Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ: сравнительная таблица

Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ для новичков неочевидны: оба закона посвящены организации и проведению тендеров. Однако при малейшем рассмотрении ясно, что эти нормативные акты регулируют разные сферы и применяют их зачастую разные организации. 

Содержание

Что регламентирует Закон о контрактной системе

Федеральный закон о контрактной системе № 44-ФЗ принят 5 апреля 2013 года и вступил в силу 1 января 2014 года. Сфера его регулирования — федеральные и муниципальные закупки. То есть этот закон регулирует, как государственные заказчики федерального уровня и уровня субъектов РФ, а также муниципальные заказчики организуют тендеры и приобретают товары, работы и услуги.

Этот нормативный акт регулирует все этапы закупок, в том числе:

  • порядок планирования закупок;
  • правила определения контрагентов, в том числе какие заказчики вправе проводить процедуры и как их организовывать;
  • порядок заключения контрактов, в том числе закон устанавливает базовые требования к содержанию соглашений;
  • основные правила исполнения контрактов и возможности по их изменению и расторжению;
  • правила мониторинга госзакупок и их контроля.

Что регламентирует 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 посвящен тендерам отдельных видов юрлиц — это то, чем отличается сфера применения ФЗ № 44 и ФЗ № 223 в первую очередь. Перечень организаций, которые организуют приобретение товаров, работ и услуг с учетом этого закона, приводится в статье 1. Например, в числе таких организаций есть естественные монополии и государственные корпорации.

ВАЖНО!
Таким образом, сходства и различия 223-ФЗ и 44-ФЗ начинаются уже с того, для кого предназначены эти законы, второй — для отдельных видов юрлиц, в том числе для некоторых видов коммерческих организаций. Базово, чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ, простыми словами, — это глубиной регулирования: Закон о контрактной системе очень подробен, в его тексте установлены все основные правила госзакупок, закон № 223, напротив, сформулирован значительно более обобщенно. Он устанавливает основные правила и много отдает на откуп заказчикам.

Разница между законами

Вот наглядное сравнение в таблице, чем 44-ФЗ отличается от 223-ФЗ, оба закона рассмотрим в актуальной редакции:

Федеральный закон № 44-ФЗ Федеральный закон № 223-ФЗ
Первое, в чем необходимо разобраться: кто работает по 223-ФЗ, а кто по 44-ФЗ, то есть кто выступает заказчиками по тому и другому закону:
  • государственные и местные органы власти;
  • казенные учреждения;
  • ведомство, управляющее внебюджетным госфондом;
  • Роскосмос, Росатом ППК «Единый заказчик в сфере строительства»;
  • бюджетные организации и унитарные предприятия при расходовании бюджетных средств.
  • госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, доля участия РФ или муниципальных образований в них превышает 50 %;
  • дочерние компании этих организаций;
  • бюджетные учреждения, которые расходуют внебюджетные деньги и при этом приняли положения о закупке;
  • унитарные предприятия;
  • компании, имеющие инвестиционные проекты более чем на 500 млн рублей с поддержкой государства;
  • естественные монополии;
  • региональные операторы.
Второй момент, в чем отличия заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ, — в том, кто участвует в процедурах:
  • юридические лица;
  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Заключить контракт сразу с несколькими участниками торгов заказчики вправе только в отдельных ситуациях, описанных в тексте нормативного акта.

  • коллективные участники, то есть объединения нескольких лиц, которые намерены совместно исполнять договор;
  • юридические лица;
  • физические лица;
  • самозанятые;
  • индивидуальные предприниматели.
Для каких субъектов установлены преимущества:
  • организаций уголовно-исполнительной системы;
  • организаций инвалидов.

Кроме того, заказчики обязаны ежегодно не менее четверти закупок отдавать СМП и СОНКО.

  • субъектов малого предпринимательства;
  • субъектов среднего предпринимательства.

В этом состоит важное отличие 222-ФЗ о закупках от 44-ФЗ: Закон о закупках отдельными видами юрлиц предоставляет преференции средним предприятиям, а Закон о контрактной системе — только малым.

Разумеется, таблица отличий 223-ФЗ и 44-ФЗ немыслима без сопоставления установленных законами способов определения контрагента:
  • открытый конкурс в электронной форме;
  • закрытый конкурс, закрытый электронный конкурс;
  • открытый электронный аукцион;
  • закрытый аукцион, закрытый электронный аукцион;
  • запрос котировок;
  • закупка у единственного поставщика.
  • закрытая конкурентная процедура;
  • электронная конкурентная процедура для СМП;
  • электронный аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений;
  • заключение договора с единственным поставщиком.

Заказчики вправе устанавливать собственные процедуры, которых нет в законе, положениями о закупке.

На каких торговых площадках проводятся процедуры

Заказчики вправе работать только на площадках, указанных в РП № 1447-р от 12.07.2018:

  • «РТС-тендер»;
  • «Электронные торговые системы»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • ЕЭТП;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • «Сбербанк-АСТ»;
  • «Электронная торговая площадка Газпрома» (ЭТП ГПБ);
  • «ТЭК-Торг».

На площадках, которые перечислены в РП № 1447-р, заказчики обязаны размещать только тендеры для СМП. Все прочие процедуры они вправе проводить на любых других ресурсах на собственный выбор.

Порядок определения сроков участия
Установлен нормативным актом

Нормативно предусмотрены только сроки для конкурентных процедур. Для закупок у едпоставщика сроки определены положением заказчика

Обеспечение заявок, соглашений и гарантийных обязательств

Заявки обеспечиваются, если НМЦК более 1 млн рублей, если меньше — устанавливать обеспечение необязательно. Исполнение контракта необходимо обеспечивать всегда, кроме отдельных случаев, указанных в ч. 2 ст. 96.

Есть 2 способа обеспечить заявку или контракт:

  • перечисление суммы обеспечения на спецсчет в банке, где они замораживаются;
  • независимая гарантия.

Гарантийные обязательства устанавливать необязательно.

Заказчик вправе требовать обеспечение заявки, если НМЦК больше 5 млн рублей, при этом размер обеспечения необходимо установить в пределах 5 % НМЦК.

Порядок и необходимость обеспечивать исполнение договора и гарантийные обязательства заказчики описывают в положениях о закупке.

Плата за победу
  • 1 % от цены соглашения, но не более 6000 рублей;
  • 1 % от цены, но не более 2000 рублей, если госзакупка проходит для СМП и СОНКО.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

Плата утверждается площадками самостоятельно.
Антидемпинговые меры

Если участник снизил цену закупки более чем на четверть, то он обязан подтвердить собственную добросовестность или предоставить увеличенное обеспечение.

Устанавливаются положением заказчика.
Обоснование начальных цен
Порядок расчета утвержден Минэкономразвития.

Заказчики определяют порядок расчета в положениях о закупке.

Отчетность:
  • о закупках у СОНКО и СМП;
  • о приобретенном объеме отечественных товаров;
  • сводный аналитический отчет;
  • о закупках в рамках СПИК (специального инвестиционного контракта).
  • о закупках высокотехнологичных товаров;
  • о закупках у МСП.
Изменение и расторжение соглашений

Переписать существенные условия нельзя, кроме строительных закупок, в них разрешено корректировать объем и сроки работ не более чем на 30 %.

Контракт расторгается, если:

  • одна из сторон заявила об одностороннем отказе;
  • по соглашению;
  • по решению суда.

Стороны вправе изменить количество, объемы, сроки исполнения условий.

Порядок расторжения законом не определен, его вправе описать заказчик в положении о закупке.

Таким образом, таблица разницы между Федеральными законами 223 и 44 показывает, что второй значительно подробнее описывает закупочный процесс, оставляя на откуп заказчикам минимум пространства для импровизации. В то же время первый дает им значительную свободу в установлении собственных правил работы в положениях о закупке.

При этом краткое содержание 44 и 223-ФЗ примерно одинаковое: они регулируют, как те или иные организации приобретают товары, работы и услуги.

Еще по теме:

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.