Что такое редукцион
Я давно занимаюсь закупками, но недавно столкнулась с новым для себя понятием: редукцион в тендерах. Победителем редукциона становится участник, предложивший самую низкую цену. Решила подробнее разобраться, что это за процедура и когда проводится.
Что за способ закупки — редукцион
В знаменитой книге Ильфа и Петрова «12 стульев» главные герои пытались купить вожделенный стул на аукционе. Суть происходящего заключалась в поочередном повышении участниками цены на приобретаемый лот. Кто предложил больше остальных, тот и выиграл. Эту схему подтверждает и ст. 447 ГК РФ. Но 44-ФЗ в это же слово вложил несколько иной смысл: победителем признается поставщик, который предложил наименьшую цену, хотя обычно такая процедура носит название редукцион. Речь идет о закупке, в которой побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.
Для информации: какие есть способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Но вернемся к редукциону. Заказчики проводят открытые и закрытые закупки. В первом случае организация сообщает о проведении заказа неограниченному кругу лиц, а во втором участвуют только определенные поставщики. Есть два способа проведения: электронная и «живая» процедура. По сути, открытый редукцион в электронной форме — это одна из конкурентных процедур на электронных площадках, она доступна для всех поставщиков. Порядок их проведения таков:
- Заказчик размещает извещения и документы закупки на электронной площадке.
- Аккредитованные на ЭТП участники подают заявки. Каждой заявке присваивается номер.
- Заказчик оценивает заявки на соответствие требованиям документации.
- Допущенные участники подают ценовые предложения.
- Заказчик определяет победителя, формирует и публикует на площадке итоговый протокол. С победителем заключают договор.
Если же редукцион проводится «вживую», то поставщики собираются в назначенном месте. Каждый получает номер, с которым делает предложения для переторжки, то есть изменения своей цены. После объявления ведущим максимальной цены и шага участники делают ставки, поднимая транспаранты. Ведущий позволяет каждому высказать свое предложение с учетом очереди поднятия транспарантов. Процесс завершается, когда остается один поставщик, предложивший самую низкую сумму.
Чем редукцион отличается от других торговых процедур
Пожалуй, это самый частый вопрос на эту тему. Вот ключевое отличие редукциона и аукциона в предпринимательской практике: аукцион — это торги на повышение, а редукцион — на понижение. Но законодатель, когда принимал закон «О федеральной контрактной системе», в тексте стал использовать термин «аукцион», а торги определил проводить на понижение. То есть по логике предпринимательского права госзаказчики проводят редукционные процедуры.
Помимо аукционов, заказчики проводят электронные конкурсы. Вот чем отличаются конкурсы от редукционов и аукционов: победителем конкурса становится тот участник, который предложил наилучшие условия исполнения контракта или договора. Комиссия заказчика внимательно изучает и оценивает все предложения. У торгов на понижение иной критерий победы — цена. Победителем закупки признают участника, предложившего наименьшую цену по условиям, полностью соответствующим аукционной или редукционной документации.
А вот что такое редукцион в закупках по 223-ФЗ: это обратный аукцион. Заказчики, работающие по нормам 223-ФЗ, вправе закупать подобным образом при условии включения редукционного способа в их положение о закупках. Таким образом, схема проведения этих тендеров идентичная, просто одна применяется в госзаказе и носит название «аукцион», а вторая, обратная процедура, — в закупках по 223-ФЗ.
Но это не всё, чем отличается аукцион от редукциона: разница заключается еще и в том, что понятие редукциона не закреплено законодательно. И так как процедура не регулируется ст. 447-449 ГК РФ, она не является торгом. К заказчику не предъявляются требования о сроках размещения извещения и принятия заявок. Также он освобождается от обязанности заключать контракт с победителем, если это предусмотрено документацией.
Вам будет полезно узнать:
Когда проводят редукцион в закупках
Закупки со снижением стоимости проводят гораздо реже, чем торги на повышение. По нормам ГК РФ электронный редукцион — это вид аукциона, доступный для заказчиков на различных электронных торговых площадках, или «вживую». Но на практике компаний, которые используют редукционные торги, немного. Среди них, например, госкорпорации Росатом и Ростех, ПАО «ВТБ», ФГУП «Почта России», АО «Росагролизинг». Как показывает практика, эти тендеры часто признают несостоявшимися, потому что подана одна заявка либо участников нет совсем.
Редукцион: вопросы и ответы
-
Что такое редукцион?
Это торги на понижение цены. Но заказчики и поставщики по 44-ФЗ называют такие торги аукционом.
-
В каких случаях проводят редукцион?
Поскольку порядок проведения такой процедуры законодательно не закреплен, заказчики сами решают, когда и в каких случаях ее проводить. Но по факту это очень редкий вид торгов: иногда им пользуются заказчики по 223-ФЗ, если закрепили такую возможность в положении о закупке.
-
Где найти редукционные торги?
На электронных торговых площадках. Если хотите поучаствовать в такой процедуре, то изучите федеральные, корпоративные и коммерческие торговые площадки. Напоминаем, что побеждает в таких торгах тот, кто предложил самую низкую цену.