Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция

Госзакупки в строительстве — это конкурентные и неконкурентные процедуры определения подрядчика на выполнение ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ с целью удовлетворения потребностей заказчика. Недавно правила изменились.

Содержание

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Нормативная база

Вот какими законами регулируются госзаказы в строительстве в 2022 году:

Эксперты КонсультантПлюс разобрали меры поддержки из-за коронавируса для представителей строительного бизнеса. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

Выбираем способ определения поставщика

С 01.09.2020, по ПП № 921, заказы на строительные работы исключили из обязательного аукционного перечня, утвержденного Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016. Это значит, что с 1 сентября 2020 года закупку строительных работ можно осуществлять посредством аукциона или конкурсных процедур. Также допустимо заключение контракта с единственным поставщиком по основанию, которое закреплено в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В контрактной системе по способу проведения подрядные торги бывают нескольких видов:

  • электронный аукцион;
  • электронный запрос котировок. Главное условие — НМЦК заказа не более 3 млн рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ);
  • электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 000 000 рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).

Код ОКПД2 на разработку проектной документации 41.10.10.000 не входит в аукционный перечень. Вот каким способом провести закупку по изготовлению ПСД — конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.

ВАЖНО!
До 31.12.2022 заказчики вправе выбирать способ закупки для нужд Республики Крым, г. Севастополя и нужд муниципальных образований этих субъектов РФ в особом порядке. Он согласуется с Минфином и установлен НПА этих субъектов РФ. Такая возможность есть только при некоторых закупках, в частности, при закупках Минстроя и его подведомственных учреждений (ч. 1.3 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014, ч. 66, 67 ст. 112 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства № 543 от 18.04.2020).

Готовим закупочную документацию

В состав документов для конкурентных строительных тендеров включаем документацию, проект контракта и извещение. Заказчиками конкурсные процедуры по отбору подрядчиков на выполнение строительно-монтажных работ по объектам капитального строительства, обеспеченным утвержденной проектной документацией на начало текущего года, должны быть завершены в сроки, которые прописаны в 44-ФЗ. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, п. 3 ч. 3 ст. 82.1 44-ФЗ):

  • запрос котировок в электронной форме — за 4 рабочих дня до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 4 ст. 82.1 44-ФЗ);
  • электронный аукцион, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона за 7 дней;
  • электронный аукцион с начальной максимальной ценой закупки до двух миллиардов рублей: вот в какой срок заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, если НМЦК не превышает 2 млрд рублей, — за 7 дней;
  • электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.

Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениями Федеральной контрактной системы. Не забываем и о типовой документации электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин.

Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности госзакупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ работ по строительству (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):

Шаг 1. Формируем требования к участникам. Для потенциальных поставщиков действуют единые требования в госзаказах на строительство, в определенных ситуациях применяются и дополнительные требования (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ). Подрядчики строительных работ обязаны иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, следовательно, потребуйте от подрядчиков предоставить в составе заявки копию выписки из реестра (только саму выписку или ее копию, не придирайтесь к срокам действия и дате выдачи). Исключения прописаны в ч. 2.1, 2.2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ. По рекомендации ФАС, помимо условия о членстве в СРО, запросите у участников подтверждение, что уровень его ответственности в компенсационном фонде СРО не меньше, чем его предложение о цене контракта.

Дополнительные требования устанавливаются для аукционов на строительство по 44-ФЗ с НМЦК, превышающей 10 миллионов рублей, и для конкурсов с ограниченным участием ценой свыше 100 миллионов рублей. Объекты таких закупок — работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, возведению некапитального строения, благоустройству территории, ремонту и содержанию автодорог.

Шаг 2. Утверждаем проект. Проектная документация готовится практически для всех видов строительства, кроме тех, когда она не требуется и когда госзаказ ведется по положениям ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).

Процедура госзаказа в области строительства по закону о контрактной системе особо не отличается от закупок других видов работ и услуг. Но есть один важный нюанс: при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства описанием объекта закупки является проектная документация. Разработанный проект включают в документы заказа, заявки участников оценивают по предложенным проектам.

В проектной документации обосновывается НМЦК госзакупок на строительство.

Главная особенность электронного аукциона с проектной документацией: отдельно готовить техническое задание нет необходимости, равно как и расписывать качественные, технологические и функциональные особенности объекта.

Если госзаказ финансируется из бюджетных средств, заказчик вправе ограничиться только сметой (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). По 44-ФЗ, при проведении аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника на выполнение работ по условиям заказчика.

Покупка объекта недвижимости, который планируется к возведению, — это не строительные работы, и проводить заказ по правилам, определенным для строительства, запрещено. В некоторых случаях не допускается и приобретение уже построенного недвижимого имущества у единственного поставщика. Об этом говорится в письме ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019.

Шаг 3. Устанавливаем требования к содержанию заявки.

Вот какие особенности работы по 44-ФЗ для подрядчиков устанавливают заказчики:

  • на состав заявки влияет наличие проекта в документации. Если проектные документы есть, то участники в первой части выражают согласие на выполнение строительства, которое формируется при помощи функционала площадки. Когда проектной документации нет, участники выражают согласие и расписывают сведения о продукции (указывают страну-изготовителя и сведения о товарном знаке);
  • содержание второй части никак не меняется от наличия проекта. И не забывайте, что соответствие дополнительным требованиям подрядчик предоставляет оператору электронной площадки (в случае аукциона);
  • если проводится электронный конкурс, участник обязан предоставить эти документы заказчику;
  • для участия в электронных закупках используют типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).

Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 4 ст. 56.1, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):

  • открытый конкурс в электронной форме (конкурс с ограниченным участием в электронной форме) на выполнение работы в сфере науки, культуры или искусства — 10 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок на участие;
  • электронный конкурс, в т. ч. и с ограниченным участием, — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
  • электронный аукцион — 3 рабочих дня;
  • электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
  • электронный аукцион с НМЦК до 2 млрд рублей на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
  • электронный конкурс, в т. ч. и с ограниченным участием, с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.

Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).

Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.

Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).

09.06.2020 на портале правовой информации опубликовали Постановление Правительства № 921 от 25.06.2020, которое изменило правила оценки заявок участников конкурсов на строительство по ПП № 1085 от 28.11.2013 и доптребования к ним по ПП № 99 от 04.02.2015. Нововведения в закупках строительных работ по 44-ФЗ заработали с 09.07.2020.

Из правил оценки заявок убрали работы на особых объектах и автодорогах. Новый порядок действует в госзакупках:

  • строительных работ по контрактам, указанным в ч. 16, 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 закона № 44-ФЗ;
  • работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства;
  • работ по сохранению объектов культурного наследия.

С 09.07.2020 поправили доптребования к участникам закупок по строительству. В частности, снизили стоимостный порог таких закупок, при котором предъявляются доптребования. Например, в закупках работ по строительству, реконструкции линейного и нелинейного объекта капстроительства их установят, если НМЦК превышает:

  • 10 млн руб. — для федеральных нужд;
  • 5 млн руб. — для региональных и местных нужд.

Период, за который учитывают опыт в строительстве, увеличили с 3 до 5 лет. Участники закупок на строительство не подтвердят его, если предоставят сведения о выполненном контракте (договоре) на капремонт или снос объекта.

По новым правилам, документы, которые подтверждают опыт, принимают не раньше чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Похожие поправки предусмотрели и для закупок работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории и ремонт, содержанию автомобильных дорог. Они перечислены в п. 2.2 и 2.3 приложения № 1 к ПП № 99.

В отдельное основание вынесли госзакупки работ по капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства. В закупках таких работ подрядчики смогут подтвердить опыт (на выбор):

  • любым выполненным госконтрактом (договором) на строительство, реконструкцию нелинейного объекта;
  • выполненным контрактом (договором) на капремонт нелинейного объекта, который заключен по 44-ФЗ, 223-ФЗ.

Список ситуаций, когда придется установить доптребования, дополнили новой позицией. Их устанавливают в закупках работ по подготовке проектной документации или выполнению инженерных изысканий, если НМЦК превышает:

  • 10 млн руб. — для федеральных нужд;
  • 5 млн руб. — для региональных и местных нужд.

31.07.2020 законодатели внесли правки в 44-ФЗ, которые закрепляют особенности подготовки документации для закупок в сфере строительства в форме электронного конкурса (ч. 68 ст. 112 44-ФЗ):

  • в документации и извещении не указывают дату и время рассмотрения первых частей заявок;
  • в качестве критерия не устанавливают качественные, функциональные и экологические характеристики работ;
  • первая часть конкурсной заявки подается в форме согласия.

Оформляем проект контракта и извещение

После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия.

Сейчас используют типовые условия на строительство, которые утвердили Приказом Минстроя № 9/пр от 14.01.2020.

Если вы приобретаете работы по строительству, которые не включены в информационную карту к типовым условиям, готовьте собственный проект контракта, руководствуясь нормами законодательства и потребностями заказчика. К проекту контракта на закупку строительства сформируйте:

  • условия о нескольких этапах оплаты в соответствии с выполняемыми объемами и стоимостью работ;
  • график выполнения и оплаты работ;
  • проектную и техническую документацию, устанавливающую объемы и содержание предмета госконтракта.

Пример проекта контракта из тендерной документации.

После подготовки закупочной документации и проекта контракта подготовьте и опубликуйте извещение, используя функции Единой информационной системы. При заполнении извещения учитывайте положения ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст. 63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.

Рассматриваем заявки

Поступившие предложения заказчику на подрядных торгах называют конкурсными заявками. Состав и алгоритм рассмотрения заявок определяется наличием проекта в составе закупочной документации. Если проект есть, то первые части заявок в аукционе не рассматриваются, и торги за контракт на строительные работы начинаются через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Как только торги завершатся, оператор электронной площадки направит заказчику обе части заявок на анализ и оценку (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).

Если проектных документов нет, то действуют другие правила рассмотрения. Первые части анализируются до момента торгов. Комиссия обязана изучить заявки, допустить или не допустить участников, сформировать и разместить протокол рассмотрения. Протокол размещаем не только в ЕИС, но и на торговой площадке (ч. 6, 7 ст. 67 44-ФЗ).

После завершения торгов среди допущенных участников комиссия оценивает вторые части заявок. По итогам рассмотрения формируется протокол, который публикуется в ЕИС и на ЭП (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ). Подтвердительные регистры от подрядчиков направляются вместе со вторыми частями заявок. Комиссия рассматривает их вместе с предложениями участников. Соглашения о субподряде не являются подтверждением соответствия дополнительным требованиям (п. 2 письма ФАС № МЕ/51304/19 от 19.06.2019). Если в закупке принимает участие только один подрядчик, то комиссия рассматривает сразу обе части его предложения (ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).

При проведении электронных процедур — запроса котировок и конкурса с ограниченным участием — действует общий порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Федеральной контрактной системой.

31.07.2020 опубликовали поправки в ФЗ-44, которые закрепляют особенности рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на проведение работ по строительству (ч. 68 ст. 112 44-ФЗ):

  • срок направления оператором ЭТП заказчику всех частей конкурсных заявок — не позже следующего рабочего дня после окончания подачи предложений;
  • протокол рассмотрения первых частей заявок не оформляют;
  • подача окончательных предложений отменена;
  • срок рассмотрения комиссией конкурсных предложений — не более пяти рабочих дней;
  • по итогам рассмотрения вторых частей заявок комиссия оформляет протокол;
  • срок подготовки итогового протокола — не позже следующего рабочего дня после публикации в ЕИС протокола по вторым частям;
  • если конкурс не состоялся, эту информацию вносят в протокол рассмотрения вторых частей конкурсных предложений.
ВАЖНО!
Нововведения действуют до 01.01.2024.

Собрали в таблицу ответы на ключевые вопросы об изменениях при размещении электронных конкурсов.

Вопросы Ответы
Для каких закупок действуют особенности

Для закупок работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, которые закупаются в форме открытого конкурса в электронной форме.

Подробнее: «Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция»

Особенности придется применять в госзакупках с проектной документацией.

Как документально оформить

В извещении и закупочной документации не указывайте такую информацию:

  • о дате и времени рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок;
  • о дате предоставления подрядчиками окончательных предложений о цене госконтракта. Процедуры направления таких предложений не будет.

В конкурсной документации не требуйте от потенциальных подрядчиков предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта госзакупки.

В первой части заявки достаточно согласиться исполнить работы на условиях закупочной и проектной документации.

Какие особенности в рассмотрении и оценке заявок

После завершения периода приема заявок не позже следующего рабочего дня госзаказчик получит от электронной площадки одновременно:

  • первые и вторые части заявок;
  • предложения о цене госконтракта;
  • документы по ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.

Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок оформлять не придется.

В течение 5 рабочих дней со дня получения документов и информации комиссия заказчика обязана:

  • рассмотреть и оценить предложения потенциальных подрядчиков;
  • оформить итоги рассмотрения вторых частей в виде протокола. Он отправляется оператору, который опубликует его на электронной площадке и в ЕИС. В этом же протоколе отразят, что закупка не состоялась;
  • оформить итоговый протокол. Его выложат в ЕИС и отправят оператору электронной площадки.

Закупку признают несостоявшейся, если:

  • нет заявок;
  • все предложения отклонили.

В этом случае госзаказчик изменяет план-график и вправе провести повторный конкурс.

Заключаем и изменяем контракт

Соглашение с победителем торгов заключается минимум через 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ). Если проводился запрос котировок, то контракт на проектирование и строительство по 44-ФЗ подписывают через 7 дней после размещения протокола оценки заявок. Никаких особых правил для заключения строительного контракта не предусмотрено.

Просмотр выигранных тендеров на строительство в 2022 году доступен в ЕИС. Чтобы просмотреть торги, победитель по которым определен, при поиске заказов выберите параметр «Размещение завершено».

Там же размещают тендеры для ИП на строительство в Москве в 2022 году, в которых стоит принять участие. Чтобы найти подходящие закупки, отфильтруйте все строительные заказы по городу, в котором проводят стройку:

  1. Перейдите на вкладку поиска «Все параметры».
  2. Выберите параметр «Заказчик» и местоположение поставки.

09.11.2021 вступило в силу Постановление Правительства № 1812 от 22.10.2021:

  • уточнили порядок изменения некоторых строительных контрактов по п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ;
  • расширили перечень заказчиков, которым разрешено вносить правки в госконтракты, в частности, в него включили Минобороны, ФСС, Пенсионный фонд и подведомственные им организации.
ВАЖНО!
Новый порядок действует для строительных контрактов, которые подписаны до 01.10.2021. Источник финансирования — федеральный бюджет.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.