Как принять и распределить лимиты бюджетных обязательств
Ежегодно утверждается Закон о федеральном бюджете на очередной год и плановый период. И хотя для конкретных учреждений ФЗ — это общий норматив, в бюджет страны изначально закладывают, сколько денег доведут конкретным получателям государственных субсидий, субвенций и дотаций. А объем финансирования для организаций госсектора зависит от лимитов бюджетных обязательств.
Что такое лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования
Раньше я работала главбухом в муниципальном учреждении, поэтому не понаслышке знаю про лимиты бюджетных обязательств, ассигнования и порядок финансирования в госсекторе. Расскажу об этом подробнее.
ЛБО — это максимальная сумма денег из бюджета, которую учреждение сможет потратить за год (ст. 6 БК РФ). Лимиты доводят только до казенных учреждений — бюджетные и автономные организации получают не лимиты, а финансирование из бюджета. Есть исключение: федеральным бюджетникам и автономщикам доводят лимиты на капитальные вложения.
Чтобы разобраться с ЛБО, надо сразу разграничить несколько понятий:
- бюджетные обязательства — обязанность учреждения выполнить плановое требование за счет средств бюджета. К примеру, выплатить зарплату работникам, заплатить налоги, рассчитаться по госконтракту. Для бюджетных обязательств и определяют лимит — сумму, больше которой потратить нельзя. Его прописывают в плане финансирования: для казенщиков это бюджетная смета, для бюджетников и автономщиков — ПФХД;
- денежные обязательства — это сумма фактически доведенных денег для выполнения бюджетных обязательств. Приведем пример: вы заключили контракт с поставщиком на 100 000 рублей в пределах ЛБО на текущий год. Бюджетные обязательства по контракту надо зарегистрировать в Казначействе. Казначеи проверят госконтракт, исполнительные документы и разрешат заплатить поставщику. Сумма, которую вы перечислите, — 100 000 рублей — и есть денежное обязательство. Оно автоматически появляется после регистрации контракта;
- бюджетные ассигнования — это предельная сумма, больше которой учреждение не профинансируют. Ассигнования выделяют для исполнения обязательств бюджета.
Учреждения показывают в плановых документах только лимиты, без ассигнований. Ассигнования, то есть непосредственно финансирование, до них доводят позднее, после утверждения сметы на финансовый год и плановый период.
В процессе принятия, доведения и использования ЛБО есть несколько участников:
- главные распорядители средств бюджета — ГРБС — утверждают, выделяют, доводят бюджетные обязательства и устанавливают лимиты;
- распорядители — РБС — подчиняются ГРБС и контролируют исполнение бюджета;
- получатели средств бюджета — ПБС — учреждения, которым доводят ЛБО и выделяют под них финансирование;
- Федеральное казначейство и его территориальные отделы (ТОФК) — через них проходят все операции бюджета: казначеи контролируют, проверяют и санкционируют платежи.
Порядок утверждения, распределения, доведения ЛБО и принятия обязательств устанавливает российское правительство. Действующие правила подробно описаны в постановлении Правительства РФ № 1496 от 09.12.2017.
Как утверждают и изменяют лимиты бюджетных обязательств
Прежде чем учреждение получит ЛБО, их утверждают, распределяют и доводят. За утверждение ЛБО и обоснование бюджетных ассигнований в рамках Закона о федбюджете отвечают главные распорядители. Обычно федеральный бюджет утверждают на следующий очередной и два последующих плановых года.
Как только официально публикуют Закон о федеральном бюджете, ГРБС распределяет ассигнования и доведенные от Минфина лимиты бюджетных обязательств между подведомственными учреждениями:
- нижестоящими распорядителями;
- получателями денег из бюджета.
Все подведомственные получатели принимают ЛБО и приступают к исполнению бюджета.
Главные распорядители не утверждают лимиты до:
- выполнения условий, которые установлены Законом о федбюджете;
- принятия акта или решения о проведении или софинансировании капитальных вложений по объектам капстроительства и о предоставлении инвестиций из бюджета (ст. 80 БК РФ);
- утверждения ведомственной программы цифровой трансформации (ПП РФ № 1646 от 10.10.2020);
- утверждения паспортов нацпроектов;
- принятия решения об использовании и перераспределении бюджетных ассигнований, которые зарезервировали по нормам абз. 5 п. 3 ст. 217 БК РФ;
- выполнения других условий по решению правительства.
