Наседкина Дарья
3 705

Как проверить соответствие участника общим требованиям в 2024 году

Участником закупки может стать любое юридическое лицо, ИП и самозанятый гражданин. К каждому из указанных лиц закон предъявляет определенные требования, которым он обязан соответствовать. Однако законом предусмотрены некоторые ограничения. Закупочная комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям единым и дополнительным.

Содержание

Какие требования предъявляет 44-ФЗ

Их перечень и порядок применения регламентированы ст. 31 ФЗ № 44. Эти нормы касаются всех поставщиков без исключения. В этой же статье определено, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям, которые установил заказчик, — закупочная комиссия. Законодательством предусмотрены единые (общие) и дополнительные требования. Единые устанавливаются при конкурентных закупках и в определенных ч. 1 ст. 31 44-ФЗ случаях, при закупке у единственного поставщика. По общему правилу дополнительные критерии предъявляются в закупках с НМЦК более 20 миллионов рублей и в случае закупки определенных видов ТРУ.

Заказчик по собственной инициативе вправе установить требование об отсутствии сведений в РНП. Это необязательно, но избавит заказчика от недобросовестных поставщиков. Если такой критерий установлен, то заказчиком самостоятельно проверяется как соответствие требованию отсутствие сведений в РНП по 44-ФЗ. Требовать представление каких-либо подтверждающих документов от исполнителя заказчик не вправе. Заявки от организаций, которые входят в РНП, возвращаются или отстраняются.

Проверка проходит в автоматическом режиме, если заказчик установил такое требование при размещении тендера. Сотрудники заказчика, которые рассматривают заявки, размещают протоколы рассмотрения заявок, производят проверку с помощью функционала единой информационной системы.

Если выяснится, что организация необходимым условиям не отвечает либо предоставила недостоверную информацию, то заказчик обязан отстранить ее от участия в процедуре или отказать в заключении контракта. Нормами действующего законодательства прямо предусмотрено, кто проверяет участника закупки на РНП: 44-ФЗ говорит о том, что это заказчик. Здесь его прямая обязанность.

Участвовать в закупке не вправе офшорные компании и компании, признанные иноагентами. Таким образом, в широком смысле проверка сведений, содержащихся в документах на их соответствие установленным требованиям, это процедура, проводимая комиссией в целях проверки достоверности информации в представленных поставщиком документах.

Рассмотрим подробнее каждое требование.

Соответствие требованиям, установленным законодательством, к поставщикам товаров, работ или услуг (п. 1 ч. 1)

Здесь речь идет о наличии у поставщика определенных документов, которые необходимы для выполнения тех или иных видов работ (услуг), являющихся предметом сделки, например:

  1. Лицензии на осуществление определенной деятельности.
  2. Обладание исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности.
  3. Членство организации в СРО.

Членство организации в СРО и действительность свидетельства о допуске к определенному виду работ проверяют несколькими путями:

  • официальным запросом в партнерство;
  • с помощью онлайн-сервисов (НОСТРОЙ, НОПРИЗ);
  • путем поиска сведений о компании в электронном реестре партнерства, которое выдало свидетельство.

Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса «НОСТРОЙ»:

Шаг 1. Зайти на главную страницу сайта НОРСТРОЙ.

Шаг 2. Перейти на вкладку «Единый реестр членов СРО».

Шаг 3. Вбить в строку поиска данные организации и нажать кнопку «Поиск».

Шаг 4. Выбрать в результатах поиска нужную компанию и открыть информацию об организации, нажав на ее название.

В том случае, если по условиям закупки участник обязан состоять в СРО, первое, что нужно проверить у поставщика по 44-ФЗ, это наличие его членства в саморегулируемой организации.

Непроведение ликвидации (п. 3 ч. 1)

Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также должно отсутствовать судебное решение о признании поставщика банкротом, об открытии конкурсного производства. Возможность проверить статус организации предоставлена бесплатно на портале «Вестник государственной регистрации». Выписки из этой базы имеют юридическую силу.

Неприостановление деятельности (п. 4 ч. 1)

У организации должны отсутствовать административные правонарушения, из-за которых суд приостановил ее работу на дату подачи заявки. Единого источника, где проверяют такую информацию, нет. Заказчик запрашивает данные:

  • на сайте ФССП РФ;
  • у лицензирующих и контролирующих органов в виде справки.

Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч. 1)

Недоимки должны отсутствовать за календарный год, предшествующий дате подачи заявки, и закупочная комиссия проверяет участников закупки на предмет соответствия таким критериям. Ее размер не превышает 25 % балансовой стоимости активов участника. Поставщик, который подал заявление об обжаловании этих сумм и не получил ответа, соответствует этому требованию. Для подтверждения комиссия запрашивает справку из ФНС, разрешено обратиться к реестру ФССП.

Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч. 1)

Требование распространяется непосредственно на участника (физлицо) либо на его руководителей и главного бухгалтера (для организаций). Необходимо, чтобы эти лица не были дисквалифицированы, правомочны занимать должности и заниматься деятельностью, связанной с предметом контракта. А в течение двух лет до момента подачи заявки поставщик не привлекался бы к ответственности за взятки, незаконную предпринимательскую деятельность.

Процедура проверки регламентирована Приказом МВД № 660 от 27.09.2019 (получение справки об отсутствии судимости).

Следует отметить, что в настоящее время оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках по указанным основаниям. Операторы информируют заказчиков о фактах привлечения участников к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, размещен на официальном сайте ЕИС.

Таким образом, ответ на вопрос, обязана ли комиссия по закупкам проверять поставщика на незаконное вознаграждение, — да, должна. Это ее прямая обязанность.

Наличие прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 8 ч. 1)

Правило применимо, если в результате заключения контракта покупатель приобретает права на такие результаты. Сюда же относится создание произведения искусства (литературы), прокат национального фильма.

Комиссия проверяет подлинность патентов, представленных исполнителем в составе заявки. Подтверждают наличие прав бухгалтерские и технические документы, нотариальные копии бумаг (для литературы).

Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1)

Подробнее: конфликт интересов между заказчиком и участниками закупки по 44-ФЗ

Между должностными лицами заказчика и поставщика не должно быть родственных связей. Минтрудом разработаны методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности, приводящей к конфликту интересов при проведении закупки. Методические рекомендации, кроме всего прочего, определяют:

  • организацию процесса работы по выявлению личной заинтересованности при осуществлении закупок;
  • перечень профилактических и аналитических мероприятий в отношении работников, участвующих в закупках.

Методика содержит рекомендуемый образец декларации о возможной личной заинтересованности, которую заполняют сотрудники, занимающиеся закупками.

Данные сотрудника, указанные в декларации, являются конфиденциальными и не подлежат раскрытию третьим лицам.

Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч. 1)

Еще один единый критерий — то, что участник закупки не является офшорной компанией, которая зарегистрирована в государстве или на территории с льготным налоговым режимом. Список таких мест утвержден Приказом Минфина № 108н от 13.11.2007. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект № 301948-8, который уточнит единые требования к офшорным компаниям. Планируется, что запрет не коснется юрлиц, в состав которых входят офшорные компании. Допустимую долю участия таких компаний планируют увеличить с 10 до 25 %.

При расчете допустимой доли предложили не учитывать:

  • прямое или косвенное участие офшорных компаний в капитале ПАО, если его акции обращаются на торгах в РФ;
  • косвенное участие таких компаний в капитале других юрлиц, реализованное через участие в капитале ПАО.

Законопроект вступит в силу с момента его официального опубликования.

Иностранные агенты (п. 10.1 ч. 1)

Иноагенты не вправе участвовать в закупках. Под иностранными агентами закон понимает признанное в установленном порядке юридическое или физическое лицо, общественные либо иные организации, получающие поддержку или находящиеся под иностранным влиянием. Статус приобретается со дня, следующего за днем размещения информации на сайте Минюста в реестре иностранных агентов. На сегодняшний день в реестре содержится 584 позиции. Поиск осуществляется по ФИО, ИНН организации, основанию внесения в реестр.

Следует отметить, что ПП № 851 от 11.05.2022 утвержден перечень юридических лиц и организаций, осуществляющих деятельность в области военно-технического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры. Постановление устанавливает запрет органам государственной власти различных уровней совершать в отношении организаций, внесенных в перечни, следующие юридически значимые действия:

  • совершать сделки (в том числе заключать внешнеэкономические контракты);
  • исполнять обязательства по совершенным сделкам;
  • осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, включенные в перечни.

Отсутствие ограничений для участия в тендере (п. 11 ч. 1)

В законе нет уточнения, о каких ограничениях идет речь. Предполагаем, что дело касается любых ограничений, которые накладываются на участников нормативными актами, Правительством РФ (санкции, национальный режим и т.п.).

Способ контроля — на усмотрение заказчика.