Порядок и правила установки персональной надбавки к заработной плате

Персональную надбавку назначают по инициативе руководства для стимулирования производительности труда. Я ухожу в декрет, и работодатель установил мне надбавку для увеличения размера декретных выплат и материальной поддержки подготовки к материнству. Расскажу о порядке назначения персональной надбавки и правилах ее документального оформления.

Содержание

Кому и когда назначается персональная надбавка

Это дополнительная выплата, которая назначается сотрудникам за особые заслуги, достижения или выполнение трудовых обязанностей, которые превышают стандартные требования, для материальной поддержки важных кадров. Такие выплаты часто используются в организациях как средство мотивации и поощрения работников.

Советуем прочитать: какие доплаты и надбавки выплачиваются к заработной плате

Ее назначают:

  1. Высокопроизводительным работникам, которые демонстрируют высокие результаты в работе, выполняют планы быстрее и с большей эффективностью, чем ожидалось.
  2. Работникам, занимающимся сложными задачами. Если работник выполняет функционал, который требует специальных знаний или навыков (например, разработка новых технологий, управление проектами или научные исследования), то ему устанавливают индивидуальную доплату.
  3. Ключевым работникам в критический период. В ситуациях, когда организация сталкивается с трудностями или необходимостью скорейшего выполнения задач (например, при запуске нового продукта или проекта), ценятся работники, готовые взять на себя дополнительную нагрузку.
  4. Руководителям и специалистам с лидерскими качествами. Индивидуальная доплата может быть выделена менеджерам или экспертам, успешно руководящим командами или проектами и показывающим высокие результаты в управлении.
  5. Сотрудникам, достигшим профессиональных юбилеев. В некоторых организациях практикуется индивидуальная выплата к зарплате при достижении стажа работы в компании, что позволяет поддерживать лояльность и углублять привязанность к организации.
  6. Ценным сотрудникам, которые выполняют ключевые роли в функционировании предприятия.

Персональную доплату устанавливают:

  1. На основании квартальных или годовых результатов. Многие компании назначают доплаты на основе регулярных оценок работы сотрудников, проводимых по итогу квартала или года.
  2. По результатам аттестации или собеседований, когда после проведения аттестации выделяются наиболее успешные сотрудники.
  3. В результате достижения особых целей. Если сотрудник достиг конкретной цели (например, заключил крупный контракт или реализовал проект в сжатые сроки), то руководство может принять решение о назначении доплаты.
  4. В ответ на дополнительные усилия в условиях кризиса. В нестабильные экономические периоды, когда компании необходимо повышать эффективность, доплаты назначаются за готовность сотрудников работать в условиях повышенной нагрузки.
  5. В условиях кадрового кризиса, чтобы сохранить лояльность персонала.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как установить персональную надбавку работнику. Используйте эти инструкции бесплатно.

Правила назначения персональной надбавки

Чтобы механизм индивидуальных доплат работал эффективно и способствовал повышению производительности, необходимо установить правила их назначения. Вот основные правила, которые помогают организовать этот процесс:

1. Использование объективных и измеримых критериев для оценки работы сотрудников. Это могут быть:

  • выполнение планов продаж;
  • количество успешно завершенных проектов;
  • качество работы (например, количество ошибок или негативных отзывов);
  • соблюдение сроков и стандартов.

2. Назначение доплат должно основываться на регулярных оценках эффективности труда. Такие оценки могут проводиться:

  • ежеквартально;
  • раз в полгода;
  • раз в год.

Регулярная оценка помогает своевременно выявить достижения сотрудников и корректировать их мотивацию. Чем чаще проводятся такие оценки, тем быстрее можно вознаградить высокопроизводительных работников.

Может пригодиться:

3. Индивидуальная выплата должна быть частью более широкой системы мотивации. Важно, чтобы сотрудники понимали, что за достижение целей или успешное выполнение задач их ждет вознаграждение.

4. Процесс назначения доплат должен быть прозрачным. Сотрудники должны знать, какие факторы влияют на решение о вознаграждении, иметь возможность обсуждать результаты своей работы с руководством.

5. Важно вести учет всех назначенных доплат и оснований для их выдачи. Документирование поможет избежать недоразумений и конфликтов в коллективе, обосновать расходы для налогового органа.

ВАЖНО!
Соблюдайте принципы справедливости и прозрачности, чтобы избежать дискриминации. Четкие критерии для начисления надбавок, указанные в локальном нормативном акте, позволят избежать субъективных оценок и предвзятости.

Порядок установления персональной надбавки

Чтобы нормативно закрепить персональную надбавку, необходимо:

1. Закрепить возможность установления доплаты в локальном нормативном акте или коллективном договоре.

ВАЖНО!
Если этого не сделать, то средства на выплату нельзя зачесть в расходы для целей налогового учета. Обычно правило закрепляют в положении об оплате труда.

2. Издать приказ о назначении персональной доплаты и ознакомить с ним сотрудника и работника бухгалтерии.

Как составить приказ об установлении персональной надбавки

Приказ об установлении персональной доплаты к зарплате — это официальный документ, который фиксирует решение руководства о предоставлении дополнительных выплат конкретному сотруднику. Вот инструкция по составлению такого приказа:

Шаг 1. Определите основание персональной доплаты.

Перед началом составления приказа важно уточнить, для чего именно устанавливается доплата:

  • поощрение за высокие достижения;
  • вознаграждение за выполнение сложных задач;
  • поддержка в условиях трудной ситуации (например, при повышенной нагрузке).

Шаг 2. Укажите информацию об установлении доплаты.

Соблюдайте структуру документа. Вот основные разделы, которые необходимо включить:

  • наименование документа;
  • дата и номер приказа;
  • вводная часть. Укажите основание для издания приказа, ссылку на внутренние регламенты.

В основной части:

  • укажите ФИО сотрудника, которому предоставляется надбавка;
  • пропишите размер надбавки и условия её назначения;
  • укажите срок действия (если применимо).

В заключительной части укажите, кто отвечает за исполнение приказа (например, руководитель подразделения или ответственный за расчеты по заработной плате). В конце документа поставьте подпись руководителя и сотрудника об ознакомлении с документом.

Вот бланк приказа:

Приказ

об установлении персональной надбавки к зарплате

г. _______________

«___»__________ 20__ г.

№ ___

В соответствии с (ссылкой на регламент или положение о поощрениях) и на основании (основание для назначения надбавки),

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Установить персональную надбавку к зарплате:
    • ___________________ (ФИО и должность сотрудника) — ___________________ (размер надбавки) с «___»__________ 20__ г. (дата начала действия надбавки) по «___»__________ 20__ г. (дата окончания действия надбавки, если применимо).
    • основание: ___________________ (описание достижения или заслуги).
  2. Ответственному за исполнение данного приказа назначить ____________________ (ФИО ответственного лица).
  3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Должность руководителя:

____________________________________

_________________ / __________________

(подпись, расшифровка подписи)

Ознакомлены:

________________

Может пригодиться: как составить приказ об установлении доплаты молодому специалисту

Образец заполнения:

Часто задаваемые вопросы по теме:

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.