Как проверить нишу для участия в закупках: пошаговая инструкция
Пошаговая инструкция, как проверить нишу для участия в госзакупках:
- оценить спрос;
- детализировать и настроить условия поиска;
- проанализировать техзадание и цены конкурентов;
- рассчитать прибыльность;
- посмотреть готовую аналитику.
Видеоинструкция по проверке
Видеоинструкция по участию в госзакупках
Оцениваем спрос
Тендерные продажи — это стабильный рынок, где покупатели ищут продавца. Поставщики государству не тратятся на СЕО, директ или СММ, чтобы найти клиентов. Достаточно выбрать интересную госзакупку и предложить цену чуть ниже конкурентов. Только есть нюанс — этот канал подключается не к каждому бизнесу. Вот какую нишу выбрать в госзакупках — любую, которая востребована у госзаказчиков и принесет доход. Главное не предлагать то, что покупают физлица и не требуется государству.
Вот инструкция, как узнать нишу продаваемого товара на госзакупках:
- Зайдите в ЕИС.
- Впишите в поисковой строке название продукции, которую продаете. Прием такой же, как поиск в Яндексе или Гугле.
- Кликните на пиктограмму лупы или нажмите «энтер» на клавиатуре. На экране отобразится количество записей — оно отражает спрос. Если же записей немного или их нет совсем, то замените слово на синоним или из частных запросов сделайте общий. Например, если вы искали «кровать», измените на «мебель».
- Подберите ключевое слово, которое покажет больше всего записей. Это позволит определиться с нишей.
Если число записей небольшое, то товар не нужен заказчику и вам пока нечего делать в закупках. Подчеркиваем «пока», так как ниши меняются, да и заказчики не стоят на месте. Некоторые из них начинают приобретать новые товары, и спустя время товар станет сверхвостребованным. Не зря в 44-ФЗ есть принцип стимулирования инноваций.
Детализируем условия поиска
На странице с записями есть ссылка для перехода ко всем параметрам поиска. Эти фильтры помогают отсечь госзакупки, которые не нужны, и провести детальную проверку. Разберем, какие параметры настраиваются обязательно.
Этап госзакупки
Чтобы проверить, есть ли экономический смысл участвовать, и насколько это прибыльная ниша, госзакупки отфильтруйте как завершенные. На этом этапе победитель уже определен, и дальше мы сравниваем наше предложение с результатами тендера.
Местоположение заказчика
В зависимости от климата, национальных особенностей и удаленности потребности заказчиков отличаются. Начинайте с родного региона или близлежащих. Например, москвичи без проблем закрывают контракты в Московской области. Решите вопрос с доставкой по стране и расширьте границы.
Что же касается услуг, то есть такие, которые реально исполнить удаленно. Например, разработать сайт или настроить таргетинг. Такие заказы исполняются по всей стране. В таком случае фильтр не заполняется.
Дата публикации извещения
Время объявления госзакупки влияет на спрос, время проведения государственных программ — праздники или события — повышают спрос на конкретные тематические товары. Например, программа замены лампочек Ильича на энергосберегающие или выборы президента. Правило работает и в обратную сторону. Если программа закончилась или событие прошло, то спроса не будет.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали актуальные госпрограммы и приоритетные направления деятельности. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Помимо госпрограмм на спрос влияет и сезон. Например, в апреле-мае есть потребность в ремонте, а осенью заказчики закупают снегоуборочную технику и услуги по новогоднему оформлению. Они покупают на сезон раньше, так как от публикации извещения до начала исполнения контракта проходит месяц или полтора. К продаже сезонных товаров готовьтесь заранее. Запаситесь ресурсами, оборотными средствами и нервными клетками. Только помните, что тот же ремонт заказчики заказывают и в октябре.
Отнимите от сегодняшнего дня 3 месяца и поставьте дату публикации извещения.
Остальные фильтры заполняйте по желанию. Например, выбирайте только госзакупки по 44-ФЗ, если не будете участвовать в закупках госкомпаний. Для этого снимите галочку рядом с 223-ФЗ и 615 Постановления Правительства.
Поставьте лимиты по начальной цене, сложив деньги, которые потратите на исполнение, ожидаемую прибыль и среднее падение по рынку. В госзакупках преобладает принцип утром — стулья, а вечером — деньги.
После настройки фильтров проанализируйте условия конкретных закупок. Нажмите «Применить» — всплывающая кнопка во время заполнения фильтров (или в нижней части страницы есть аналогичная кнопка).
Появится список отфильтрованных заказов.
Разбирая их, ответьте на три вопроса: исполнили бы вы такой контракт, устроит ли прибыль и насколько свободная ниша в тендерах по выбранной теме.
