Что такое редукцион

Я давно занимаюсь закупками, но недавно столкнулась с новым для себя понятием: редукцион в тендерах. Победителем редукциона становится участник, предложивший самую низкую цену. Решила подробнее разобраться, что это за процедура и когда проводится.

Содержание

Что за способ закупки — редукцион

В знаменитой книге Ильфа и Петрова «12 стульев» главные герои пытались купить вожделенный стул на аукционе. Суть происходящего заключалась в поочередном повышении участниками цены на приобретаемый лот. Кто предложил больше остальных, тот и выиграл. Эту схему подтверждает и ст. 447 ГК РФ. Но 44-ФЗ в это же слово вложил несколько иной смысл: победителем признается поставщик, который предложил наименьшую цену, хотя обычно такая процедура носит название редукцион. Речь идет о закупке, в которой побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

ВАЖНО!
Фактически по 44-ФЗ проводят аукцион наоборот: участники закупок снижают ставки, а побеждает тот, кто соответствует всем требованиям заказчика и предлагает наименьшую цену контракта. Тогда как в Гражданском кодексе аукцион подразумевает повышение цены за покупку.
Для информации: какие есть способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Но вернемся к редукциону. Заказчики проводят открытые и закрытые закупки. В первом случае организация сообщает о проведении заказа неограниченному кругу лиц, а во втором участвуют только определенные поставщики. Есть два способа проведения: электронная и «живая» процедура. По сути, открытый редукцион в электронной форме — это одна из конкурентных процедур на электронных площадках, она доступна для всех поставщиков. Порядок их проведения таков:

  1. Заказчик размещает извещения и документы закупки на электронной площадке.
  2. Аккредитованные на ЭТП участники подают заявки. Каждой заявке присваивается номер.
  3. Заказчик оценивает заявки на соответствие требованиям документации.
  4. Допущенные участники подают ценовые предложения.
  5. Заказчик определяет победителя, формирует и публикует на площадке итоговый протокол. С победителем заключают договор.

Если же редукцион проводится «вживую», то поставщики собираются в назначенном месте. Каждый получает номер, с которым делает предложения для переторжки, то есть изменения своей цены. После объявления ведущим максимальной цены и шага участники делают ставки, поднимая транспаранты. Ведущий позволяет каждому высказать свое предложение с учетом очереди поднятия транспарантов. Процесс завершается, когда остается один поставщик, предложивший самую низкую сумму.

Чем редукцион отличается от других торговых процедур

Пожалуй, это самый частый вопрос на эту тему. Вот ключевое отличие редукциона и аукциона в предпринимательской практике: аукцион — это торги на повышение, а редукцион — на понижение. Но законодатель, когда принимал закон «О федеральной контрактной системе», в тексте стал использовать термин «аукцион», а торги определил проводить на понижение. То есть по логике предпринимательского права госзаказчики проводят редукционные процедуры.

Помимо аукционов, заказчики проводят электронные конкурсы. Вот чем отличаются конкурсы от редукционов и аукционов: победителем конкурса становится тот участник, который предложил наилучшие условия исполнения контракта или договора. Комиссия заказчика внимательно изучает и оценивает все предложения. У торгов на понижение иной критерий победы — цена. Победителем закупки признают участника, предложившего наименьшую цену по условиям, полностью соответствующим аукционной или редукционной документации.

А вот что такое редукцион в закупках по 223-ФЗ: это обратный аукцион. Заказчики, работающие по нормам 223-ФЗ, вправе закупать подобным образом при условии включения редукционного способа в их положение о закупках. Таким образом, схема проведения этих тендеров идентичная, просто одна применяется в госзаказе и носит название «аукцион», а вторая, обратная процедура, — в закупках по 223-ФЗ.

Но это не всё, чем отличается аукцион от редукциона: разница заключается еще и в том, что понятие редукциона не закреплено законодательно. И так как процедура не регулируется ст. 447-449 ГК РФ, она не является торгом. К заказчику не предъявляются требования о сроках размещения извещения и принятия заявок. Также он освобождается от обязанности заключать контракт с победителем, если это предусмотрено документацией.

Вам будет полезно узнать:

Когда проводят редукцион в закупках

Закупки со снижением стоимости проводят гораздо реже, чем торги на повышение. По нормам ГК РФ электронный редукцион — это вид аукциона, доступный для заказчиков на различных электронных торговых площадках, или «вживую». Но на практике компаний, которые используют редукционные торги, немного. Среди них, например, госкорпорации Росатом и Ростех, ПАО «ВТБ», ФГУП «Почта России», АО «Росагролизинг». Как показывает практика, эти тендеры часто признают несостоявшимися, потому что подана одна заявка либо участников нет совсем.

Редукцион: вопросы и ответы

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.