Что такое ретро-бонус, и зачем он нужен

Продавец может сделать покупателю скидку или предложить премию за то, что тот помог в продвижении товара на рынке. Так работает бонусная система. Разбираемся, как влияют ретро-бонусы покупателям на бухгалтерский и налоговый учет.

Содержание

Что такое ретро-бонус, и для чего его используют

Практика начисления ретро-бонусов активно распространяется: поставщики начисляют покупателю бонусы за реализацию объемов проданных товаров, на которых разместили бренды продавца. Такое условие часто прописывают в дистрибьюторских договорах. Но и в договорах поставки тоже предусматривают ретро-бонусы — когда заказчик приобретает товары у поставщика для последующей реализации от своего имени, но обязательно указывает средства индивидуализации поставщика. В таких договорах прописывают условия, по которым покупатель вправе претендовать на бонусы.

ВАЖНО!
В договоре поставки бонусная программа реализуется в двух формах. Первая — скидка, когда продавец снижает стоимость поставки на начисленные бонусы. Вторая — премия или вознаграждение, выплаченные по факту: когда заказчик достигает определенного объема закупок. Второй вариант — это и есть ретро-бонус.
Для сведения: как составить договор поставки

В бухучете тоже различают два понятия:

  • скидку или бонус — предоставляют в виде снижения цены при заключении договора;
  • ретро-скидку или ретро-бонус от поставщика — предоставляют после того, как покупатель реализовал поставленные товары конечному потребителю.

Ретро-бонусы предоставляют после того, как заказчик реализовал поставленные товары потребителям. Такое поощрение сможет способствовать уменьшению долга покупателя перед продавцом за поставленные, но еще не оплаченные товары.

К примеру, заказчик заплатил только 50 % за поставку. А поставщик сделал по регламенту ретро-бонус — 10 % от стоимости отгруженных товаров. Теперь долг покупателя перед продавцом дополнительно уменьшился на сумму ретро-бонуса.

Когда в договор включают выплату ретро-бонусов, поставщик рассчитывает на то, что покупатель выполнит выгодные для него условия — к примеру, большая закупка, дистрибуция в труднодоступных местностях и пр. То есть встречное предоставление в бонусной системе — надлежащее выполнение обязанностей покупателя (Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 104 от 21.12.2005).

Часто ретро-бонус предоставляют уже после полной оплаты за поставку: продавец сам проводит платеж и возвращает часть денег покупателю. Другой вариант ретро-бонуса — бесплатная поставка дополнительных товаров.

Надо знать: какие документы нужны для заключения договора поставки

Как ведут учет ретро-бонуса

Бухучет ретро-бонуса ведут и поставщики, и заказчики. Но для продавца есть ряд нюансов — как по бухгалтерии, так и в налогообложении.

Поскольку ретро-бонус — это, простыми словами, премия продавца за выполненные условия договора, обычно он не меняет цену отгруженной продукции. То есть ретро-бонус не влияет на НДС ни у продавца, ни у покупателя. Корректировать начисленный налог на добавленную стоимость не надо никому из участников сделки.

Поставщик учитывает ретро-бонус в расходах, а покупатель — в доходах (ст. 250, 265 НК РФ). А вот как отражают расчет ретро-бонусов в бухучете:

  1. Поставщик — Дт 91.02 Кт 76.06.
  2. Заказчик — Дт 76.05 Кт 91.01.

В бухучете поставщика расходы на ретро-бонус отражают в составе прочих затрат по обычным видам деятельности (п. 5, 8 ПБУ 10/99). А заказчик уменьшает стоимость приобретенной продукции на ретро-бонус от продавца (п. 12, 17 ФСБУ 5/2019). Но это касается только ретро-бонусов, напрямую связанных с покупкой конкретной единицы запасов. А еще это правило не распространяется на тех, кто ведет упрощенный бухучет (Письмо Минфина № 07-01-09/98963 от 06.12.2021).

А теперь подробнее разберемся с налоговым учетом. Если ретро-бонус за несколько лет не меняет цену поставки, то налоговую базу по НДС корректировать не надо (п. 2.1 ст. 154 НК РФ). Но если вы ведете раздельный учет по облагаемым и необлагаемым операциям и применяете правило 5 %, то сможете отнести расходы на ретро-бонус к расходам на продажу и включить в общую сумму реализационных затрат по правилам (п. 4 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина № 03-07-11/25771 от 29.05.2014).

ВАЖНО!
Правило 5 % для раздельного учета НДС таково: если совокупные расходы на операции, которые не подлежат налогообложению, составляют менее 5 % всех совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров, то плательщик сможет полностью принять к вычету входной НДС по общим расходам, относящийся и к облагаемым, и к необлагаемым операциям (п. 4 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина № 03-07-14/22135 от 05.04.2018). В совокупные расходы включают как прямые, так и косвенные (письма ФНС № ШС-6-3/827@ от 13.11.2008, № 03-07-14/5857 от 05.02.2016). Поскольку в НК РФ нет порядка определения совокупных расходов на покупку, производство и реализацию товаров, эти затраты разрешают определять по бухучету (Письмо Минфина № 03-07-11/25771 от 29.05.2014).

Если же ретро-бонус уменьшает цену товара, то налоговую базу по НДС все же придется скорректировать. А разницу между НДС до и после применения ретро-бонуса и уменьшения стоимости товарной партии сможете принять к вычету (п. 2.1 ст. 154, п. 13 ст. 171 НК РФ). Для этого надо выставить заказчику корректировочный счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

А если поставщик предоставил заказчику ретро-бонус в виде дополнительной продукции, то ее поставка не облагается НДС, если:

  1. В цену основного товара включена стоимость дополнительно переданной продукции в качестве ретро-бонуса.
  2. НДС, который начислили с основной поставки, включает налог со стоимости дополнительной продукции.

Но поставщику надо оформить документы, которые подтвердят включение НДС за доптовары в первичную поставку — к примеру, калькуляция (п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ № 33 от 30.05.2014). Если таких документов нет, то поставку признают безвозмездной, и придется начислить налог на добавленную стоимость.

Читайте также: как составить договор розничной купли-продажи

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.