Анализируем условия исполнения и цены конкурентов
Сейчас на экране список госзакупок, которые уже завершились за последние три месяца. Поучаствовать в них не получится, но они помогут решить, насколько конкурентная ниша в дорогом регионе. У каждой записи есть вкладка «Вложения». Кликая на нее, перейдем на комплект документов, которые разместил заказчик.
Нас интересует техническое задание и условия для исполнения контракта. Анализируя техзадание, отвечаем на вопрос, могу ли я поставить товар, который нужен заказчику; а в проекте контракта указаны сроки, место доставки и условия исполнения контракта.
И техзадание и проект контракта заказчик обязательно размещает. Если их нет, то это одна из ловушек заказчика.
Так, в зависимости от вида продукции условия исполнения отличаются. Заказчики заказывают как разово, так и подписывают длительные контракты. И если по разовой доставке вопросов не возникает: привез — приняли — оплатили, то с длительными контрактами они есть. Разберем пример с продуктами питания.
Заказчик покупает 20 тонн мяса, и он съест это количество за год. Но он не хранит все 20 тонн мяса на складе. На протяжении года он отправляет поставщику заявки, в которых указывает, какое мясо и сколько килограммов он хочет получить, а поставщик привозит требуемое количество до тех пор, пока весь объем не исчерпается. Аналогичная ситуация с канцтоварами и моющими средствами.
Услуги и работы принципиально не отличаются. Например, в госзакупке на покраску забора заказчик указал метраж, поставщик покрасил. А если у заказчика есть потребность в обслуживании лифта или программ на компьютере, в таких закупках в течение года приходит мастер, проверяет работоспособность, устраняет дефекты и консультирует заказчика.
Условия и по исполнению, и по оплате указываются в проекте контракта. Поставщик знакомится с ними, когда выбирает тендер. И отправляя заявку, соглашается, принимает правила игры.
Анализ прибыли
В соседней с вложениями вкладке есть раздел «Результаты определения поставщика». Здесь указан победитель и цена, с которой он выиграл торги. Когда знаете, какой товар заказывал заказчик, куда его везти, рассчитайте цену. В этом поможет наш калькулятор маржинальности. Если ваша цена ниже или близка к победителю, то госзакупки ждут вас.
А если заявок нет или победитель один, это означает, что вы нашли низкоконкурентную нишу в госзакупках, к этому стремятся все поставщики, но с каждым годом таких все меньше.
Используем бесплатную аналитику
Каждый квартал Минфин публикует сводный аналитический отчет, в котором отражает аналитику ниши в торгах, среднее количество заявок и в рамках каких госпрограмм и нацпроектов проводится больше закупок. Например, в этом отчете указано, что в III квартале 2020 года в разрезе номенклатуры ОКПД2 в отчетном периоде не состоялись:
- 36 000 закупок на поставку лекарств и материалов, которые применяют в медцелях, и услуг по их производству на общую сумму 55 млрд рублей, что составляет 18,2% от общего количества и 6% от общего объема закупок, не состоявшихся в III квартале 2020 года;
- 20 000 закупок на поставку изделий готовых прочих и услуг по их производству на общую сумму 32,3 млрд рублей, что составляет 10% от общего количества и 3,5% от общего объема не состоявшихся в III квартале 2020 года закупок;
- 15 800 закупок услуг по операциям с недвижимым имуществом, на общую сумму 38 млрд рублей, что составляет 8% от общего количества и 4% от общего объема закупок, не состоявшихся в III квартале 2020 года.
Муниципальные и региональные органы публикуют сводные отчеты, из которых опытные поставщики узнают о полезной информации. Эти отчеты выкладывают в ЕИС в разделе «Сводные аналитические отчеты 44-ФЗ». Например, из сводного аналитического отчета об осуществлении закупок товаров, работ, услуг за 2020 год от комитета Ставропольского края по государственным закупкам узнаем среднее количество заявок по нишам и среднее падение. Вот рейтинг ниш на госзакупках в Ставропольском крае.
Наименование объекта закупки |
Доля экономии |
Среднее количество участников закупок |
---|---|---|
Закупка и поставка медицинского оборудования |
5% |
2,50 |
Закупка и поставка лекарственных препаратов |
5% |
2,06 |
Закупка продуктов питания |
15% |
3,61 |
Строительство и ремонт |
12% |
5,48 |
Ремонт и восстановление дорог |
9% |
3,66 |
Мы сделали чек-лист для анализа ниши в госзакупках в 2022 году.
Переходим к участию
Изменяя этап закупки с «Завершена» на «Подача заявки», получите перечень актуальных закупок, в которых примете участие после получения электронной подписи, регистрации в ЕИС и открытия специального счета в банке.
Подробнее: