Закупки из Китая для тендеров в России: мифы и правда
Закупки китайских товаров по 44-ФЗ — это тема, на которой сделали имя многие инфобизнесмены. Помните легендарное «все говорят: купи на Алибаба, продай в интернет-магазине». А если купить товар на Алибаба или Таобао и перепродать его заказчику в госзакупках? Так ли выгодна схема, как о ней говорят?
Покупают ли китайские товары
С 01.01.2019 заключили почти 11 000 контрактов на поставку китайских товаров. Из них закрыто и оплачено чуть больше 5200 контрактов. В основном привозили сувениры, канцтовары, офисную оргтехнику, тонометры, шприцы и т. д.
Так ли все просто на самом деле
С начала года в ЕИС появилось 560 000 новых контрактов. Из них с поставкой китайской продукции — 11 000. То есть всего 2,7%! Но в Китае цена ниже, чем в России, и поставщикам выгодно купить товар там и продать здесь!
Тогда почему всего 3% поставщиков поставили китайскую продукцию? Не верят в силу Алибаба? Заказчики воротят нос и не принимают, потому что заказывали шариковые ручки, а не «пишущая палка цветная, рисуй, где угодно, цветная карандаши»? Или дело в другом?
Есть три основных причины: экономическая, ментальная и импортозамещение. Разберем по порядку.
Экономические сложности
Внешняя экономическая деятельность требует дополнительных денег и времени: логистика, траты на растаможку и бумаги, которые подтвердят, что товар отвечает госстандартам России. И, конечно, налоги. НДС придется заплатить, даже если вы на упрощенке. А это 10% или 20%, которые считают из таможенной стоимости, увеличенной на таможенные пошлины и акциз. Ставка зависит от того, что привозите. Этот налог платят таможенному органу до подачи таможенной декларации. Как правило, в форме аванса.
Национальные сложности
В работе с китайцами есть особенности. Например, есть такое понятие как «чебудо». Ближайшее значение на русском — «и так сойдет». Оно отличает азиатский рынок от европейского или американского.
Поэтому не удивляйтесь, если вам клялись, что все по ТЗ, а приедет китайский ноутбук с одним USB вместо двух и разветвитель в подарок. Чебудо.
Но нам так не сойдет. У нас есть техзадание заказчика, и если сделаем шаг влево или вправо, привет, реестр недобросовестных поставщиков.
В Китае многое построено на неформальных договоренностях, традициях и связях. В целом это называют гуанси или «так принято» по-русски. Если поставщик не нашел нужный товар, попросите подключить его знакомых.
Зависимость от традиций и обычаев проявляется в том, что в Китайский новый год компании сильно замедляют темп работы. В 2020 году этот праздник выпадет на 25 января. Имейте это в виду.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию из-за особенностей азиатского рынка, потратьте деньги, чтобы проконтролировать качество, количество и характеристики товара перед отправкой. В серьезных партиях вопросы решайте в самом Китае. Если партия покинула страну, решить их сложнее.
Сложности из-за нацрежима
Следующая причина — национальный режим, или импортозамещение. Государство утвердило ряд мер для развития отечественного производства и поддержки производителей из России и стран членов Евразийского экономического союза.
КНР не состоит в ЕАЭС, поэтому товар из этой страны рассматривается как иностранный, поэтому попадает под запреты, ограничения или преференции. Из-за этого некоторую продукцию нельзя поставлять. От слова совсем. Если правительство ограничило ввоз, то продукцию из Китая отклонят при наличии предложений из России или ЕАЭС. А если закупка проходит с преференциями, то китайский можно поставить, но придется учитывать, что отечественный имеет фору в 15% по цене. Закладывайте ее, когда считаете цену контракта.
Запреты, ограничения и условия допуска регулируются ст. 14 44-ФЗ и массой подзаконных актов. Сейчас принято 14 таких актов. Они поддерживают отечественных производителей крупных групп товаров. Поэтому, несмотря на разницу в цене, доля Китая в объеме госзакупок до сих пор небольшая.
Что не купит заказчик
Некоторые российские вещи так активно поддерживаются государством, что поставить импортные не получится, хоть они в 10 раз дешевле. Есть несколько постановлений, которые запрещают заказчику покупать определенные китайские товары. В табу находятся товары:
- машиностроения (автобусы, троллейбусы, бульдозеры, грейдеры и т. д.);
- легкой промышленности (одежда, в том числе и специальная, обувь, постельное белье);
- товары, работы, услуги для нужд обороны и безопасности. Постановление № 9 от 14.01.2017 собирает продукцию из разных групп. Если они покупаются для нужд обороны и безопасности, то поставить иностранные не получится;
- программное обеспечение. Заказчикам запрещено закупать иностранный софт. Ведутся 2 реестра отечественного ПО и программ из стран — членов ЕАЭС;
- мебель (матрасы, диваны, шкафы, столы и тумбы). Запрет действует до декабря 2020 года, но его собираются продлить еще на 2 года;
- станкоинструментальной промышленности (станки, инструменты и их части).
Что покупают, но с ограничениями
Для некоторых китайских товаров установили ограничения. Это значит, что их купят, но при соблюдении некоторых условий. Есть основное правило в закупках с ограничениями — третий лишний. Оно работает так. Если заказчик получил хотя бы 2 заявки с продукцией от разных производителей из России или других стран ЕАЭС, то все иностранные заявки ему придется отклонить.
Если две заявки с продукцией из РФ и ЕАЭС, но производители в них одни и те же, условие «третий лишний» не соблюдается, и рассматривать всех участников будут по правилам из Приказа Минфина № 126н от 04.06.2018 об условиях допуска иностранных товаров.
Ограничения установлены для:
- медицинских изделий;
- лекарств из перечня ЖНВЛП;
- радиоэлектронной продукции;
- закупок продуктов питания;
- спортивного огнестрельного оружия, патронов, боеприпасов;
- стентов для коронарных артерий и катетеров;
- вина.
Могут добавить ограничения для музыкальных инструментов и звукового оборудования.
Что покупают, но с преференциями
С 07.07.2019 вступила в силу новая редакция Приказа Минфина № 126н о преференциях. Расширили список, и теперь еще больше отечественных товаров имеют преимущество перед иностранными.
Эти преимущества выражаются по-разному, в зависимости от процедур.
Например, вы боретесь за контракт на поставку карандашей и предлагаете китайские товары. Предлагаете исполнить за 100 000, выигрываете с этой ценой, и после этого заказчик снижает вашу цену еще на 15%, и контракт подписывается на эту сумму, то есть на 85 000. Получается, если поставляете китайский или любой другой импортный товар в закупках с преференциями, закладывайте дополнительные издержки в расчет цены. Информацию о стране заказчик покажет в протоколе первых частей, и на аукционе уже будете понимать, кто конкуренты.
А если преференции применяются на запросе котировок, предложении или конкурсных процедурах, то виртуально заказчик снижает на 15% цену участника с отечественным товаром и сравнивает с китайской. Например, если в той же закупке карандашей у вас есть конкурент с российским продуктом, и его заявка тоже 100 000, то получается, будто российские обойдутся в 85 000 вместо 100 000, а китайские так и остаются 100 000. Выигрывает заявка с лучшими условиями, то есть с российскими за 85 000. Но контракт с победителем подпишут по изначально предложенной цене 100 000. Российское всегда в выигрыше.
Под преференциями находятся:
- продукты питания;
- видеокамеры;
- холодильники;
- игры и игрушки.
Получается, что имеет смысл участвовать без ограничений, если цена даже с учетом дополнительных издержек и понижающего коэффициента остается выгодной.
Советы для поставщиков китайских товаров
Работа с Китаем — это не волшебная таблетка. Есть масса нюансов, которые приходится учитывать. Но и полностью отказываться от этого источника не стоит.
Если хотите попробовать заработать на китайских товарах, начните:
- с технически несложной продукции (сувениры, канцелярия);
- редких для закупок (сигвеи, гироскутеры, спинеры);
- ищите закупки без запретов, ограничений и преференций.
Для организации логистики, таможенному оформлению и страховке обращайтесь в компании, которые на этом специализируются. По крайней мере, первое время, пока не разберетесь во всех тонкостях.
Обращайте внимание на сроки доставки, чтобы не получить пени за просрочку исполнения контракта.