13 разъяснений Минфина об авансах в бюджетных учреждениях
Минфин подготовил разъяснения по авансированию в 2023 году. В информации ведомства — ответы на основные вопросы по авансам и новым правилам работы бюджетников с авансированием.
Основания для разъяснений по авансам
В 2022 году порядок авансирования изменили. В Постановлении Правительства № 505 от 29.03.2022 приводятся новые правила по предоплате и устанавливается размер авансовых платежей при заключении госконтрактов в 2022 году. Но изменения в оплате аванса для бюджетников продлили и на 2023 год: проект постановления правительства об особенностях авансирования уже опубликовали на официальном сайте нормативно-правовых актов.
И хотя Бюджетный кодекс о предоплате аренды и других приобретенных товаров, работ, услуг напрямую не говорит, правительство ввело повышенные авансы на федеральном уровне. А региональные власти определяют порядок авансирования на местном уровне — локальными нормативно-правовыми актами. Некоторые регионы распространяют правила увеличенной предоплаты и на договоры, заключенные в рамках 223-ФЗ.
Для заказчиков опубликовали письмо Минфина об авансе от 27.04.2022 — разъяснения по новым правилам работы. Есть и другие письма с разъяснениями:
- письмо Минфина № 24-06-07/43830 от 13.05.2022;
- письмо Минфина № 24-06-06/63891 от 04.07.2022;
- письмо Минфина № 24-06-07/68449 от 15.07.2022.
Специалисты министерства подготовили ответы на вопросы об авансовых платежах.
Обязанность авансирования
Минфин разъяснил, обязаны ли заказчики устанавливать условие об авансировании в госконтракте. Да, обязаны, если соглашение подлежит казначейскому сопровождению. Если заключаете контракт без казначейского сопровождения, то вы вправе прописать в госконтракте увеличенный авансовый платеж. Минимальный размер, сколько может быть аванс бюджетной организации для госконтрактов без казначейского сопровождения, не предусмотрен: для получателей средств федерального бюджета нет обязанности устанавливать авансовые платежи в таких контрактах.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы подготовить проект контракта без ошибок и нарушений.
Правила для бюджетников
На бюджетные и автономные учреждения распространяются новые правила по повышенной предоплате. Бюджетники при заключении госконтрактов о поставке товаров, работ, услуг с внесением авансовых платежей обязаны соблюдать требования законодательных и правовых российских актов (п. 161 ст. 30 83-ФЗ от 08.05.2010). Такое же правило действует и для автономных учреждений (ч. 3.11-1 ст. 2 174-ФЗ от 03.11.2006). То есть требование о повышенном авансировании по нормам правительства для бюджетных и автономных учреждений обязательное.
Нулевой аванс
В актуальных разъяснениях об авансовых платежах по 44-ФЗ от Минфина указано, есть ли возможность у получателей средств федерального бюджета установить аванс в размере 0%. Если на соглашение распространяется казначейское сопровождение, то нулевой аванс невозможен: установите предварительную оплату в пределах 50-90% (п. 2 ПП РФ № 505, п. 2 проекта ПП РФ на 2023 г.). Если казначейское сопровождение не применяется, то заказчику доступно нулевое авансирование.
Авансы и казначейское сопровождение
Авансирование и казначейское сопровождение напрямую связаны. Если госконтракт с казначейским сопровождением, то в нем предусматривают аванс в размере от 50 до 90%. Авансовый платеж тоже подлежит казначейскому сопровождению. А вот единого перечня, какие работы и услуги бюджетников оплачиваются по 100% предоплате, нет. Такие правила вводят региональные власти локальными актами.
Аванс по частям
Для заказчиков доступна выплата повышенного авансирования по частям. Причем разрешают платить частично за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года и за счет ЛБО каждого последующего года многолетнего госконтракта. Подтверждение приводится в ст. 219 БК РФ.
