Как принять и распределить лимиты бюджетных обязательств

Ежегодно утверждается Закон о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. И хотя для конкретных учреждений ФЗ — это общий норматив, в бюджет страны изначально закладывают, сколько денег доведут конкретным получателям государственных субсидий, субвенций и дотаций. А объем финансирования для организаций госсектора зависит от лимитов бюджетных обязательств.

Содержание

Что такое лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования

Раньше я работала главбухом в муниципальном учреждении, поэтому не понаслышке знаю про лимиты бюджетных обязательств, ассигнования и порядок финансирования в госсекторе. Расскажу об этом подробнее.

ЛБО — это максимальная сумма денег из бюджета, которую учреждение сможет потратить за год (ст. 6 БК РФ). Лимиты доводят только до казенных учреждений — бюджетные и автономные организации получают не лимиты, а финансирование из бюджета. Есть исключение: федеральным бюджетникам и автономщикам доводят лимиты на капитальные вложения.

Чтобы разобраться с ЛБО, надо сразу разграничить несколько понятий:

  • бюджетные обязательства — обязанность учреждения выполнить плановое требование за счет средств бюджета. К примеру, выплатить зарплату работникам, заплатить налоги, рассчитаться по госконтракту. Для бюджетных обязательств и определяют лимит — сумму, больше которой потратить нельзя. Его прописывают в плане финансирования: для казенщиков это бюджетная смета, для бюджетников и автономщиков — ПФХД;
  • денежные обязательства — это сумма фактически доведенных денег для выполнения бюджетных обязательств. Приведем пример: вы заключили контракт с поставщиком на 100 000 рублей в пределах ЛБО на текущий год. Бюджетные обязательства по контракту надо зарегистрировать в Казначействе. Казначеи проверят госконтракт, исполнительные документы и разрешат заплатить поставщику. Сумма, которую вы перечислите, — 100 000 рублей — и есть денежное обязательство. Оно автоматически появляется после регистрации контракта;
  • бюджетные ассигнования — это предельная сумма, больше которой учреждение не профинансируют. Ассигнования выделяют для исполнения обязательств бюджета.

Учреждения показывают в плановых документах только лимиты, без ассигнований. Ассигнования, то есть непосредственно финансирование, до них доводят позднее, после утверждения сметы на финансовый год и плановый период.

В процессе принятия, доведения и использования ЛБО есть несколько участников:

  • главные распорядители средств бюджета — ГРБС — утверждают, выделяют, доводят бюджетные обязательства и устанавливают лимиты;
  • распорядители — РБС — подчиняются ГРБС и контролируют исполнение бюджета;
  • получатели средств бюджета — ПБС — учреждения, которым доводят ЛБО и выделяют под них финансирование;
  • Федеральное казначейство и его территориальные отделы (ТОФК) — через них проходят все операции бюджета: казначеи контролируют, проверяют и санкционируют платежи.

Порядок утверждения, распределения, доведения ЛБО и принятия обязательств устанавливает российское правительство. Действующие правила подробно описаны в постановлении Правительства РФ № 1496 от 09.12.2017.

Как утверждают и изменяют лимиты бюджетных обязательств

Прежде чем учреждение получит ЛБО, их утверждают, распределяют и доводят. За утверждение ЛБО и обоснование бюджетных ассигнований в рамках Закона о федбюджете отвечают главные распорядители. Обычно федеральный бюджет утверждают на следующий очередной и два последующих плановых года.

Как только официально публикуют Закон о федеральном бюджете, ГРБС распределяет ассигнования и доведенные от Минфина лимиты бюджетных обязательств между подведомственными учреждениями:

  • нижестоящими распорядителями;
  • получателями денег из бюджета.

Все подведомственные получатели принимают ЛБО и приступают к исполнению бюджета.

Главные распорядители не утверждают лимиты до:

  • выполнения условий, которые установлены Законом о федбюджете;
  • принятия акта или решения о проведении или софинансировании капитальных вложений по объектам капстроительства и о предоставлении инвестиций из бюджета (ст. 80 БК РФ);
  • утверждения ведомственной программы цифровой трансформации (ПП РФ № 1646 от 10.10.2020);
  • утверждения паспортов нацпроектов;
  • принятия решения об использовании и перераспределении бюджетных ассигнований, которые зарезервировали по нормам абз. 5 п. 3 ст. 217 БК РФ;
  • выполнения других условий по решению правительства.

После того как до ГРБС доводят лимиты бюджетных обязательств, распорядители формируют информацию об этих ЛБО в государственной информационной системе «Электронный бюджет». Объемы ЛБО распределяют по годам и кодам классификации расходов федбюджета (Приказ Минфина № 82н от 24.05.2022). Затем данные по ЛБО отправляют в Федеральное казначейство.

Если возникла потребность увеличить ЛБО (к примеру, произошли непредвиденные обстоятельства), то получатель пишет распорядителю письмо-запрос на увеличение лимитов. ГРБС отправляет предложение по изменению ЛБО Минфину. Увеличить лимиты и ассигнования из бюджета смогут только до 1 марта текущего финансового года.

После 1 марта ЛБО для конкретного получателя увеличивают только за счет перераспределения средств бюджета.

Например, у одного учреждения в течение года образовалась экономия, и ему не нужны высвободившиеся средства. Он пишет письмо об уменьшении лимитов и ассигнований. Распорядитель забирает эти деньги, меняет ЛБО и отправляет свободные средства на нужды других федеральных заказчиков или в Резервный фонд президента или правительства.

До 1 марта текущего года Минфин сможет внести изменения в бюджетную роспись для увеличения ассигнований на:

  • исполнение госконтрактов на поставку товаров, работ, услуг, которые заключили в прошлом году с оплатой и исполнением в текущем. Но только при условии, что остаток оплаты не превышает ЛБО и неиспользованные ассигнования;
  • исполнение госконтрактов с казначейским обеспечением обязательств. Условие то же — непревышение ЛБО;
  • оплату отдельных видов товаров, работу, услуг, которые приобрели с использованием электронного сертификата, и на ряд других целей. И в этом случае лимиты превышать нельзя.

Чтобы изменить ЛБО и увеличить ассигнования, ГРБС готовят предложения для Минфина. После того как изменения по ЛБО утвердят (обычно это делают в течение одного рабочего дня), до получателей доведут новые лимиты обязательств и бюджетные ассигнования.

В какие сроки доводят лимиты бюджетных обязательств и финансирование

Лимиты бюджетных обязательств для федеральных учреждений доводят в течение 10 рабочих дней после того, как ГРБС покажет их на своем лицевом счете. А ассигнования из бюджета и фактическое финансирование организация получит только после того, как утвердит бюджетную смету (ст. 221 БК РФ). Денежные обязательства доводят под конкретные затраты — выплату зарплаты, уплату налогов и страховых взносов, закупки. Предельный срок финансирования не установлен: как только ГРБС согласует запланированные расходы, организации доведут финансирование.

ЛБО по инвестициям из бюджета и субсидиям для капитальных вложений в объекты государственной собственности доводят до получателей средств из федерального бюджета в течение тех же 10 рабочих дней после отражения на лицевых счетах ГРБС.

Как доводят лимиты бюджетных обязательств

Главные распорядители доводят лимиты в объеме выделенных и утвержденных ассигнований. Федеральные учреждения получают эти деньги в соответствии с плановыми показателями, которые расписали в бюджетной смете. При необходимости ЛБО и финансирование увеличивают.

Средства регионального бюджета, в том числе областные деньги, доводят в тот срок, который утвердили на локальном уровне. Единого срока нет — у каждого региона собственные правила. Приказ или распоряжение о сроках доведения лимитов в конкретном регионе публикуют на официальном сайте местной администрации.