После того как до ГРБС доводят лимиты бюджетных обязательств, распорядители формируют информацию об этих ЛБО в государственной информационной системе «Электронный бюджет». Объемы ЛБО распределяют по годам и кодам классификации расходов федбюджета (Приказ Минфина № 82н от 24.05.2022). Затем данные по ЛБО отправляют в Федеральное казначейство.
Если возникла потребность увеличить ЛБО (к примеру, произошли непредвиденные обстоятельства), то получатель пишет распорядителю письмо-запрос на увеличение лимитов. ГРБС отправляет предложение по изменению ЛБО Минфину. Увеличить лимиты и ассигнования из бюджета смогут только до 1 марта текущего финансового года.
После 1 марта ЛБО для конкретного получателя увеличивают только за счет перераспределения средств бюджета.
Например, у одного учреждения в течение года образовалась экономия, и ему не нужны высвободившиеся средства. Он пишет письмо об уменьшении лимитов и ассигнований. Распорядитель забирает эти деньги, меняет ЛБО и отправляет свободные средства на нужды других федеральных заказчиков или в Резервный фонд президента или правительства.
До 1 марта текущего года Минфин сможет внести изменения в бюджетную роспись для увеличения ассигнований на:
- исполнение госконтрактов на поставку товаров, работ, услуг, которые заключили в прошлом году с оплатой и исполнением в текущем. Но только при условии, что остаток оплаты не превышает ЛБО и неиспользованные ассигнования;
- исполнение госконтрактов с казначейским обеспечением обязательств. Условие то же — непревышение ЛБО;
- оплату отдельных видов товаров, работу, услуг, которые приобрели с использованием электронного сертификата, и на ряд других целей. И в этом случае лимиты превышать нельзя.
Чтобы изменить ЛБО и увеличить ассигнования, ГРБС готовят предложения для Минфина. После того как изменения по ЛБО утвердят (обычно это делают в течение одного рабочего дня), до получателей доведут новые лимиты обязательств и бюджетные ассигнования.
В какие сроки доводят лимиты бюджетных обязательств и финансирование
Лимиты бюджетных обязательств для федеральных учреждений доводят в течение 10 рабочих дней после того, как ГРБС покажет их на своем лицевом счете. А ассигнования из бюджета и фактическое финансирование организация получит только после того, как утвердит бюджетную смету (ст. 221 БК РФ). Денежные обязательства доводят под конкретные затраты — выплату зарплаты, уплату налогов и страховых взносов, закупки. Предельный срок финансирования не установлен: как только ГРБС согласует запланированные расходы, организации доведут финансирование.
ЛБО по инвестициям из бюджета и субсидиям для капитальных вложений в объекты государственной собственности доводят до получателей средств из федерального бюджета в течение тех же 10 рабочих дней после отражения на лицевых счетах ГРБС.
Как доводят лимиты бюджетных обязательств
Главные распорядители доводят лимиты в объеме выделенных и утвержденных ассигнований. Федеральные учреждения получают эти деньги в соответствии с плановыми показателями, которые расписали в бюджетной смете. При необходимости ЛБО и финансирование увеличивают.
Средства регионального бюджета, в том числе областные деньги, доводят в тот срок, который утвердили на локальном уровне. Единого срока нет — у каждого региона собственные правила. Приказ или распоряжение о сроках доведения лимитов в конкретном регионе публикуют на официальном сайте местной администрации.
Как связаны лимиты бюджетных обязательств и госзакупки
Получатели средств исполняют бюджет в течение года: рассчитываются с персоналом, платят налоги и приобретают товары, работы, услуги для удовлетворения собственных нужд, чтобы бесперебойно работать и выполнять государственные и муниципальные услуги. Для закупок товаров, работ и услуг учреждения проводят торги и подписывают контракты по 44-ФЗ. Все госконтракты заключают строго под выделенные лимиты бюджетных обязательств: если ЛБО нет, то проводить закупку нельзя. После заключения и исполнения контракта заказчики смогут его оплатить в рамках доведенных ЛБО — для расчетов с поставщиками выделяют финансирование, то есть денежные обязательства.
