Правила ведения миграционного кадрового учета

Когда я работала в гостинице, проблема миграционного учета как работников, так и постояльцев встала передо мной в полный рост. Я научилась и вам расскажу, что делать.

Содержание

Кто в организации занимается миграционным учетом

Миграционный учет в организации подразумевает сбор, фиксацию и передачу в органы по вопросам миграции сведений о работниках-иностранцах. Гостиницам, базам отдыха и санаториям дополнительно приходится собирать данные о постояльцах; больницам, домам инвалидов и престарелых — о пациентах; интернатам и детским домам — о воспитанниках; учреждениям уголовно-исполнительной системы — об осужденных , т.к. в такой ситуации они выполняют функции принимающей стороны.

Строго говоря, миграционному учету в таких местах подлежат и граждане РФ, но состав сведений и порядок там не такой, как у иностранцев. О них поговорим в следующий раз.

Но кто же отвечает за миграционный учет в организации? В крупных компаниях обычно нанимают отдельного специалиста, который отвечает за весь фронт работ, или пользуются услугами фрилансеров-экспертов. Но мелкие фирмы не всегда в состоянии позволить себе это и нередко «вешают» миграционный учет на кадровиков или (значительно реже) на других сотрудников. Вопросы оплаты дополнительной работы оговариваются не всегда.

ВАЖНО!
Не советую соглашаться на работу в фирмах, которые считают миграционный учет стандартной обязанностью кадровика. Это будет довольно приличный объем работы, требующий времени и дополнительных знаний. Просите доплаты!

Удобно разделить миграционный учет по нескольким специалистам в зависимости от их профессиональных компетенций. Примерно так:

Специалист Обязанности
Директор организации

1. Общее руководство.

2. Ответственность перед контролирующими органами.

Бухгалтерия

1. Контроль за налоговым статусом мигрантов.

2. Начисление и уплата налогов в бюджет.

3. Валютный контроль.

4. Взаимодействие с ИФНС.

5. Выплата зарплаты иностранцем.

Юридический отдел

1. Подготовка внутренних документов с учетом требований миграционного законодательства.

2. Представление интересов организации в судах и контролирующих органов.

Отдел кадров

1. Сбор и контроль актуальности документов.

2. Контроль сроков действия разрешений на работу, регистрации.

3. Подача уведомлений в ОВМ.

Как организовать миграционный учет для кадров

Организация любого процесса, в том числе и миграционного учета, состоит из нескольких шагов:

Шаг 1. Назначение ответственных лиц. Я рекомендую издать приказ, в котором четко прописать, кто и за какие аспекты отвечает.

Шаг 2. Обучение сотрудников. Несправедливо ожидать, что работники разберутся сами. Кроме того, такой подход влечет за собой множество ошибок на первых порах. А ошибки в миграционном учете обычно стоят дорого.

Шаг 3. Выстраивание и по возможности автоматизация работы.

В области миграционного учета кадровикам приходится:

  • собирать документы иностранцев;
  • проверять актуальность и годность разрешений на работу, виз, патентов;
  • вести базу данных мигрантов;
  • ставить иностранцев на миграционный учет и снимать с него путем подачи уведомлений в ОВМ.
ВАЖНО!
Не забываем, что миграционному учету в организации подлежат только те граждане, которым она предоставила жилье и для которых является принимающей стороной.

Кроме этого, кадровики обязаны сообщать в ОВМ о приеме и увольнении любых мигрантов, даже тех, для которых фирма не является принимающей стороной.

Частично автоматизировать эти процессы удобно с помощью использования специализированного софта и сервисов, таких, как:

  • 1С миграционный учет;
  • 1С камин;
  • Мини/Лайтик/Оптимум ФМС и другие;
  • для ведения баз данных — лучшее решение Эксель или Аксес;
  • для подачи уведомлений оптимальнее всего использовать Госуслуги.

Порядок миграционного учета для организации

Основные этапы миграционного учета в организации:

Этап 1. Изучение нормативной базы.

И кадровики, и юристы организации просто обязаны держать руку на пульсе, т. к. изменения в законах происходят регулярно. Особенно часто МВД любит менять формы уведомлений.

Этап 2. Сбор документов иностранцев и подготовка бумаг организации.

Обычно кадровикам требуются следующие документы:

  • паспорт мигранта;
  • миграционная карта;
  • виза, РВП или ВНЖ;
  • патент (с чеками о его оплате) или разрешение на работу;
  • ИНН и СНИЛС;
  • отрывная часть уведомления о регистрации по месту пребывания.
ВАЖНО!
У граждан с РВП и ВНЖ проверяют наличие регистрации по месту жительства в виде штампа или отдельного документа.

А вот готовить макет трудового договора и других соглашений с работниками-иностранцами рекомендую юристам.

Этап 3. Создание и ведение внутренней базы данных.

Тут каждый кадровик сам для себя решает, какие сведения фиксировать. У меня это будут:

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • гражданство;
  • дата въезда и срок пребывания;
  • срок действия визы, разрешения на работу — для визовых мигрантов;
  • дата выдачи, номер и сроки действия патентов — для безвиза;
  • контактные данные.

Современные технические средства позволяют настроить уведомления на телефон или компьютер об истечении срока действия разрешения на работу или регистрации. Рекомендую ими пользоваться.

ВАЖНО!
Обработка и хранение персональных данных иностранных работников должны осуществляться в соответствии с законодательством о защите личной информации. Убедитесь, что доступ к таким данным имеют только уполномоченные сотрудники, а сами данные хранятся в безопасных системах.

Этап 4. Взаимодействие с миграционными органами.

Главная задача кадровика в этой области — вовремя уведомлять о:

  • приеме мигрантов;
  • увольнении мигрантов;
  • прибытии и выбытии иностранцев с адреса организации (в том случае, если она является принимающей стороной).
ВАЖНО!
При изменении личных данных мигранта принимающей стороной подаются уведомление о прибытии с новыми данными и сопроводительное письмо от организации.

Все уведомления заполняются по одинаковым правилам:

  • бланки унифицированы и утверждаются приказами МВД. На сегодня актуальны следующие:
  • на каждого иностранца — отдельное уведомление;
  • ошибки, исправления и помарки недопустимы;
  • при нехватке знакомест, используются доплисты;
  • уведомление подписывает ответственное лицо организации (чаще всего директор). При наличии печати она ставится в специально отведенное поле.

Подают уведомление несколькими способами:

  • лично, в ОВМ;
  • через Госуслуги;
  • почтой.

На сегодня самым удобным способом подачи уведомлений становятся Госуслуги . Их преимущества:

  • быстрота;
  • дистанционность;
  • удобство заполнения. Не надо мучиться с вписыванием букв в клеточки.

Чтобы найти нужную услугу, удобно использовать функционал электронного помощника Макса. Необходимо лишь вписать вопрос в поисковую строку и запустить поиск. А потом пройти по нужной ссылке:

Если же вы по старинке заполняете и распечатываете бланки уведомлений, то рекомендую внимательно проверять их на предмет ошибок, особенно при отправке почтой. После отправки уведомление исправить нельзя и легко попасть на штраф.

Этап 5. Внутренний аудит.

Рекомендую время от времени его проводить. Это поможет выявить ошибки и неудобства и исправить их раньше, чем это приведет к штрафам.

Полезные материалы по теме миграционного учета:

  1. Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан.
  2. Инициативы властей в области миграционной политики: к чему готовиться и чего ждать.
  3. Что грозит за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина.
  4. Как составить трудовой договор с иностранным работником.

Часто задаваемые вопросы о миграционном учете

Образование высшее экономическое + переподготовка " Специалист по кадрам" , " Менеджер по управлению персоналом" . Опыт работы - 10 лет. Сфера интересов - миграционный учет, кадровый учет