Как связаны лимиты бюджетных обязательств и госзакупки

Получатели средств исполняют бюджет в течение года: рассчитываются с персоналом, платят налоги и приобретают товары, работы, услуги для удовлетворения собственных нужд, чтобы бесперебойно работать и выполнять государственные и муниципальные услуги. Для закупок товаров, работ и услуг учреждения проводят торги и подписывают контракты по 44-ФЗ. Все госконтракты заключают строго под выделенные лимиты бюджетных обязательств: если ЛБО нет, то проводить закупку нельзя. После заключения и исполнения контракта заказчики смогут его оплатить в рамках доведенных ЛБО — для расчетов с поставщиками выделяют финансирование, то есть денежные обязательства.

ВАЖНО!
Денежные обязательства придут уже после проведения закупки и исполнения контракта или его отдельного этапа. Если по контракту требуется авансирование, то его профинансируют в нужный заказчику срок.

Заказчики, которые финансируются из федерального бюджета, завершают расчеты по контрактам в отчетном году за счет доведенных ЛБО строго на цели заключенного соглашения. Нецелевое исполнение не допускается: за это грозит не только административная, но и уголовная ответственность.

По правилам рассчитаться по контрактам, заключенным за счет средств федбюджета, надо до 1 июня текущего финансового года. Но если контракт расторгли в одностороннем порядке, по решению суда или по соглашению сторон, то сроки оплаты сдвигаются на неопределенный период.

Кроме того, правила доведения ЛБО, заключения и исполнения госконтракта до 1 июня не распространяются на:

  • закупки по государственному оборонному заказу и обеспечение обороны, безопасности страны и общественной безопасности;
  • закупки, которые финансируются из резервного фонда президента или правительства, за счет средств Федерального дорожного фонда;
  • извещения, которые размещены до 1 июня;
  • закупки у единственного поставщика по п. 1, 4 , 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 40–42, 46, 50–52, 56 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, но информация о них включена в план-график;
  • закупки, которые провели путем электронного запроса котировок.

Но получатели средств федерального бюджета обязаны завершить все расчеты по госконтрактам не позднее 25 декабря текущего года.

ВАЖНО!
Получатели средств федбюджета, которых профинансировали в пределах доведеннных ЛБО, не вправе принимать бюджетные обязательства по госконтрактам на поставку товаров, работ, услуг после 1 декабря текущего года при одном условии: если сроки авансирования или оплаты всего контракта или его отдельного этапа превышают месяц после 01.12, то есть если исполнение обязательств выпадает уже на следующий финансовый год.

За нарушение порядка финансирования, несоблюдение сроков и нецелевое использование средств федбюджета грозят приостановление операций на лицевом счете заказчика и отзыв лимитов бюджетных обязательств.

По теме: когда могут отозвать лимиты бюджетных обязательств

Как вести бухучет лимитов бюджетных обязательств

ЛБО к учету не принимают — это предельные значения, которые учреждения учитывают при исполнении бюджета. Бухгалтер учитывает непосредственно бюджетные и денежные обязательства.

Бюджетные обязательства принимают по счету 0 502 01 000 — на нем учреждения отражают принятые обязательства (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Когда принимаете бюджетные обязательства, счет 0 502 01 000 стоит в кредите. По дебету указывают один из бухгалтерских счетов:

  • 0 501 00 000 — это делают казенные учреждения;
  • 0 506 00 000 — этот счет используют бюджетные и автономные учреждения.

Денежные обязательства отражают на счете 0 502 02 000 — принятые денежные обязательства.

Приведем пример.

Федеральный заказчик провел электронный запрос котировок и заключил госконтракт на консультационные услуги — их учитывают по КОСГУ 226. Он принимает бюджетные обязательства на сумму госконтракта — Дт 1 501 13 226 Кт 1 502 11 226.

Поставщик оказал услуги разово, авансирования не предусмотрено. Заказчик рассчитывается по контракту одним платежом. Проводка — Дт 1 502 11 226 Кт 1 502 12 226, такой записью учреждение принимает денежные обязательства.

Еще по теме:

Лимиты бюджетных обязательств: вопросы и ответы

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.