Авансы в контрактах до 30.03.2022
Заказчики и поставщики смогут установить авансовые платежи в соглашениях, заключенных до 30.03.2022, в которых изначально не включали условие об авансировании. По правилам 44-ФЗ, теперь допускается изменение существенных условий ранее заключенных контрактов, если при их исполнении возникли не зависящие от сторон обязательства, которые не дают исполнить госконтракт на прежних условиях (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Это касается и увеличенного авансирования: стороны вправе изменить условия о предоплате, но с учетом соблюдения требований ст. 96 44-ФЗ.
Контракты до 100 000 рублей
Получатели федеральных средств бюджета вправе включить в соглашения до 100 000 рублей условие о казначейском сопровождении авансовых платежей без издания дополнительных правительственных актов (пп. 9 ч. 2 ст. 5 390-ФЗ от 06.12.2021). Такой акт вправе принять главный распорядитель бюджетных средств (п. 3 ПП РФ № 505). То есть после того, как ГРБС издаст акт о включении в госконтракт до 100 000 рублей условий о казначейском сопровождении аванса от 50 до 90%, заказчик включает его в контракт без дополнительного решения правительства РФ.
Закупки у единственного поставщика
На закупки у единственного поставщика тоже распространяется действие правительственных постановлений. Условие о повышенном авансировании действует для всех госконтрактов, заключенных по 44-ФЗ и подлежащих казначейскому сопровождению. Контракты с единственным поставщиком по ст. 93 44-ФЗ — не исключение.
Извещения о закупке
Минфин пояснил, распространяется ли действие положений пункта 2 Постановления № 505 на контракты, извещение об осуществлении закупки или приглашение которых направлены до 29 марта 2022 года.
Если извещение опубликовано или приглашение по госконтракту направлено до 29.03.2022, то действие положений ПП РФ № 505 на них не распространяется. Если контракт не заключили до 29 марта 2022 года включительно, то повышенное авансирование к нему не применяется.
Госконтракты заключают на условиях, которые прописаны в извещении или приглашении на закупку, документах заказа и заявке участника, с которым заключается соглашение (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Но контракт разрешено менять после его заключения: согласуйте условие о повышенном авансировании, как только подпишете соглашение с контрагентом.
Необоснованное изменение контракта
Изменение существенных условий госконтракта, если фактически нет обстоятельств, препятствующих его исполнению, не допускается (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). При отсутствии документов, подтверждающих обстоятельства невозможности исполнения контракта, изменять контракт тоже нельзя. Изменяйте существенное условие, только если не получится исполнить обязательства на прежних условиях.
Возможность увеличения размера авансовых платежей при закупках
Стороны смогут изменить существенные условия контракта, который заключили до 01.01.2023, если при исполнении соглашения возникли не зависящие от них обстоятельства, и в результате госконтракт нельзя исполнить (ч. 1.3-1.6 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Это касается любых условий договора, в том числе и авансирования. То есть Минфин подтверждает возможность увеличения авансовых платежей при проведении госзакупок (письмо № 24-06-07/43830 от 13.05.2022).
Направление бенефициаром гаранту платежного поручения с подтверждением авансирования принципалу для оплаты по независимой гарантии
Бенефициар (заказчик) одновременно с требованием по независимой гарантии, которую предоставили для обеспечения исполнения госконтракта, направляет гаранту определенный перечень документов (перечень утв. ПП РФ № 1005 от 08.11.2013). Среди них — платежное поручение с подтверждением перечисления заказчиком авансирования принципалу. В платежке надо проставить отметку гаранта или органа Федерального казначейства об исполнении (письмо Минфина № 24-06-06/63891 от 04.07.2022).
Авансирование при поэтапном исполнении контракта
Если в госконтракте прописано его поэтапное исполнение и авансирование, в текст надо включить условие о размере авансового платежа по каждому этапу исполнения контракта в виде процента от размера цены конкретного этапа (п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). То есть если соглашением предусмотрено поэтапное исполнение, авансирование устанавливается для каждого этапа (письмо Минфина № 24-06-07/68449 от 15.07.2022). Но стороны не вправе устанавливать различный размер авансовых платежей в процентном выражении для каждого этапа исполнения.
Еще по теме: