Правила и особенности казначейского сопровождения государственных и муниципальных контрактов

Казначейское сопровождение госконтракта в 2024 году обязательно лишь для особых соглашений. Все дорогостоящие контракты за счет целевых средств сопровождаются Казначейством. Но правила работы на 2024 год упростили.

Содержание

Что такое казначейское сопровождение госконтрактов

Казначейское сопровождение — проведение Федеральным казначейством, его территориальными отделениями (ТОФК) или региональными, муниципальными финансовыми органами операций с деньгами участника казначейского сопровождения (ст. 6 БК РФ). Участники КС — государственные и муниципальные учреждения. Кроме того, в КС участвуют организации и ИП из коммерческого сектора: когда получают финансирование из бюджета.

Изменения по казначейскому сопровождению в 2024 году

Федеральный бюджет на 2024 год и на плановый период 2025-2026 гг. утвержден 540-ФЗ от 27.11.2023. В соответствии с ним, в 2024 продолжают действовать особые правила расчетов по контрактам с казначейским сопровождением — заказчики смогут платить поставщикам напрямую на их расчетные счета при расчетах по ч. 2-4 и 9 ст. 6 520-ФЗ от 02.11.2023. Действие пп. 1 п. 2, п. 3, п. 5 ст. 242.23 БК РФ временно приостановили. Условия госконтрактов необходимо формулировать с учетом особенностей КС на 2024 год. Части 2-4 ст. 6 520-ФЗ применяются и к средствам по контрактам, заключенным для исполнения госконтрактов, заключенных по законам о федеральном бюджете, которые действовали до вступления в силу 540-ФЗ от 27.11.2023.

ВАЖНО!
В 2024 не действуют правила об обязательном открытии лицевого счета в ТОФК участникам казначейского сопровождения из числа поставщиков, подрядчиков и исполнителей (ч. 1 ст. 4 520-ФЗ). Заказчики перечисляют деньги поставщикам на их расчетные счета в кредитных организациях. Казначеи не поясняли, имеет ли гражданско-правовое значение договор банковского счета между кредитной организацией и территориальным органом Федерального казначейства, но, по законодательной логике, эти соглашения относятся к гражданско-правовым.

Если казначейское сопровождение средств по ст. 242.26 БК РФ проводит региональный или муниципальный финансовый орган, заказчики так же перечисляют деньги со своих лицевых счетов участников КС на расчетные счета поставщиков в коммерческих банках. Но это возможно, если местным законом предусмотрены положения по аналогии с ч. 2-4 ст. 6 520-ФЗ.

Кроме того, главные распорядители средств федерального бюджета вправе принять правовые акты, по которым заказчик сможет включить в госконтракты 2024 года с ценой до 100 млн рублей условие о казначейском сопровождении (п. 5 ПП РФ № 50 от 23.01.2024, п. 9 ч. 2 ст. 5 540-ФЗ):

  • авансовых платежей в размерах в соответствии с п. 2 ПП РФ № 50;
  • авансовых платежей по контрактам, которые заключили для исполнения этих госконтрактов.

Такие условия разрешают включить в госконтракты заказчиков-ГРБС и их подведомственных учреждений.

Пригодится: калькулятор банковской гарантии по закону 44-ФЗ

В каких случаях требуется казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ

Некоторые госконтракты бюджетников и автономщиков подлежат казначейскому сопровождению (ст. 242.23 БК РФ). Напоминаем, что КС — это особый порядок проведения операций с деньгами учреждений (ст. 6 БК РФ). Бюджетные средства сопровождают Федеральное казначейство и финансовые органы регионов и муниципальных образований.

Казначеи сопровождают средства, которые определили законом о федеральном бюджете и предоставили для исполнения обязательств по контрактам с участниками КС (п. 1 ст. 242.23 БК РФ, ст. 242.25 БК РФ, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ):

  • госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • контрактам, которые заключили для исполнения госконтрактов за счет средств, выделенных на такие госконтракты;
  • авансовым платежам по контрактам, которые заключили в порядке, действующем для Республики Крым и Севастополя.

В БК РФ разъясняется, можно ли заключать рамочные договоры с казначейским сопровождением, — КС предусмотрено только для определенных контрактов: госконтрактов по 44-ФЗ и соглашений, заключенных в рамках их исполнения. Рамочные договоры по 44-ФЗ на бюджетные средства не заключают. Следовательно, и казначейское сопровождение для них не проводится.

Полагать, что контракты муниципального казенного учреждения подлежат казначейскому сопровождению, — это ошибка. Средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ, не подлежат КС. Деньги, выделенные на основании госконтрактов казенных учреждений, есть в этом списке: их не сопровождает ни Казначейство, ни местные финансовые органы.

