Кто и как осуществляет аудит в сфере закупок

Государственные органы проводят контрольные мероприятия в сфере закупок с целью соблюдения законодательства. Рассказываю, какой орган, как и с какой целью проводит аудит в сфере закупок.

Содержание

Что такое аудит в сфере закупок

Под аудитом в сфере закупок понимается контроль со стороны государства с целью соблюдения законодательства. Форма проведения может отличаться в зависимости от обстоятельств дела. Участие осуществляется как путем экспертно-аналитических мероприятий, так и посредством проведения выездных проверок и ревизий. На подготовительном этапе органы, осуществляющие аудит, анализируют информацию, которая размещается заказчиком в единой информационной системе. По результатам полученной информации контролирующий орган вправе направить запрос. В силу ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ ответ на поступивший запрос необходимо обязательно направить. В случае несоблюдения этого требования возникнет привлечение к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, ст. 287 УК РФ. Контрольные мероприятия могут проводиться на разных этапах от планирования до исполнения контракта.

Какой орган осуществляет аудит в сфере закупок

Аудит проводится Счетной палатой или местными контрольно-счетными органами. К последним относятся организации на уровне субъекта РФ. Например, контрольно-счетная комиссия городского округа Бронницы Московской области, контрольно-счетная палата Нижегородской области.

Подробнее: кто проводит аудит в сфере закупок

Цели и задачи аудита в сфере закупок

Задачей аудита является установление соответствия требованиям законодательства в сфере закупок. По итогам проведения проверки готовится отчет. В нем отражаются сведения о причинах выявленных отклонений, нарушений и недостатков. Проверяющее лицо укажет предложения, направленные на устранение выявленных недостатков. Если аудит проводится Счетной палатой РФ, то одним из итоговых документов может быть представление с требованиями, которые подлежит исполнить. В случае несвоевременного исполнения требований, выдается предписание с дальнейшей возможностью приостановления всех операций по счетам. Выделим цели аудита:

  • анализ и оценка результатов закупок;
  • достижение целей закупок.

В процессе проведения аудита проходят мероприятия аналитического и экспертного направления для анализа имеющейся информации. В рамках процедуры проверяющее лицо может запрашивать информацию. В практике я сталкивался с ситуацией, когда контролирующий орган направлял запрос на предоставление информации для проведения проверки. Неисполнение этих требований нарушало ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ и ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, что образовывало состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. Во избежание этого, запрошенные документы были своевременно направлены. Схожая ситуация была в моей практике и в другом случае. Счетная палата проводила проверку, и инспекторы выявили нарушение. По выявленным нарушениям было направлено представление. Документ содержал требования о принятии мер по устранению выявленных недостатков. Выполнить требования предстояло своевременно и в полном объеме. Ответ я составил на официальном бланке организации и оформил в виде письменного сообщения. В тексте указал, что приняты меры в соответствии с требованиями Счетной палаты РФ. Для подтверждения своих действий я приложил к письму документы. Документы-копии были заверены в соответствии с общепринятыми нормами. Ответ направлен в пределах установленного срока посредством почтового отправления. В случае отправки сообщения при помощи почты, рекомендую делать опись вложения. Тогда будет возможность точно подтвердить, какие документы были переданы. При описании документов не ограничивайтесь номером и датой, напишите краткое наименование или суть. Помимо почтового отправления, запрошенные документы передаем нарочным способом, при наличии возможности — посредством электронного взаимодействия.

ВАЖНО!
Если в представлении Счетной палаты РФ или иного контролирующего органа не указан срок направления ответа, то сделать необходимые действия следует в течение 30 дней.

Контролирующий орган может направить и предписание. Процедура ответа на него станет схожей с представлением.

По какому критерию в аудите оценивается обоснование закупок

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ для обоснования закупок делает отсылки к положениям ст. 19 и 22. Во внимание принимаются критерии нормирования — определения предельных цен на услуги, работы. Обосновывается применение начальных (максимальных) цен с использованием тарифного, нормативного, проектно-сметного методов. По обоснованию закупки я сталкивался со следующим делом. Государственная медицинская организация заключила контракты с единственным поставщиком. В отношении контрактов нельзя было установить метод обоснования цены (отсутствовали наименование метода и ссылки на нормы права, используемые при определении цены контракта). Проведен аудит, и составлен протокол об административном правонарушении. Аналогичная ситуация сложилась по всем контрактам организации. В результате этого нарушены ст. 18 и 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Указанные действия образовали состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.

Надо знать:

Часто задаваемые вопросы по теме

В 2012 году закончил Российскую правовую академию Министерства Юстиции РФ по специальности юриспруденция. С 2013 года специализируюсь в области арбитражного процесса, гражданских правоотношений, корпоративного и договорного права.