Что такое управленческие расходы
В отчете о финансовых результатах они показываются отдельной строкой. Их состав зависит от специфики деятельности предприятия. Их планирование — важная часть финансовой стратегии. Их второе имя — общехозяйственные. А первое — управленческие расходы.
Что такое управленческие расходы
Классическое определение управленческих расходов (УпР) — условно-постоянные, не связанные с производством, хранением и сбытом продукции.
Почему условно-постоянные? Да потому, что они никаким образом не зависят от объема выпущенной продукции, но без них никакое предприятие работать не сможет.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы отразить в учете организации распределение УпР (ОХР).
Что относится к управленческим расходам
Под управленческими, как правило, подразумевают траты на содержание административно-управленческого персонала. Это:
- заработная плата АУП;
- транспортные расходы АУП;
- аренда (или амортизация) офисных помещений и коммунальные платежи, относящиеся к ним;
- все виды связи и коммуникаций;
- содержание офисной оргтехники;
- охранно-пропускные системы
Сразу оговоримся: одни и те же виды расходов на предприятиях различных видов деятельности могут входить как в состав производственных (себестоимость), так и в состав управленческих.
При проведении аудиторской проверки ООО, занимающегося организацией мастер-классов по различным направлениям — кулинария, рукоделие, декорирование, — я была удивлена высоким уровнем УпР. Оказалось, аренду помещений, в которых проводились мастер-классы (а это пять больших кабинетов), учитывали в составе управленческих затрат. Аргументация — кабинеты расположены в бизнес-центре и именуются офисами, а аренда офисов — это УпР. Очевидно, что в данном конкретном случае арендуемые офисы — это производственные помещения, к управлению они отношения не имеют.
Вам будет полезно узнать:
Как рассчитывать и планировать управленческие расходы
Итак, состав УпР каждое предприятие определяет самостоятельно. Подходить к этой задаче следует ответственно, неформально, учитывая специфику деятельности. И обязательно рассчитывать, нормировать и планировать расходы.
Почему это так важно?
Затраты на управление, как мы уже сказали, не находятся в прямой зависимости от объема производства и считаются условно-постоянными. Обратите внимание: «условно». Понятно, что при развитии, расширении производственной или торговой деятельности УпР неизбежно возрастут.
Но встречаются ситуации, когда затраты на административно-управленческие нужды раздуваются беспричинно, следуя лишь «хотелкам» собственников или руководителей бизнеса. Такая расточительность добром не заканчивается: если УпР превышают рассчитанные нормативы, то бизнес «проедает» средства быстрее, чем зарабатывает.
Для определения предельно допустимой величины УпР в сегменте малого и среднего бизнеса чаще всего применяется метод индексации. При этом методе установленная в прошлом году норма индексируется —корректируется на коэффициент темпа роста совокупных затрат предприятия.
Как быть, если норма УпР еще ни разу не рассчитывалась? Можно воспользоваться древним, но все еще применимым советским методом — установить в качестве нормативной величины определенный процент от заработной платы. Сейчас метод устарел, но для отправной точки подойдет.
На практике встречала такой расчет: проанализировали фактический прирост себестоимости продаж и УпР за несколько лет работы предприятия. Это делается по отчету о финансовых результатах (строки 2110 и 2220).
Из приведенной таблицы видно, что затраты на управленческие нужды растут быстрее производственной себестоимости.
Так, прирост себестоимости продаж в 2020 году составил лишь 1,37 %, а прирост УпР — 23,2 %. Чтобы не усугублять ситуацию, принято решение нормировать управленческие расходы методом индексации. За базовое значение приняли среднюю цифру:
УпРср = (1935 + 2384 + 2677 + 3200) = 2 549 000 руб.
Вот расчет для 2023 года:
1. Фактический прирост себестоимости продаж в 2022 году:
15 115 — 14 081 = 1 034 000 руб., или 7,34 % к уровню прошлого года
2. Плановый бюджет УпР на 2023 год:
УпРпл = 2549 х 1,0734 = 2 736 000 руб.
Какой-либо рекомендованной величины управленческих расходов не существует. Для производственных предприятий она, как правило, не превышает 10 % от себестоимости продукции, а в торговых фирмах составляет порой до 25 % от себестоимости продаж.
Главная задача планирования затрат на управление — провести корабль бизнеса между Сциллой и Харибдой: между желанием минимизировать УпР и не растерять (или привлечь) грамотных, эффективных управленцев.
Для этого проводят следующие мероприятия:
- Определяют центры финансовой ответственности (ЦФО) — они, как правило, совпадают с подразделениями предприятия: отдел кадров, бухгалтерия, отдел продаж и т.п.
- Проводят анализ и оптимизацию существующих статей затрат.
- Определяют оптимальную сумму УпР по каждому ЦФО и в целом по предприятию.
- Принимают метод корректировки УпР.
Бухучет управленческих расходов
Для бухгалтерского учета управленческие — это общехозяйственные расходы, относящиеся ко всем сферам деятельности предприятия.
Для них предназначен счет 26. Это активный счет, сальдо по которому или положительное, или нулевое. В течение отчетного периода затраты собираются по Дт26. А дальше?
Подробнее: для чего нужен счет 26 бухгалтерского учета
В себестоимость запасов ОХР не включаются (п. 18 ФСБУ 5/2019). Исключение — расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) запасов.
В себестоимости готовой продукции и НЗП им тоже не нашлось места (п. 26 ФСБУ 5/2019). Исключение — расходы, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, ОХР в бухгалтерском учете формируют себестоимость продаж — ежемесячно списываются в Дт 90.02. Этот метод носит название директ-костинг (или сокращенная себестоимость).
В налоговом учете ОХР при закрытии месяца попадают в Дт счета 90.08.
Читайте также: что такое коммерческие расходы
Часто задаваемые вопросы по теме «управленческие расходы»
-
Что такое «вариативные управленческие расходы»?
Различают постоянные и переменные расходы. К постоянным относят, в частности, арендные и коммунальные платежи, абонентскую плату за телефонную связь и т.п. Они связаны с активами предприятия.
Переменные (они же вариативные) — это оплата труда, командировки, отпуска, обучение административного персонала, направлены на повышение эффективности труда управленцев.
-
К каким управленческим расходам «придираются» налоговики при проверке?
УпР включаются в состав затрат для расчета налога на прибыль. Проверяющие не станут «придираться», если затраты отвечают стандартным условиям: они экономически оправданы и подтверждены первичными документами.
-
Как учитывать ОХР для целей управленческого учета?
Для «управленки», по нашему мнению, подходит ранее применявшийся метод распределения ОХР по направлениям деятельности.