя сумму гарантийных удержаний, что соответствует требованиями статьи 723 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, Заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, потребовать от Подрядчика, в том числе, возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право Заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 04 марта 2024 года № 307-ЭС24-1549 по делу №А56-122950/2022, Постановление АС Северо-Западного округа от 27 ноября 2023 года по делу №А56-86969/2022.

Принципы информационной открытости и конкурентности в контексте закупок

Верховный суд РФ согласился с ФАС России и нижестоящим судом в том, что Заказчик (организатор закупки) по 223-ФЗ при проведении неконкурентной закупки (например, ценового тендера проводимого ПАО "Ростелеком") не вправе принимать решение об отмене закупки после окончания срока подачи заявок и, как следствие, отказываться от заключения договора с победителем торгов, если проводимая неконкурентная закупка размещена на сайте Оператора, что соответствует принципу информационной открытости закупки, установленному в пункте 1 части 1 статьи 3 № 223-ФЗ, описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 № 223-ФЗ и закупка отвечает критериям конкурентности, установленным в части 3 статьи 3, пункте 1 части 3.1 статьи 3 №223-ФЗ, а именно:

  • информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
  • обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с Заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки, осуществляется рассмотрение, оценка и сопоставление заявок, по результатам которых подводятся итоги и определяется победитель, предложивший наиболее низкую цену договора;
  • описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 № 223-ФЗ.
ВАЖНО!
Ссылка Заказчика на Постановление Правительства РФ от 06 марта 2022 года № 301 отклоняется, т.к. указанное Постановление № 301 лишь закрепляет основание для неразмещения сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в ЕИС, а не презюмирует, что все закупки, проводимые заказчиками, в отношении которых введены санкции, являются неконкурентными.

Частями 15 и 16 статьи 4 № 223-ФЗ и введенным на их основании постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 предусмотрена обязанность по неразмещению информации о соответствующих конкурентных закрытых закупках именно на официальном сайте ЕИС (а не в самой единой информационной системе). При этом факт введения в отношении Заказчика (Организатора закупки) санкций и мер ограничительного характера со стороны недружественных государств не означает, что конкурентные по своему содержанию способы закупок становятся неконкурентными.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 04 марта 2024 года №305-ЭС24-585 по делу №А40-16654/2023, Постановление АС Московского округа от 10 ноября 2023 года по делу №А40-16654/2023, Решение ФАС России от 23 декабря 2022 года №223ФЗ-529/22, Предписание ФАС России от 23 декабря 2022 года №223ФЗ-529/22 об отмене извещения об отмене проведения закупки и направлении проекта договора победителю.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.