В 2024 г. не подлежат КС:

  • средства, которые перечислены в ст. 242.27 БК РФ;
  • средства федерального бюджета, которые выделили организациям кинематографии, региональным и муниципальным СМИ, политическим партиям для компенсации финансовых затрат на их участие в выборах (ч. 4 ст. 5 540-ФЗ).

Правила КС определены Постановлением Правительства № 2024 от 24.11.2021. Прежде чем провести платеж (в том числе авансирование) по госконтракту, казначеи санкционируют операции со средствами участников КС — проверяют сопроводительные документы, сверяют лимиты и обязательства и только потом подтверждают оплату (Приказ Минфина № 214н от 17.12.2021).

В особых случаях проводится расширенное казначейское сопровождение (п. 1 ст. 242.24 БК РФ). А региональные финорганы, в соответствии с местными законами, вправе сопровождать бюджетные средства по ст. 242.26 БК РФ. Порядок такого контроля устанавливает высший исполнительный орган власти в регионе или местная администрация (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).

ВАЖНО!
Когда расчеты по контракту (в том числе и авансы по нему) подлежат КС, информацию об этом надо включить в извещение (п. 18 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). А если такие сведения в извещении есть, аналогичные положения необходимо включить в контракт (письмо Минфина № 02-14-11/92935 от 29.09.2023). Условия госконтракта прописывайте в соответствии со ст. 242.23 БК РФ и ПП РФ № 2024. Но учтите, что в 2024 г. не действует пп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 242.23 БК РФ в части открытия лицевых счетов поставщикам, если производятся расчеты по ч. 2-4, 9 ст. 6 520-ФЗ.

Как проводится казначейское сопровождение

В правилах КС разъясняется, где подрядчик открывает казначейское сопровождение в 2024 году, — в ТОФК, территориальных органах Федерального казначейства. По правилам, бюджетные и автономные заказчики перечисляют средства по контрактам с КС со своего лицевого счета на л/сч. поставщика, подрядчика, исполнителя.

Но сейчас правила изменили. В 2024 году действует порядок прямых расчетов, когда заказчик платит со своего лицевого счета на расчетный счет поставщика в коммерческом банке (ч. 1 ст. 4, ч. 2-4, 9 ст. 6 520-ФЗ).

Деньги от заказчика на собственные расчетные счета в банке получат:

  • поставщики стройматериалов и оборудования, если затраты на эти ресурсы включены в сметную документацию на строительство, реконструкцию (с элементами реставрации), техническое перевооружение, капремонт объектов капстроительства. Информацию о таких материалах надо привести в специальном перечне (приложение № 1 к ПП РФ № 2438 от 26.12.2022). Подрядчик составляет перечень в соответствии со сметной документацией. А утверждает список стройматериалов заказчик;
  • поставщики других товаров, если заказчик по соглашениям, заключаемым в рамках госконтракта, предоставил в ТОФК документы с подтверждением поставки других товаров. Перечень документов определен в Приказе Минфина № 214н.

Из новых правил понятно, надо ли открывать казначейские счета поставщикам оборудования в 2024 году, — нет, если затраты на оборудование включены в сметные расходы и подтверждены перечнем такого оборудования. Для поставщиков товаров, работ, услуг средства с л/сч. перечисляют сразу на расчетные счета исполнителей, если есть:

  • документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг (Приказ № 214н от 17.12.2021);
  • реестр документов, подтверждающих затраты по контракту. Его тоже формирует подрядчик по установленной форме, а утверждает — заказчик.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Ключевые особенности казначейского сопровождения в 2024 году связаны с отменой правила об открытии л/сч. в ТОФК для поставщиков и ведением прямых расчетов. Новый порядок оплаты включают в условия госконтракта по соглашению сторон (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ).

А средства, подлежащие казначейскому сопровождению, смогут определить:

  • российское правительство на основании обращений юрлиц — в дополнение к случаям по п. 1 ст. 242.23 БК РФ. КС этих средств проводит ТОФК (п. 3 ст. 242.23 БК РФ);
  • высший исполнительный орган в регионе или местная администрация — в дополнение к случаям по п. 1 ст. 242.26 БК РФ. Это касается соглашений, заключенных на деньги регионального или местного бюджета.

Порядок упрощенных расчетов на 2024 год утвердило правительство в Постановлении № 2438 от 26.12.2022. А Постановлением Правительства РФ № 2185 от 16.12.2023 установлены правила банковского сопровождения при КС в 2024 году.

Еще по теме:

Какая ответственность предусмотрена за нарушения правил казначейского сопровождения

Прямой ответственности по КС ни для заказчиков, ни для поставщиков нет. Но участников КС наказывают за нарушение кассовой дисциплины и порядка работы с субсидиями (ПП РФ № 1782 от 25.10.2023). Меры ответственности устанавливают вышестоящие финансовые органы региона или муниципального образования для каждой конкретной ситуации.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.