Заказчики, которые финансируются из федерального бюджета, завершают расчеты по контрактам в отчетном году за счет доведенных ЛБО строго на цели заключенного соглашения. Нецелевое исполнение не допускается: за это грозит не только административная, но и уголовная ответственность.
По правилам рассчитаться по контрактам, заключенным за счет средств федбюджета, надо до 1 июня текущего финансового года. Но если контракт расторгли в одностороннем порядке, по решению суда или по соглашению сторон, то сроки оплаты сдвигаются на неопределенный период.
Кроме того, правила доведения ЛБО, заключения и исполнения госконтракта до 1 июня не распространяются на:
- закупки по государственному оборонному заказу и обеспечение обороны, безопасности страны и общественной безопасности;
- закупки, которые финансируются из резервного фонда президента или правительства, за счет средств Федерального дорожного фонда;
- извещения, которые размещены до 1 июня;
- закупки у единственного поставщика по п. 1, 4 , 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 29, 33, 40–42, 46, 50–52, 56 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, но информация о них включена в план-график;
- закупки, которые провели путем электронного запроса котировок.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как составить, утвердить и разместить план-график закупок по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Но получатели средств федерального бюджета обязаны завершить все расчеты по госконтрактам не позднее 25 декабря текущего года.
За нарушение порядка финансирования, несоблюдение сроков и нецелевое использование средств федбюджета грозят приостановление операций на лицевом счете заказчика и отзыв лимитов бюджетных обязательств.
По теме: когда могут отозвать лимиты бюджетных обязательств
Как вести бухучет лимитов бюджетных обязательств
ЛБО к учету не принимают — это предельные значения, которые учреждения учитывают при исполнении бюджета. Бухгалтер учитывает непосредственно бюджетные и денежные обязательства.
Бюджетные обязательства принимают по счету 0 502 01 000 — на нем учреждения отражают принятые обязательства (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Когда принимаете бюджетные обязательства, счет 0 502 01 000 стоит в кредите. По дебету указывают один из бухгалтерских счетов:
- 0 501 00 000 — это делают казенные учреждения;
- 0 506 00 000 — этот счет используют бюджетные и автономные учреждения.
Денежные обязательства отражают на счете 0 502 02 000 — принятые денежные обязательства.
Приведем пример.
Федеральный заказчик провел электронный запрос котировок и заключил госконтракт на консультационные услуги — их учитывают по КОСГУ 226. Он принимает бюджетные обязательства на сумму госконтракта — Дт 1 501 13 226 Кт 1 502 11 226.
Поставщик оказал услуги разово, авансирования не предусмотрено. Заказчик рассчитывается по контракту одним платежом. Проводка — Дт 1 502 11 226 Кт 1 502 12 226, такой записью учреждение принимает денежные обязательства.
Еще по теме:
- как происходит казначейское обслуживание бюджетных учреждений;
- как принять бюджетные обязательства и не получить штраф;
- как осуществляется казначейское сопровождение государственных и муниципальных контрактов;
- какие коды КВР и КОСГУ используются для госзакупок;
- как сформировать уникальный номер реестровой записи участника бюджетного процесса;
- как узнать код бюджетной классификации (КБК).
Лимиты бюджетных обязательств: вопросы и ответы
-
Что такое ЛБО?
Это сумма бюджетных средств, которую выделили учреждению на год. Это максимум, больше которого тратить нельзя. ЛБО доводят только до казенных учреждений, бюджетные и автономные организации получают финансирование.
-
Как доводят ЛБО?
Этим занимаются главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Сначала они собирают информацию о потребностях всех подведомственных учреждений, смотрят их бюджетные сметы, обрабатывают сведения и выводят общую сумму финансирования на следующий год и двухлетний плановый период. Затем доводят ЛБО в соответствии с запросами получателей средств, а после утверждения окончательного варианта смет выделяют ассигнования.
-
Как используют ЛБО?
ЛБО — это не деньги, а ограничения по их использованию. Когда до организации доводят ЛБО, ей обозначают, сколько и на что она сможет их потратить в текущем году. Для расчетов с сотрудниками, налоговиками и СФР, поставщиками и подрядчиками учреждению выделяют ассигнования и доводят денежные обязательства, то есть непосредственно финансируют запланированные расходы.
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496
Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Статья 217 БК РФ. Сводная бюджетная роспись
Статья 221 БК РФ. Бюджетная смета
Статья 6 БК РФ. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе